Вторник, 10 тебефа, 5562 (1802) года.
По приказанию шести уполномоченных по делу процентного сбора обнародовано во всех синагогах следующее: налагается трехдневный пост по случаю неблагоприятных слухов (из Петербурга), а именно: в понедельник 16-го, четверг 19-го и опять в понедельник 23 тебефа, и посты эти должны быть строго соблюдаемы всеми жителями нашего города, мужчинами и женщинами, наравне с постом Эсфири.
В эти три дня поста воспрещается жителям города делать где-либо собрания для молитвы, а каждый обязан явиться непременно в большую синагогу для общего соединения и усиления молитв к Богу и непременно принести с собой следуемую с него уплату объявленного процентного сбора.
Кто же в дни поста не уплатит числящегося на нем долга по процентному сбору до одной копейки, тот, кроме других штрафов, которым подвергнется, еще будет объявлен отлученным от своего народа.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Печатается с незначительными сокращениями по: Книга Кагала: Материалы для изучения еврейского быта / Собрал и перевел Яков Брафман. Вильно: Печатня Виленского губернского правления, 1869. Текст печатается с учетом норм современного языка, замеченные неточности и опечатки исправлены. – О.П.
[2]См.: Виленский вестник, 1866. № 149. Статья «Взгляд еврея».
[3]Хошен га-Мишпат, §Пар. 369. С.11.
[4]Там же. С. 21.
[5]Талмуд, трак. Гитин, ст. 62 и пр.
[6]На основании Св. Зак. Т.3, уст. о службе по выборам. Ст. 522, 524 и 525.
[7]Хошен га-Мишпат, § Пар. 132—171.
[8]См. примеч. 5 и 12.
[9]См. письмо Наполеона I (ноябрь 1806), а также послание 5 к Синедриону (Allgemeine Zeitung des Judenthums. 1841. С.333).
[10]Zbior Praw Dubenskiego. S. 222.
[11]Фактор называет чиновника, которому он служит, своим паном, или порицом.
[12]Вот мнение Роша, одного из высших талмудических авторитетов, относительно раздачи подарков судьям и властям. «Вопрос. Обязан ли ремесленник, который издерживает ежегодно свои деньги на подарки чиновникам по делам, касающимся его ремесла, участвовать в подобном расходе со стороны кагала? Ответ. Если кагал дает награды судье, чтобы он был его защитником и покровителем при каждом случае, как это необходимо дать подкуп начальникам и властям в каждом городе во время пребывания нашего в изгнании, то ремесленник не может отказаться от участия; если же кагал дает подарки судье за судебные дела, к которым этот ремесленник неприкосновенен, то он свободен от участия в расходе» (Тешубот гарош, Пар. 10).
[13]Мы приводим здесь выписку из записки Державина, ничего в ней не изменяя, в том числе и упоминание о себе в третьем лице.
[14]Записки Державина. М., 1860. С.479.
[15]В большой части городов западных губернии нет других мясников, кроме евреев, и в продажу христианам поступает только то мясо, которое не обращается на кошер» (Св. Зак. Т.5. Примеч. к ст. 280, п. 42).
[16]Хасиды, секта последователей каббалистического учения Бешта, жившего около 1730 года в м. Межибоже Подольской губернии, употребляют предельно тонко отшлифованный нож, против чего метнагеды (раввинисты) протестуют и употребляют нож острый, а не тонкий. Подробно о хасидизме см. кн.: Григорьев В. Еврейские религиозные секты в России. СПб., 1847. С. 204—219.
[17]Шулхан-арух, Иоре-де'а, гл. 29, положение о трефе.
[18]Втор. 14, 21.
[19]Освобождение мяса от жил опять требует специального знания, занимающийся этим делом называется менакером.
[20]Нарушая кошер, еврей нарушает вместе и херем и подвергается наказаниям, изложенным в актах № 148 и 149.
[21]Само собою разумеется, что мы говорим здесь о мясе в христианских лавках вообще, а не о том трефном мясе, которое евреи признали негодным для себя.
