Этап II. Поисково-исследовательский
В анкетировании приняли участие 38 школьников. В ходе анализа ответов участников опроса, была получена следующая информация (таблица 1):
· Большинство опрошенных (61 %) употребляют в сутки 1 л воды, не считая воду в виде еды;
· Практически всех (87 %) интересует качество употребляемой воды;
· Большой процент опрошенных употребляют водопроводную воду (87 %), а также – бутилированную (50 %);
· Из указанных в опросе торговых марок бутилированной воды предпочтение отдаётся питьевой воде «FRESH лимонная» (55 %).
Таблица 1
Результаты анкетирования учащихся 5-х классов
Вопрос | Вариант ответа | Количество учащихся, выбравших вариант ответа | % выбора |
Сколько литров воды Вы выпиваете в день? | Только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.) | ||
Около 1 л, не считая в виде еды | |||
2 л и более | |||
Интересует ли Вас качество употребляемой питьевой воды? | Да | ||
Нет | |||
Какую воду Вы пьёте? | Водопроводную | ||
Бутилированную | |||
Родниковую | |||
Если Вы используете бутилированную воду, то воду какой торговой марки Вы предпочитаете? | Агуша | ||
ФрутоНЯНЯ | |||
FRESH лимонная |
Исходя из результатов анкетирования для исследования качества были взяты образцы питьевой воды, часто используемой жителями посёлка: родниковая вода, водопроводная вода, питьевая вода торговых марок «Агуша», «ФрутоНЯНЯ» и «FRESH лимонная». Для проведения эксперимента были использованы семена огурца, перца и подсолнечника. Семена каждого вида растений прошли калибровку, т.е. были отобраны семена примерно одинаковые по размеру и массе. В начале семена промыли дистиллированной водой и разложили в 5 чашек Петри по 10 штук. В каждую чашку Петри ввели по 10 мл исследуемого образца питьевой воды. Чашки Петри с семенами поместили в теплое место (на подоконник возле радиатора центрального отопления) на семь суток. Через неделю был произведён подсчёт проросших семян и измерены длины главных корней.
Результаты эксперимента были занесены в рабочие таблицы (приложение 2-4). Обобщённые данные представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Количество проросших семян в различных пробах воды (шт)
Растения | Водопроводная вода | Родниковая вода (родник «Агафоновский») | Торговая марка «Агуша» | Торговая марка «ФрутоНЯНЯ» | Торговая марка «FRESH лимонная» |
Огурец | |||||
Перец | |||||
Подсолнечник | |||||
Всего |
Наибольшее количество семян проросло в пробах питьевой воды «Агуша» (26 шт.), родниковой воды (25 шт.) и «ФрутоНЯНЯ» (23 шт.). Наименьшее количество проросших семян оказалось в пробах питьевой воды «FRESH лимонная» (14 шт.).
Таблица 3
Средние величины длин главного корня в различных пробах воды (мм)
Растения | Водопроводная вода | Родниковая вода (родник «Агафоновский») | Торговая марка «Агуша» | Торговая марка «ФрутоНЯНЯ» | Торговая марка «FRESH лимонная» |
Огурец | 4,6 | 13,6 | 27,8 | 0,6 | |
Перец | 11,1 | 11,7 | 8,4 | 10,6 | |
Подсолнечник | 2,7 | 13,5 | 25,5 | 2,2 | 2,7 |
Длина главного корня зародыша семени является показателем благоприятных условий среды, в которой происходит прорастание семян. Наибольшей длины главные корни достигли в образцах с питьевой водой «Агуша» (25,5 мм) и «ФрутоНЯНЯ» (27,8 мм). Негативное влияние на развитие корней оказала вода торговой марки «FRESH». Предполагается, что лимонная кислота, входящая в состав питьевой воды «FRESH», вызывает процесс гибели проростков. Нужно задуматься, а не будет ли такая вода оказывать негативное воздействие на пищеварительную систему человека.
Этап III. Отчётно-оформительский
На основе данных, полученных в ходе реализации исследовательского проекта можно сделать следующие выводы:
1. В семьях пятиклассников, участвующих в опросе, употребляют для питья такие виды питьевой воды, как водопроводная, родниковая и бутилированная.
2. Наибольшей популярностью среди торговых марок бутилированной воды среди населения пользуется питьевая вода торговой марки «FRESH».
3. По результатам биотестирования лучшей питьевой водой оказалась питьевая вода торговых марок «Агуша» и «ФрутоНЯНЯ».
4. Сильное негативное воздействие на прорастание семян оказала питьевая вода торговой марки «FRESH».
Материал, полученный в ходе исследования был оформлен в виде проектной папки с фотоотчётом (приложение 5) и электронной презентации (приложение 6).