Бухгалтерский учет в розничной торговле

Введение

Малые предприятия — это не организационно - правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

-численность персонала;

-размер уставного капитала;

- величина активов;

-объем оборота (прибыли, дохода).

Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи то Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям. варов и услуг, представляющих для них ценность. Розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Индивидуальное предпринимательство; создание организации (юридического лица).

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса.

Цели государственной регистрации субъектов предпринимательства:

- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

- проведение налогообложения;

- получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;

- предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т.д

Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип – корпорации. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.В современной экономике сосуществуют и органично дополняют друг друга малый, средний и крупный бизнес. Роль малого бизнеса в различных секторах экономики неодинакова. Выделяются области, где малый бизнес является довольно распространенным сектором. В сельском хозяйстве, оптовой и розничной торговле и сфере услуг доминирует малый бизнес, а в промышленности более половины общего товарооборота приходится на крупные фирмы и корпорации. По распространенным в мировой практике определению, малым называется бизнес, который по крайней мере имеет следующие характеристики:

- Независимое управление;

- Частный капитал;

- Локальную сферу деятельности;

- Сравнительно небольшой размер в своей сфере деятельности.

Однако, каким бы ни было определение малого бизнеса, надо сказать, что он имеет важное значение в современной экономике каждой страны. «Розничная торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования» Малые фирмы успешно конкурируют с крупными и дополняют их. Это происходит потому, что малые предприятия быстрее реагируют на изменения рынка, ближе стоят к потребителям, а иногда и удерживают низкие цены. Они поддерживают крупные предприятия в поставке запасных частей, предоставлении смежных услуг и обеспечивают им каналы сбыта. Хотя малый бизнес должен быть успешным, это можно сказать не про все малые предприятия. Около половины из них постоянно находится на грани выживания. Поэтому можно отметить как недостатки, так и преимущества малого бизнес.
Малый бизнес не может успешно конкурировать на всех рынках страны. Первое условие успеха в малом бизнесе - нахождение рынка, на котором быть малым - это преимущество, а не недостаток. Это чаще сего рынок услуг: бухгалтерское обслуживание и сопровождение, аудит, переводы, юридические услуги и т.д. Что же обеспечивает преимущества малым предприятиям?
Преимущества малого бизнеса:
Размер рынка. Многие рынки имеют ограниченные размеры. Например, свежие цветы местных поставщиков довольно трудно транспортировать на большое расстояние, поскольку они долгое время не сохраняются. Когда услуги таких малых предприятий, как парикмахерские, ателье мод, рестораны, пункты розничной торговли и другие, пользуются спросом у клиентов, то это является большим преимуществом представителей малого бизнеса. Все эти преимущества обусловлены географическим ограничением рынков сбыта продукции и услуг малого бизнеса. Небольшой объем производства и ограниченные ресурсы заставляют малые предприятия быстро приспосабливаться к новым условиям. Например, оказывая такие услуги, как лучший массаж , малое предприятие в масштабах страны становится известным игроком на рынке страны. Крупные компании являются менее поворотливыми в плане приспособления собственной стратегии к новым тенденциям в экономике.
Инновации и изменения. Малые фирмы - основной источник инноваций в экономике. Они внедряют инновации на рынок быстрее, чем крупные фирмы. Инновации основаны на ассигновании фирм, которые быстро дают отдачу. Так, малые фирмы имеют преимущества в скорости внедрения инноваций. В отраслях легкой промышленности, где стиль руководства и технологии быстро меняются, малые фирмы могут лучше маневрировать. В швейной или перерабатывающей промышленности, например, есть много мелких фирм, которые работают не только на розничную торговлю, но и в проектировании, производстве. В высокотехнологичных отраслях малые фирмы иногда также "пробиваются" среди крупных, но в действительности только в роли посредника, получив право перепродавать их продукцию. Например, в сфере компьютерных технологий.
малые предприятия обеспечивают ускорение реализации новейших технических и коммерческих идей, наукоемкой продукции. Более 60% новизны XX века создано независимыми изобретателями и небольшими компаниями. Основой таких достижений более свободные организационные условия на малых предприятиях, более индивидуального подхода в разработках. Интересным примером может служить изобретение в СССР братьями Борисом и Сергеем Нуралиев информационной системы "1С". Затем эта программа была востребована более чем сотней предприятий для построения телекоммуникационных коммерческих сетей. Позже на имя системы была названа и компания.
Личный контакт. В некоторых случаях бизнеса малые фирмы имеют преимущества в том, что могут предложить личный контакт. Во многих фирмах розничной торговли и обслуживающих предприятий, различных клубах и т.д. социальные контакты переросли в деловые. Личные отношения руководителя со служащими также является преимуществом малого бизнеса. Служащие, которые контактируют с "боссом", часто и работу выполняют лучше, чем работники крупных объединенных компаний, и могут рассчитывать на адекватную оценку со стороны непосредственного руководителя за свою старательность в виде повышения заработной платы. Наконец, на фирме, владелец которой имеет высокую квалификацию (например, в стоматологической практике, авторемонтной мастерской), клиенты, вероятно, захотят иметь дело с ним, а не с рядовыми работниками. Часто решающим аргументом в рекламе предоставление услуг в малом бизнесе отмечается личное участие его владельца в качестве исполнителя или по изготовлению праздничных тортов, выполнение индивидуального заказа на прическу или дизайнерский проект, то по оказанию медицинских консультаций и другое.
Социальная адаптация. Несомненным преимуществом малых предприятий является решение проблемы занятости за счет создания свободных рабочих мест и поглощения избыточной рабочей силы во время циклических спадов и циклических сдвигов экономики и смягчения социальной напряженности, демократизация рыночных отношений, создание предпосылки формирования среднего класса, существование которого ослабляет присущую рыночной экономике тенденцию к социальной дифференциации и расширяет социальную базу реформ. Торговая отрасль – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики России. Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год, Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли. На протяжении последних 5 лет розничная торговля является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей российской экономики. По оценкам экспертов, в течение ближайших 5 лет она будет прирастать в среднем на 21% в год, в то время как в Восточной Европе этот показатель составит максимум 3-5%, а в Западной – всего 0,8%. Розничная торговля - это любой бизнес, который сосредоточивает свои маркетинговые усилия на удовлетворении конечного потребителя путем организации продаж товаров и услуг. Таким образом, розничная торговля не ограничивается только продажей материальных продуктов, она также включает в себя финансовые услуги, услуги доставки, мобильной связи, химчистки, парикмахерские и другие виды услуг.
Часто используемый сегодня термин retailing - «ритейл», «розничная торговля» - происходит от старинного французского слова retailer, означающего «разрезать, разделить что-либо» и показывает, что розничный торговец распределяет большие объемы товаров, которыми торгует, на порции в соответствии с потребностями индивидуальных потребителей.
В то же время, отрасль достаточно успешно преодолела последствия кризиса. В 2010 году объем оборота оптовой торговли составил 31,5 трлн. руб., розничной - 16,4 трлн. руб. – для розничной. Валовой внутренний продукт за 2010 г. составил 44, 5 трлн. рублей, что на 104,0% больше, чем в 2009 году. Объем экспорта и импорта продукции по сравнению с 2009 годом вырос соответственно на 135,6% и до 129,1%. Товарооборот в 2010 году составил 16,4 трлн. рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем за 2009 г. В оптовом сегменте восстановление продаж в 2010 году происходило медленнее: оборот составил 31454,3 млрд. рублей, или 101,3% 2009 году.

В России активно работают международные розничные сети: Ашан , Метро , Леруа Mерлен , Оби , Кика , Икея , Касторама . При этом показатели эффективности иностранных сетей в России выше, чем у их отечественных конкурентов: выручка с квадратного метра в среднем в 1,2-1,5 раз выше. Это ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Уровень развития торговли отличается в разных регионах Российской Федерации как по уровню цен, обеспеченности населения торговыми площадями, структуре ассортимента, так и по ряду косвенных показателей: развитие транспортно-логистической инфраструктуры, наличие местных производителей и др..

Учет приобретения товаров

Организация, осуществляющая розничную торговую деятельность, может вести бухгалтерский учет товаров по покупной или продажной стоимости.

Если товар приходуется по покупной стоимости, то все бухгалтерские записи будут аналогичны записям для оптовой торговли:

Д-т 41, К-т 60 – оприходован товар от поставщика;

Д-т 19, К-т 60 – учтен НДС, предъявленный поставщиком в счете-фактуре;

Д-т 68, К-т 19 – принят к вычету НДС при соблюдении условий, изложенных в ст. 172 НК РФ;

Если учет товаров ведется по продажным ценам, то разница между покупной и продажной стоимостью учитывается отдельно на счете 42 «Торговая наценка»;

Д-т 41, К-т 60 – 100 000 руб. – оприходован товар от поставщика;

Д-т 19, К-т 60 – 18 000 руб. – учтен НДС, предъявленный поставщиком в счете-фактуре;

Д-т 68, К-т 19 – 18 000 руб. – принят к вычету НДС при соблюдении условий, изложенных в ст. 172 НК РФ;

Д-т 41, К-т 42 – 77 000 руб. – учтена торговая наценка (которая складывается из: 50 000 руб. – наценка на покупную стоимость товара, 27 000 руб. – НДС с продажной цены).

Учет реализации товаров

В розничной торговли продажа товаров осуществляется по договору розничной купли-продажи, который является отдельным видом договора купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот договор имеет ряд особенностей:

в качестве продавца по нему могут выступать организации или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность именно по продаже товаров в розницу;

цель покупки – не связана с предпринимательской деятельностью;

договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК РФ), т.е. продавец по этому договору должен выполнить обязанность по продаже товара в отношении каждого, кто к нему обратится, и не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим (п. 1 ст. 426 ГК РФ). При этом цена товаров устанавливается одинаковой для всех потребителей, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций производятся всеми предприятиями с применением ККТ. В розничной торговле договор заключается в устном виде, и право собственности на реализуемый товар переходит к покупателю при передаче ему вещи, т.е. в момент продажи. При этом договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момент выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). В розничной торговле момент реализации товара обычно сов­падает с его оплатой.

1. Реализация при учете товаров по покупной стоимости.

В этом случае применение счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» необязательно.

Д-т 50, К-т 90-1 – получена выручка от покупателей;

Д-т 90-2, К-т 41 – передан товар покупателям;

Д-т 90-3, К-т 68 – начислен НДС с реализованного товара.

2. Реализация при учете товаров по продажной стоимости.

В этом случае разница между покупной и продажной стоимостью товаров учитывается отдельно на счете 42 «Торговая наценка». При реализации товаров сумма скидок (накидок) в части, относящейся к реализованным на предприятиях товаров, сторнируется по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 90 «Продажи».

При списании товара вследствие естественной убыли, брака, порчи или возврата поставщику наценка также сторнируется по кредиту счета 42.

Часть наценки, которая относится к реализованному товару и которую сторнируют, называется реализованным торговым наложением.

При небольшом ассортименте товара его можно рассчитывать, суммируя наценки всех проданных товаров. Это наиболее точный способ расчета.

В магазинах с большим ассортиментом это сделать довольно сложно.

В данном случае реализованное торговое наложение определяется расчетным путем. Основные способы расчета:

1) по общему товарообороту;

2) по ассортименту товарооборота;

3) по среднему проценту;

4) по ассортименту остатка товаров.

1. При способе расчета по товарообороту реализованное торговое наложение (РТН) рассчитывается по формуле:

РТН = Т x РН,

где Т – общий товарооборот;

РН – расчетная торговая надбавка.

В свою очередь:

РН = ТН х 100%,
  100% + ТН      

где ТН – торговая надбавка, %.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяется одинаковый процент торговой надбавки. Если ее размер в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.

Пример 1. Магазин приобрел 100 банок кофе по цене 1180 руб. за банку (в том числе НДС – 180 руб.). Торговая наценка – 80%. За отчетный период продана половина всего товара.

Д-т 41, К-т 60 – 100 000 руб. – оприходован товар по ценам поставщика;

Д-т 19, К-т 60 – 18 000 руб. – учтен НДС по товару;

Д-т 68, субсчет «НДС», К-т 19 – 18 000 руб. – принят к вычету НДС по данному товару;

Д-т 41, К-т 42 – 80 000 руб. – отражена торговая наценка (в том числе НДС – 14 400 руб.);

Д-т 50, К-т 90-1 – 90 000 руб. – получена выручка за товар;

Д-т 90-2, К-т 41 – 90 000 руб. – списана учетная стоимость товара.

РН = 80% х 100% = 44,44%.
  100% + 80%      

РТН = 90 000 х 44,44% = 39 996 (руб.).

Д-т 90-2, К-т 42 – 39 996 руб. – сторнирована сумма реализованной торговой наценки;

Д-т 90-3, К-т 68 – 13 728,81 руб. – начислен НДС с реализованного товара;

2) реализованное торговое наложение по ассортименту товарооборота определяется по формуле:

РТН = Т1 x РН1 + Т2 x РН2 + ... + Тп x РНп,

где Т – товарооборот по группам товара.

2.1 Документальное оформление операций в розничной торговле

Организации, занятые в сфере торговли, традиционно относятся к числу хозяйствующих субъектов, имеющих большой объем документооборота. Ведь им ежедневно приходится совершать операции, связанные с приемкой, хранением и продажей товаров, которые, как известно, представляют собой основной вид активов указанной категории субъектов предпринимательской деятельности. Документооборот, как элемент учетной политики торговой организации, выступает не только основой для ведения бухгалтерского и налогового учета компании, но является и базой для принятия различного рода управленческих решений. Торговая деятельность имеет свои отраслевые особенности, которые сказываются, в том числе, и на порядке документального оформления операций, совершаемых с товаром. О специфике торгового документооборота мы и поговорим далее.
По Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»торговые организации обязаны вести бухгалтерский учет, причем ответственным за его организацию является руководитель торговой компании. Именно руководитель торговой фирмы, отталкиваясь от объема учетной работы, принимает решение о том, каким образом торговая организация будет выполнять данное требование бухгалтерского законодательства. Для этих целей руководитель может учредить собственную бухгалтерскую службу торговой компании, возглавляемую главным бухгалтером, передать на договорных началах ведение учета специалистам или лично заняться его ведением.
Кроме принятия решения о форме ведения бухгалтерского учета руководитель торговой фирмы должен своим приказом утвердить и учетнуюполитику, которой в дальнейшем торговая организация будет руководствоваться при ведении учета.
Вместе с учетной политикой утверждаются:
- формы первичных документов, которые будут использоваться фирмой в своей деятельности;
- формы документов, которые будут использоваться торговой фирмой для внутренней бухгалтерской отчетности;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Причем правила своего документооборота торговая компания определяет самостоятельно исходя из размеров самой фирмы, ее внутренней структуры, а также интенсивности хозяйственных операций, учитывая при этом нормы действующего бухгалтерского законодательства, а также Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 года N 105. Несмотря на то чтоуказанный документ был принят еще до реформирования российского бухгалтерского учета, нужно сказать, что основные его положения до сих пор остаются актуальными, тем более, что Минфин Российской Федерации пока так и не утвердил никаких специальных рекомендаций по организации системы документооборота.
В общепринятом значении под документооборотом понимается движение первичных бухгалтерских документов от момента их создания или получения со стороны до передачи в архив. Несмотря на то что каждый первичный бухгалтерский документ имеет свой маршрут движения в организации, общими этапами документооборота для всех без исключения первичных документов являются:
- создание (получение) первичного документа;
- передача его в бухгалтерскую службу организации;
- принятие его к учету, что в свою очередь предполагает его проверку, обработку и внесение данных в соответствующий бухгалтерский регистр;
- передача документов в архив. Обеспечить своевременное прохождение документами каждого этапа движения можно только посредством установления специального регламента, который обычно называют графиком документооборота. Разработка такого графика входит в обязанности главного бухгалтера торговой компании, а утверждение осуществляется руководителем. При разработке графика документооборота главный бухгалтер должен руководствоваться принципом рациональности, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, а также определять минимальный срок его нахождения в подразделении. При этом следует учитывать, что график должен способствовать улучшению всей учетной работы в целом и усилению контрольных функций бухгалтерского учета. В силу того, что все исполнители графика документооборота обязаны его соблюдать, то, понятно, что они с ним должны быть ознакомлены. Для чего каждому исполнителю необходимо вручить выписку из графика, в которой перечислены все документы, относящиеся к сфере деятельности конкретного сотрудника, с указанием адресов и сроков представления документов.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязывает организации подтверждать все свои хозяйственные операции первичными учетными документами. И торговые компании не являются исключением. Причем, по общему правилу, для этих целей торговые организации должны применять унифицированные формы первичных документов, разработанные и утвержденные Госкомстатом Российской Федерации. И только в случае отсутствия типовых форм торговые организации вправе применять самостоятельно разработанные формы учетных документов, при условии того, что они содержат все обязательные реквизиты перечислены в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а их применение закреплено учетной политикой компании.
Унифицированные формы первичных учетных документов для торговых организаций утверждены постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 132, причем данным постановлением утверждены как общие формы по учету торговых операций, так и специальные, а именно:
- по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники;
- по учету торговых операций при продаже товаров в кредит;
- по учету торговых операций в комиссионной торговле.
Торговля представляет собой процесс, связанный с куплей-продажей товаров, в связи с чем, можно сделать вывод, что основными операциями, совершаемыми с товаром, являются его приемка и продажа.
1. Приемка товара

При приемке товара торговые фирмы руководствуются Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10 июля 1996 года N 1-794/32-5
Порядок приемки товаров, а также ее документальное оформление зависят от места приемки товаров, ее характера (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам и так далее.
Товар поступает в торговую организацию по товаросопроводительным документам, предусмотренным условиями поставки товара, а также правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).
В качестве накладной обычно используется товарная накладная N ТОРГ-12.
Если товар доставляется автомобильным транспортом, то используется товарно-транспортная накладная N 1-Т, унифицированная форма которой утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
При доставке товара по железной дороге в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная, форма которой утверждена Приказом МПС Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 39, к которой могут прикладываться спецификации и упаковочные листы, о чем в самой накладной делается специальная отметка. Если товар поступает в железнодорожном контейнере, то используется "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере". При доставке товаров водным транспортом оформляется коносамент.
О товаросопроводительных документах, которые применяются во внутренних перевозках при перемещении товаров между Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским видами транспорта подробно разъяснено в письме ФТС Российской Федерации от 2 июля 2010 года N 04-34/32666 "О направлении информации" (вместе с письмом Минтранса Российской Федерации от 11 июня 2010 года N СА-16/6229 "О форме товаро-транспортной накладной").
Для документального оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности, в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора, Госкомстатом Российской Федерации предусмотрен Акт о приемке товаров формы N ТОРГ-1. Тем не менее, обычно в торговых организациях товар принимается на учет на основании товарной накладной формы N ТОРГ-12. Информация о товаре, содержащаяся в накладной формы N ТОРГ-12, практически совпадает с информацией, указываемой в акте N ТОРГ-1, в связи с чем, многие торговые организации в целях сокращения объема используемых документов предпочитают не использовать Акт N ТОРГ-1.
Так как такие действия могут привести к неблагоприятным последствиям для фирмы, например, к отказу в вычете по НДС (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2006 года по делу N А56- 30635/2005), то рекомендуем отказ от использования фирмой Акта N ТОРГ-1 закрепить в учетной политике. Одно дело, если фирма работает исключительно с российскими поставщиками товаров, а если организация приобретает импортные товары? Вряд ли иностранный поставщик выпишет покупателю N ТОРГ-12, поэтому в такой ситуации без Акта N ТОРГ-1 не обойтись. Отсутствие данного акта по импортным товарам, может привести к спору с налоговым органом, о чем свидетельствует«постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2007 года по делу N А21-7777/2006.»Споры у торговых организаций с контролирующими органами возникает по поводу товаров, доставляемых в компанию автомобильным транспортом, причем независимо от того, кто произвел доставку - сам покупатель или поставщик. В этом случае налоговики требуют от налогоплательщика представления товарно-транспортных накладных формы N 1-Т, а при их отсутствии отказывают в вычете по НДС, что в свою очередь ведет к пересчету налогов и возникновению налоговой ответственности налогоплательщика. Идеальным вариантом при доставке товаров автотранспортом является наличие N ТОРГ-12 и N 1-Т, это поможет избежать в дальнейшем спорных вопросов, как в отношении вычетов по НДС, так и учета транспортных расходов при налогообложении.
Если при приемке товаров организация выявляет расхождения по количеству или качеству товаров, то оформляются следующие документы:
- Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-2);
- Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма N ТОРГ-3).
Указаниями по заполнению унифицированных форм определено, что Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.
Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и покупателя или представителем организации - покупателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Составление Актов производится отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
Товары, по которым расхождения не выявлены, в актах не перечисляются, при этом в конце акта делается отметка: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет".
Подписываются Акты всеми членами комиссии, в случае отказа любого члена комиссии от подписи акта, об этом делается соответствующая отметка в самом акте.
Подписанные Акты с приложением всех соответствующих документов (накладных, счетов-фактур и так далее) передаются под расписку в бухгалтерскую службу организации для направления претензии поставщику или перевозчику.
Утверждает Акт руководитель торговой организации, он же принимает решение о направлении претензионного письма.
Форма Акта N ТОРГ-2 оформляется при приемке товаров отечественного производства, он составляется в четырех экземплярах. Один экземпляр Акта передается в бухгалтерию организации - покупателя, второй - обычно прикладывается к претензионному письму, направляемому в адрес поставщика или перевозчика, третий - вручается представителю поставщика, участвующему в актировании товара, а четвертый - вручается перевозчику.
При актировании товаров, поступивших от иностранных поставщиков, используется форма Акта N ТОРГ-3, составляемая в пяти экземплярах.
В силу того, что унифицированной формы претензии не существует, торговой организации следует такую форму разработать самостоятельно и закрепить ее использование в своей учетной политике.
2. Продажа товара

Выше уже было сказано, что для оформления операций продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организацией используется товарная накладная формы N ТОРГ-12. Выписывается она уполномоченным лицом торговой организации в двух экземплярах. Любой первичный документ и товарная накладная N ТОРГ-12, приобретает юридическую силу только в том случае, если она заполнена по соответствующей форме, с указанием всех реквизитов и подписана надлежащим образом. В N ТОРГ-12 в обязательном порядке указывается следующая информация:
- Наименование, адрес, телефон, факс и реквизиты, обслуживающего банка грузополучателя, поставщика и плательщика.
-Номер и дата транспортной накладной;
-Должности и подписи лиц, разрешивших отпуск груза и осуществивших его фактическую отгрузку. Помимо самих подписей в товарной накладной в обязательном порядке приводятся расшифровки подписей указанных лиц.
В соответствии с пунктом 3.22 ГОСТа Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 3 марта 2003 года N 65-ст, под расшифровкой подписи понимаются сначала инициалы и только потом фамилия лица, подписавшего документ. Подписи указанных лиц скрепляются печатью организации продавца.
В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 года N 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" организации не вправе изменять какие-либо реквизиты товарной накладной N ТОРГ-12(включая ее код, номер и наименование). Порядком категорически запрещено удалять отдельные реквизиты товарной накладной N ТОРГ-12.
Не всегда организация-продавец может обойтись типовой формой накладной N ТОРГ-12. Например, такая ситуация может возникнуть, если цена товара установлена в условных денежных единицах Заполнять N ТОРГ-12 в у.е. продавец не вправе, Порядок запрещает изменять или удалять реквизиты N ТОРГ-12.
Порядком определено, что при необходимости организация может в унифицированные формы первичной учетной документации вносить любые дополнительные реквизиты, исключение составляют только формы документов по учету кассовых операций. Поэтому фирме-продавцу следует воспользоваться этим правом и внести в N ТОРГ-12 дополнительную графу с ценой в у.е. с указанием даты, на которую определяется рублевый эквивалент стоимости товара.
Такое дополнение унифицированной формы N ТОРГ-12 позволит торговой организации избежать проблем при составлении "первички" в момент отгрузки товара, окончательная цена которого еще не сформирована. В дополнительной графе продавец укажет сумму товара в у.е., а в графе "Сумма в рублях" поставит прочерк - ведь в момент совершения данной хозяйственной операции у продавца еще таких данных нет. Кстати, именно так рекомендуют поступать столичные налоговики в письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 14 декабря 2005 года N 20-12/93198.
Если условиями договора купли-продажи или поставки предусмотрено, что доставка товара осуществляется силами продавца, то, как уже было отмечено, необходимо заполнить товарно-транспортную накладную формы N 1-Т .
Несмотря на то, что из указаний по ее применению следует, что ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, лучше выписать этот документ, чтобы не "подставлять" своего партнера.
ТТН состоит из двух разделов:
- товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. Причем у первого она выступает основанием для списания ТМЦ, а у второго - используется для оприходования.
- транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя-заказчика автотранспорта с транспортной организаци<

Наши рекомендации