[22]Коробочный сбор с кошера служит кагалу главным финансовым источником и в других странах, где только кагал существует. «Запрещение продажи трефного мяса христианам, – пишет корреспондент еврейской газеты «Гамагид» в письме из Белграда, есть страшнейший бич для евреев. Оно влечет за собою бесчисленное множество бедствий. Все кагальные дела пострадают от этого запрещения, ибо коробочный сбор от кошера, который прекратился с этим запрещением, был главным финансовым источником кагала» (Гамагид. 1869. № 2. С.12).
[23]Устав о податях. Приложение к ст. 281, п. 1.
[24]Там же, п. 8.
[25]Там же, п. 53.
[26]Там же, п. 57.
[27]Дело Виленского губернского правления № 699, 1867 г.
[28]По канцелярии генерал-губернатора. Дело № 73, 1867 г.
[29]Брафман Я. Еврейские местные и всемирные братства. Вильно, 1869.
[30]Колбо, устав о чтении Пятикнижия, гл. 20.
[31]Талмуд, трактат Мегилла. С.21.
[32]Орах-хайима, Пар. 935.
[33]Там же.
[34]Колбо, гл. 20. Здесь надо понимать и подземного врага – сатану.
[35]У евреев до сих пор существует древнее духовенство ааронидов и левитов – см.: Виленский вестник. 1866. № 149, 151, 173.
[36]Колбо, гл. 20.
[37]Подробно об этом предмете см.: Кулин. Сборник литературных статей. Вильно, 1868. С. 274—278; Брафман. Еврейские братства. Вильно, 1869.
[38]Орах-хайима, гл. 135.
[39]Имущество неевреев все равно что пустыня свободная (Талмуд Бабабатра. С.55).
[40]См. вопросы и ответы Иосифа Кулуна. Пар.§ 132.
[41]При рассмотрении этого права мы не должны смешивать его с правами, которые предоставлены государственными законами всем городским и сельским обществам при причислении иногородних душ и в отношении вынесения общественных приговоров. В избе кагала нередко решаются и подобные вопросы, но тогда в заключении кагала ясно излагаются все условия, при которых кагал дает положительный ответ просителю, и дело предается на утверждение магистрата (см. об этом акт № 279).
[42]Подробно об употреблении кагалом местной администрации орудием для обеспечения своей незаконной власти будем говорить ниже.
[43]Хошен га-Мишпат, Пар. 156, ст. 7. Вопросы и ответы равви Иосифа Кулуна, Пар. 191.
[44]Там же.
[45]См. акт № 261 и пр.
[46]Меропие означает отстранение настоящего владельца от его имущества.
[47]Хошен га-Мишпат, Пар. 156, ст. 17, Мордахай, трактат «Бабабатра», гл. 8. Ло-яхпор.
[48]По смыслу пятого примечания к этой статье действие оной простирается и на евреев, содержащих в казенных имениях шинки и пр.
[49]Из жалоб, поданных в Виленскую губернскую думу и городскому голове за 1866 год еврейкой Ц. Бройдой, видно, что за погребение мужа взяли с нее 1500 руб. и что она была вынуждена к уплате этой суммы и к формальному заявлению, что таковая внесена ею как добровольное пожертвование на благотворительные цели потому, что погребальное братство до пяти дней не предавало земле тело покойника. Дальше из дела видно, что кагал, узнав о вышеизложенной жалобе, сверх взятых 1500 руб. оштрафовал ее на 500 руб., придавая этому штрафу значение недоимки по рекрутской повинности за несостоятельных евреев. Конечно, дерзость кагала в этом случае была очевидна, ибо в истории Виленского кагала нет примера, чтобы такой крупной суммой кто-нибудь был обложен за недоимку по рекрутской повинности. Однако ж местная власть не только не могла заступиться за обиженную, но еще должна была сама взыскать наложенный кагалом штраф, так как еврейское общественное управление (кагал) в делах отправления общественных повинностей евреями есть учреждение правительственное. Теперь читатель поймет, что значит часто употребляемое кагалом изречение «принудить посредством гонмов» (местной власти).
[50]В Вильно спокон века существовал сбор в пользу кагала со съестных припасов, продающихся в известном районе города евреям и христианам. В этом районе кагал успел поместить, с подтверждения начальства, рыбный рынок, и, таким образом, ему удалось обложить продажу рыбы для всех жителей без исключения значительной пошлиной. Сбор этот, который ещё в 1867 году был отдан с публичных торгов в Думе за 2700 руб. серебром еврейскому откупщику, в первый раз обратил на себя внимание местной власти, и есть надежда, что этому сбору скоро будет конец (Отзыв канцелярии Виленского губернского правления от 19 сентября 1868 г. № 9581).
[51]О повсеместном существовании права Хезкат ишуб мы будем говорить во второй части нашей книги, но, что его придерживался Виленский кагал, видно из «Кириа Неемана» С.И Фина (Вильно, 1860. С.72).
[52]Колбо, Пар. 139.
[53]См.: Брафман Я. Еврейские братства. С. 1—21.
[54]Виноградное вино, к которому прикоснулся неевреи, считается вином «несех» идолослужения (Iore dea, Пар.§ 123—138).
[55]Numeri cap. XVI, ст. 38—41.
[56]Мезуза значит косяк. Отсюда свернутый клочок пергамента, на котором записывают текст из Пятикнижия (Deuter. cap. VI, ст. 4—9 н cap. XI, ст. 13—21) и который прибивают евреи к косякам дверей и ворот, получил название Мезуза. Она, по верованию евреев, служит амулетом, охраняющим порог от нечистой силы.
[57]Шааре-цедек, ч. 5, гл. 4, Пар. 14; Тешубот-гагаоним, Пар. 10; Тешубот-Гарамбам (Маймонида), Пар. 142.
[58]Колбо, устав о хереме, Пар. 139.
[59]Хошен га-Мишпат, Меират-энаим, гл. 75, ст. 6; Тешубот-Гарамбам, Пар. 229.
[60]См. ниже, примеч. 8.
[61]См. ниже, примеч. 6.
[62]Шеаре-цедек, ч. 5, гл. 4, Пар. 14; Тешубот-Гагаоним, Пар. 10; Тешубот-Гарамбам (Маймонида), Пар. 142.
[63]Чис. 29, 1.
[64]Ам. 8, 10.
[65]Чис. 29, 1.
[66]См. молитву «Унсане токеф».
[67]В подтверждение нашего объяснения обряда текиот шофер укажем читателю, что и Судный день, заканчивающий собой сказанный десятидневный период, завершает свои молитвы тоже звуком рога при громком всенародном восклицании: «Лешана габаа бирушелайм!» («На будущий год да будем в Иерусалиме!»), т. е. тем самым патриотическим призывом, только в сокращенном виде.
[68]Безуспешное собрание еврейских раввинов в Касселе и Лейпциге в настоящем году весьма справедливо предполагало устранить из еврейских молитвенников все места, напоминающие о пришествии Мессии и возвращении евреев в Иерусалим, ибо при этих задевающих за живое молитвах еврею действительно невозможно проникнуться ощущением себя местным гражданином и освободиться от предрассудков на счет иноверцев. Но противная партия, защищающая молитвы, тоже весьма основательно доказывает, что с устранением их иудейство прекращает свое существование. Любопытная полемика об этом весьма важном вопросе наполняет столбцы еврейских журналов «Гамагид» и «Le Libanon» за 1869 год. Особенного внимания заслуживают дельные статьи по этому вопросу Д. Гордона в № 31-33 «Гамагида» за 1869 год.
[69]1 См. ниже, примеч. 16.
[70]Раввины не везде бывают. В больших городах большей частью находятся только рашбет-дин (председатель бет-дина) и морегерое (ученый член общества для решения разных вопросов). В Вильно нет уже раввина более семидесяти лет: кагал не желает полного раввина, ибо таковой позволяет себе иногда вмешиваться в общественные дела.
[71]Хошен га-Мишпат, гл. 26, ст. 1.
[72]См.примеч. 5.
[73]См. акты под № 148, 149.
[74]Хошен га-Мишпат, гл. 26, ст. 1.
[75]5 Там же, ст. 4.
[76]Там же, гл. 1, ст. 1.
[77]Там же, ст. 3.
[78]Там же, ст. 4.
[79]См. примеч. 8.
[80]Хошен га-Мишпат, гл. 1, ст. 5.
[81]Хошен га-Мишпат, гл. 2, ст. 1; Jopa-dea, гл. 228.
[82]Хошен га-Мишпат, гл. 11, ст. 1—4.
[83]Мы считаем нелишним сказать, что приведенные нами статьи составляют самую незначительную долю из общего состава законов, определяющих значение, власть и образ действий нынешних бет-динов.
[84]См. примеч. 12.
[85]См. примеч. 5.
[86]Руф, гл. 6, ст. 7.
[87]Хошен га-Мишпат, гл. 195, ст. 1.
[88]При этом понятии слова «каболат-кинион» имеют значение русского «владения», которое, по Морошкину, происходит от «волю деяти», т. е. находится в таком отношении к предмету, которое дает возможность проявить свою волю относительно его. (Морошкин. Рассуждение о владении по началам русского законодательства. М., 1839. С. 77.).
[89]Хошен га-Мишпат, гл. 2, ст. 1, шах 12; Тешубот гарош, Пар. 21.
[90]В каждой еврейской общине существует кагалом утвержденный местный состав музыкантов: скрипач, цимбалист, бас и бубенщик. К этому оркестру принадлежит еще бадхан-лице, который иногда до слез доводит, иногда тешит свадебную публику своими экспромтами в стихах, распевая их под музыку. На свадебном ужине он и фокусник.
[91]См. выше, примеч. 4.
[92]Участвующие в танцах сами платят музыкантам за каждый танец по условленной цене.
[93]См. примеч. 8.
[94]У евреев браки совершаются посредством шадханов (сватов) и сватовством промышляют в каждом городе десятки людей.
[95]Рахаш – это подать в пользу раввина, хазана (кантора) и шамета (синагогального старосты). В Вильно этот сбор отдавался в откуп до 1868 года и взимался полицией. Рахаш в Вильно входил в состав сбора, о котором мы говорили выше, в примеч. 5.
[96]Кетуба – брачный документ, писанный на халдейском языке, в котором изложены обязанности мужа по отношению к жене.
[97]Талет – кашемировый белый платок с черными полосами с двух концов. Кител – это белая рубаха вроде комжи, употребляемой римско-католическим духовенством в алтаре.
[98]Все родственники и знакомые, по обычаю, приносят или присылают свадебные подарки; они даются жениху будто за дроше (речь), которую он держит во время свадебного пира. Но речь бывает весьма редко, а подарки вошли в обычай.
[99]Желая преследовать еврея за нарушение какого-либо из своих, даже временных, постановлений, кагал призывает полицию и указывает, что этот человек будто нарушил устав коробочного сбора. Такой образ действий талмудический закон дозволяет см. акт № 149.
[100]См. примеч. 2.
[101]При составлении этой статьи мы пользовались следующими источниками: Ewald. Geschichte des Volkes Israel. Г.7; Graetz. Geschichte des Judenthums. Г.5; Jost. Geschichte des Judenthums und seiner sekten; Шерира, Юхсин, Шааре-Цедек, Цемах-Давид, Шевет Иегуда и пр.
[102]Подробно об этом см. историческое обозрение в нашей кн. «Еврейские братства (Вильно, 1869).
[103]Подробно об этом см.: D'hasson histoire des Mongoles. V 11. P. 274; Weil G. Geschichte der Chalifen. V. 2. P. 353; Cratz. Geschichte des Judenthums. T. 5. P. 135.
[104]Кирия неемана. Сб. ист. статей г. Фина. Вильно, 1860.
[105]См. выше, примеч. 5, где показано, как кагал в некоторых ситуациях пользуется чисто диктаторскими правами.
[106]См. выше, примеч. 5, где показано, что кагал в некоторых ситуациях пользуется чисто диктаторскими правами.
[107]Кирия неемана. Сборник исторических статей г. Фина. Вильно, 1860. С. 37—42.
[108]Algemeine Zeitung des Iudenthums. 1841. S. 300.
[109]Algemeine Zeituug des Iudenthums. 1841. S. 323.
[110]Виленский вестник. 1866. № 146, 151 и 173 (статьи о евреях).
[111]В «Петербургских ведомостях» напечатан похожий по смыслу проект, который перепечатал и «День» в № 11 за 1869 год.
[112]Stern D. Geschichte des Judenthums. Frankfurt am Main, 1857. S. 148.
[113]Моисей Мендельсон сам умер в иудействе, но потомство его, за исключением одного сына, приняло Христианство. Фридлендер же крестился сам, и его примеру последовали многие.
[114]Многие из христиан считают съезд раввинов в Брауншвейге, Касселе, Берлине с целью устроить иерархию и реформировать иудейство, явлением серьезным. Но евреи смотрят на это иначе. «Какую пользу принесло, – говорит еврейский историк Греч, брауншвейгское собрание и ему подобные? Их все унес ветер. В еврейском народе нет разницы между духовными и мирянами» (Письмо Др. Греча к своему другу см.: Гамагид. 1869. № 23. С.181). Предложение Дома о подчинении дел еврейской религии раввинской иерархии было отвергнуто и Мендельсоном по той же самой причине (Jost. Gesichte des Judenthums. Leipzig, 1869. Bd. 3. S. 304).
[115]В своем ораторском увлечении они всегда забывают тот важный факт, что все еврейские знаменитости были воспитаны Христианством.
[116]Подробно об этих братствах см. нашу книгу «Еврейские братства». (Вильно, 1868. Ч.2).
[117]См.: Там же.
[118]Гамагид. 1869. № 28. С.219.
[119]Здесь надо не забыть, что содержание казенных раввинов не производится из сумм свечного сбора. Содержание семейства ничем не занимающегося раввина падает отдельным бременем на членов общества, и сбор суммы для этой цели доставляет кагалу новый случай притеснять, щадить, миловать своих подчиненных по своему кагальному благоусмотрению.
[120]Меламеды никогда не составляли силу. Иудейство жило властью кагала, а не духом меламедов, с которыми мы познакомимся ниже, в тринадцатом нашем примечании.
[121]Первый выпуск новых раввинов был в 1854 году. Следовательно, уже прошло 16 лет, как в главных городах еврейской оседлости эти новые деятели стали являться казенными раввинами и, согласно своим правам, забирали в свои руки книги о состояниях по еврейскому обществу. В продолжение этих 16 лет по воле Божией и неутомимыми заботами Нашего Царя-Освободителя Россия успела преобразовать весь внутренний строй своей государственной и общественной жизни: крестьяне освобождены, земство открылось и новый суд водворен, армия оживилась свежим, живым и крепким видом и духом. Но ни один из новых раввинов как хозяин метрических книг не успел еще довести до общественности число еврейского населения в подведомственном ему обществе – говорят, рано?!
[122]Все статьи о раввинах и молитвенных управлениях изложены в Св. Зак. Т.11, ч. 1. Ст. 1060—1091, или см.: Указатель законов о евреях Колоколова. М., 1861, Пар. 4—40, 109—131.
[123]Ныне число воспитанников в Виленском раввинском училище доходит до 500. Соответствуй это заведение своей цели, тогда сообразно приведенной цифре число учеников в высших специальных раввинских классах равнялось бы 20-25, а не 3-5, как это на деле бывает. Если же примем во внимание еще и тот факт, что от ничтожного числа оканчивающих раввинами ббльшая часть тоже отправляется в университеты, то само собой разумеется, что нынешнюю вывеску «Раввинское училище» нельзя не назвать ложной.
[124]См. отдел 2-й нашей книги «Еврейские братства» (Вильно, 1869).
[125]Jost. Gesichte des Judenthums. Bd. 2. S. 384.
[126]Талмуд, трактат Песахим.
[127]Талмуд; трактат Песахим. С.49. Подробно об этом см. нашу книгу Еврейские братства» (Вильно, 1869).
[128]См. примеч. 6.
[129]Лев. 12, 1-8; 15, 19-33.
[130]См.: Колбо, Пар. 85.
[131]Две женщины не могут сразу окунаться. Миква принимает только одну, а остальные ожидают своей очереди.
[132]См. примеч. 1.
[133]См. примеч. 2.
[134]Здесь дело идет исключительно о ремесленных братствах.
[135]Отсюда видна солидарность интересов между кагалом и братствами, с которой, впрочем, в дальнейших актах мы ближе познакомимся.
[136]Ещё доныне существуют в некоторых городах такие сборы в пользу кагала.
[137]Смеем думать, что слово это происходит от французских слов sang de queue, означающих кровь из члена, имеющую при этой операции значение жертвы.
[138]Обрезание совершают три оператора. Первый, могел, срезывает praepucium обоюдоострым ножом, второй, перэа, вслед за сим заостренными ногтями больших пальцев надрывает немного верхнюю кожицу снизу члена, а третий, мециц, высасывает устами кровь из свежей раны.
[139]См. примеч. 11.
[140]Так как кагал господствует над всеми братствами, то запрещение, о котором здесь говорится, сделано во избежание параллельного действия высшей и низшей власти.
[141]Вместо одиннадцати представителей кагала, в состав которого входят рашим, тувим и икурим, выбрано было, как видно из следующего акта, тринадцать (?).
[142]См. примеч. 3.
[143]Присяга эта написана на жаргоне.
[144]См. примеч. 5.
[145]Селихот – молитвы исповедные, читаемые с воскресенья, предшествующего рош-гашану, т. е. новому году (1-го Тишри), до Иом-кипура, т. е. Судного дня (10 числа того же месяца).
[146]См. примеч. 6.
[147]Псаломщики нанимаются евреями в случае опасной болезни или смерти кого-либо. В первом случае наемные псаломщики читают псалмы в молитвенном доме, а во втором – при умершем дома и на кладбище. Кроме этих псаломщиков, существует особое братство псаломщиков, цель которого состоит в чтении псалмов и изучении их с комментариями.
[148]См. примеч. 2.
[149]В эти дни все почести продаются в молитвенных домах во время молитвы с аукциона за довольно большие цены. Эту почесть месячный голова не имеет права уступать другим, за исключением кого-либо из представителей кагала, а также сыновей и зятьев своих.
[150]См.: Хошен га-Мишпат, Пар. 52.
[151]Своеобразная тонкость талмудической юриспруденции.
[152]Евреи называют русских иовон (греки), вероятно от исповедуемой ими греческой веры.
[153]См. примеч. 9.
[154]Там же.
[155]См. примеч. 9.
[156]См. примеч. 2.
[157]Весь этот акт написан на жаргоне, с тем чтобы был доступен для самого низшего еврейского сословия и для тех, которые еврейского языка не знают.
[158]См. примеч. 11.
[159]В каждом еврейском обществе есть несколько пролетариев, носящих название сарваров, т. е. распорядителей пира. Еврейские пиры, как и все еврейское, отличаются своей оригинальной физиономией. Каждому гостю подается особая порция от всякого блюда, и все искусство так называемых сарваров состоит в полном умении подавать каждому порцию, большую или меньшую, жирнее или тоще, соответственно положению гостя в обществе. Заметим, однако ж, что в тех немногих еврейских домах, которые присвоили себе европейский лоск, наивность эта стала исподволь изглаживаться.
[160]К сказанному нами в № 16 о значении слова «сандуке» добавим здесь, что слово это, быть может, происходит от греческого слова «синдика» (старшее в обществе лицо).
[161]См. примеч. 3.
[162]Интересно было бы знать, что за лицо был Булгарович, о пользе которого кагал так заботится?
[163]См. примеч. 12.
[164]В хедерах (частных еврейских училищах) плата за обучение неодинакова для всех учеников. Меламед заключает с родителем каждого ученика особое условие касательно платы за учение – см. примеч. 13.
[165]Там же.
[166]См. примеч. 12.
[167]Кагал, считая себя законным владельцем всех имуществ города, как это доказано нами в примеч. 5, заставляет рабби Хаима покупать у кагала вторично то, что им давно уже было приобретено на основании государственных законов у настоящего владельца.
[168]См. примеч. 9.
[169]Эти два гроша идут не в счет коробочного сбора, а в пользу мясников.
[170]См. примеч. 15.
[171]Настоящий и следующий акты были, как из всего видно, составлены тремя годами позже акта № 93 и помещены в книге на месте, которое было оставлено специально.
[172]См. примеч. 9.
[173]Кинион, собственно, значит «приобретение, совершенное посредством каболат судер» – см. примеч. 9.
[174]Такой же документ на право владения другой лавкой Кистера выдан также другому еврею, Михелю (см. № 103).
[175]См. примеч. 9.
[176]Отсюда ясно, что кагал составляет высшую власть, которая может действовать независимо от раввинов и от еврейских законов.
[177]Ятка – у евреев название мясных рядов.
[178]Как ни рад кагал заявлению раввина-гаона поселиться в его городе, однако ж, право на жительство не обошлось последнему без требования денег со стороны первого.
[179]Дело с Исааком, вероятно, не уладилось, и, очевидно, право продано было р. Самуилу.
[180]Здесь речь идет о праве, выданном местной властью владельцу И.
[181]См. примеч. 12.
[182]См. примеч. 12.
[183]См. примеч. 16.
[184]В каждом городе содержатся за счет общества десять человек, называемых батлонами, главное назначение которых – сидеть в бет-гамидраше (молитвенном общественном доме), чтобы являющиеся туда с целью совершить молитву бецибур, т. е. соборное в присутствии десяти полнолетних мужчин, всегда могли удовлетворить свое желание. Надобность в сотворении молитвы бецибур возникает у евреев очень часто – см. примеч. 8.
[185]Если кто-нибудь из евреев имеет обиду от частного лица или общества и не может найти удовлетворение, то он является в синагогу или бетгамидраш во время молитвы, подходит к налою и задерживает молитву, требуя от общества решения по справедливости.
[186]См. примеч. 16.
[187]Эти слова пусть любители неправды объясняют по-своему, но в них заключается поручение если не для жандарма-вешателя, известного в истории польского восстания 1863 г. в буквальном смысле, то для изверга, точь-в-точь подобного ему.
[188]Для составления ясного и полного понятия о положении частного еврея под гнетом кагала, об отношениях последнего к местным судебным инстанциям равно и о значении свидетеля в еврейском мире мы просим читателя серьезно вдуматься в смысл последних двух документов.
[189]Из этого бет-динского постановления весьма ясно, что нарушением малейшего постановления бет-дина или кагала еврей может навлечь на себя гонения со стороны блюстителей еврейских законов и подвергнуться наказаниям, подобно апостату. Мы рекомендуем настоящее бет-динское постановление, как пример масштаба деспотизма, господствующего в еврейском мире, равно, как и положения частного еврея, находящегося в зависимости от кагальных и бет-динских учреждений.
[190]См. примеч. 2.
[191]См. примеч. 2.
[192]Ис. 1, 27.
[193]См. примеч. 2.
[194]См. примеч. 2.
[195]См. примеч. 5.
[196]Реквиемом в римско-католической церкви называется торжественная музыкальная служба в честь души усопшего. Она начинается словами: «Requiem aeternam dono eis etc». Надо полагать, что в Минске было особенное братство рекитов, во главе которого стояло духовенство, и что евреи по ошибке называли ксендзов-братчиков «духовенством рекитским».
[197]См. примеч. 1.
[198]См. примеч. 9.
[199]См. примеч. 5.
[200]Присяга эта, как и прочие присяги, изложенные в этой книге, написана не на евреиско-юридическом языке, на котором написаны все акты и решения бет-дина, а на жаргоне – разговорном наречии, так как сей последний доступнее для еврея, чем язык еврейский.
[201]См. примеч. 2.
[202]Во время молитвы в синагоге и молельнях на налое, перед которым молится кантор, в будни и субботние дни горят сальные свечки: свеча, зажжённая во время молитвы, называется свеча молитвы (тефилалихт). Жертвователю оной вменяется это в богоугодное дело.