Потребители складской и индустриальной недвижимости
Перед тем, как описывать потребителей складской и индустриальной недвижимости, необходимо понимать разницу между понятиями “производитель” и “дистрибьютор”.
«Производитель -физическое или юридическое лицо, деятельность которого направлена на создание экономического продукта». [пейзер Р., Фрей А., с.333] «Дистрибьютор- это юридическое или физическое лицо, которое выкупает у фирмы-производителя право на распространение продукции и имеет с такой деятельности финансовую прибыль, т.е. это посредник на рынке товаров и услуг». [Пейзер Р., Фрей А., с.333] Таким образом, понятия “производитель” и “дистрибьютор” неразрывно связаны, хотя и имеют совершенно разное значение.
Для более удобного восприятия информации о потребителях индустриально- складской недвижимости сначала следует обратиться к схеме №2, где представлены ключевые арендаторы.
Схема №2. Арендаторы индустриально-складской недвижимости
Среди производителей непродовольственных товаров можно выделить следующие: тяжелая промышленность, машиностроение, фармацевтическая и медицинская промышленность, судостроение. [красовская, с.80] Наиболее активно поглощали индустриально-складские помещения дистрибьюторские компании, производящие продовольственные и непродовольственные товары. Они заключили 52 % от общего числа сделок по аренде в 2016 году. Лидерами по объему поглощения арендных площадей стали логистические операторы.
Потребители торговой недвижимости
Принято считать, что основу торговой недвижимости составляют торговые центры/комплексы. [орехов, шубаева, с.219] Это специфический формат торговой недвижимости, в котором содержатся различные типы магазинов.
Наиболее часто встречающиеся типы арендаторов в торговых центрах:
1) Операторы общественного питания (преимущественно сети быстрого питания или fastfood);
2) Fashion-операторы (магазины одежды и обуви);
3) Сети продуктов питания и продуктовые супермаркеты;
4) Банки и страхование;
5) Медицинские товары и услуги (в том числе аптеки и оптики);
6) Косметика и парфюмерия;
7) Цветы и сувениры;
8) Ювелирные изделия и часы;
9) Прочие услуги.
Эти типы арендаторов встречаются почти в каждом торговом центре. Однако если необходимо рассмотреть состав арендаторов более подробно, то стоит обратить внимание на концепцию, позиционирование и формат торгового комплекса. В каждом типе торгового центра существует свой уникальный состав арендаторов и упор на определенных “якорных” арендаторов. “Якорный арендатор - это крупный сетевой оператор, который привлекает основные потоки покупателей в торговый центр”.[http://www.arendator.ru/articles/63537-yakornye_arendatory__centry_prityazheniya-1/]
Якорные арендаторы имеют две особенности [www.retail.ru]:
1) Независимость, т.е. возможность самостоятельно сформировать себе достаточный покупательский поток. Этого можно достичь за счет узнаваемости «якоря» среди покупателей, т.е. раскрученности бренда. Знакомый бренд привлекает потребителей и стимулирует поход в незнакомый торговый центр;
2) Большая занимаемая площадь в торговом центре, которая включает в себя широкий ассортимент товаров. Это выгодно не только покупателям, у которых есть обширный выбор, но и самим якорным арендаторам для компенсации арендной платы за большую торговую площадь.
На сегодняшний день существует разные форматы торговых центров, но нет их единой общепризнанной классификации. Чаще всего в России используют европейские системы классификации торговых центров. Одним из примеров является классификация, которая была разработана Urban Land Institute (ULI). [бахарев, с.65] Эта классификация торговых комплексов и арендаторов представлена в таблице №1.
Таблица №1. Типология торговых центров/комплексов
Характеристики | Микрорайонный торговый центр | Районный торговый центр | Региональный торговый центр | Суперрегиональный торговый центр |
Торговая площадь | 3-5 тыс. кв. м | 10-15 тыс. кв. м | 30-40 тыс. кв. м | 50-80 тыс. кв. м |
Арендаторы | Товары повседневного спроса, бытовые услуги. Магазины обуви, одежды и аксессуаров, парфюмерии, спорттоваров и пр. | То же самое, плюс более широкий ассортимент товаров долгосрочного использования и специализированных товаров и пр. | Популярные товары и услуги, развлечения, рестораны. | То же самое, но более широкий ассортимент |
Якорные арендаторы | Супермаркет | Продуктовый или универсальный магазин | Не менее 2-ух, магазины занимают 50-70% торг. пл. | Более 3 универмагов с полным ассортиментом |
Зона охвата и покупательская доступность | До 2 км 10-минутная пешеходная доступность | До 5 км 20-минутная пешеходная доступность | До 10-30 км 30-минутная пешеходная и 20-минутная транспортная доступность | До 10-45 км 40-минутная транспортная доступность |
Также торговые центры можно разделить по направлениям [статья из журнала Бахарева В.В. при стрит-ритейл, с.50]. На схеме № 3 отображена классификация торговых центров. [пейзер р.б., фрей а., с.300]: