Этап I. Организационно-подготовительный
Вода, которую мы пьём
Авторы проекта Гончарова Варвара, Зорина Алёна, Хвостова Анна, 5 «А» класс Руководитель проекта Пуртова Галина Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
ТОНКИНО
Содержание
Введение………………………………………………………………………...... | |
Этапы реализации проекта Этап I. Организационно-подготовительный …………………………………... | |
Этап II. Поисково-исследовательский …………………………………………. | |
Этап III. Отчётно-оформительский …………………………………………….. | |
Этап IV. Информационно-презентативный ……………………………………. | |
Литература ……………………………………………………………………….. | |
Словарь научных терминов ……………………………………………………... | |
Приложения 1. Анкета «Какую воду Вы пьёте?» …………………………………………….. | |
2. Длина главного корня в различных образцах воды (мм). Огурец ………….. | |
3. Длина главного корня в различных образцах воды (мм). Перец …………… | |
4. Длина главного корня в различных образцах воды (мм). Подсолнечник …. | |
5. Фотоотчёт …………………………………………………………………….. | |
6. Презентация (CD-диск) |
Введение
Вода не является продуктом питания, так как не содержит питательных веществ. В ней нет ни белков, ни жиров, ни углеводов, ни витаминов. Вода не обладает энергетической ценностью. Но без воды не может обходиться ни одно живое существо на Земле. Вода входит в состав всех живых организмов. Например, организм человека состоит по весу из 50-86 % из воды. В различных частях тела человека содержится различное количество воды: в костях – 20-30 %, в мышцах – до 70 %, в печени – до 69 %, в головном мозге – до 75 %, в почках – до 82 %, а в крови – до 85 %.
Без еды человек может прожить 1 месяц, а без воды – несколько дней. В сутки взрослый человек должен выпивать 2,5 литра воды, не считая воду, содержащуюся в супах и напитках. Вода в организме человека выполняет различные функции. Она регулирует температуру тела, помогает организму усваивать питательные вещества, участвует в транспорте веществ по организму, участвует в обмене веществ. Следовательно, можно сделать вывод о том, что вода в жизни человека играет очень важную роль.
В основном каждый человек знает о том, что для его организма нужна вода, знает нормы потребления воды. Но, задумывается ли человек о качестве той воды, которую он пьёт? Наверно, не всегда, так как всецело доверяет тем, кто поставляет ему питьевую воду. Возникает проблемный вопрос: все ли виды питьевой воды, употребляемой человеком, являются пригодными для питья? В связи с этим целью проекта стало исследование качества питьевой воды, употребляемой жителями посёлка Тонкино. Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме проекта.
2. Выяснить, какому виду питьевой воды отдают предпочтение жители посёлка.
3. Провести эксперименты по исследованию качества питьевой воды с помощью растений-биоиндикаторов.
4. Создать электронную презентацию по теме проекта с целью использования её на классных часах о здоровом питании.
При выполнении проектной работы были использованы такие основные методы, как анализ научно-популярной литературы, анкетирование, экспериментальные методы биотестирования.
Практическая значимость данной проектной работы заключается в использовании полученного материала в просветительской работе по здоровьесбережению.
Поставленные задачи решались в ходе реализации нескольких этапов исследовательского проекта (по Розанову Л.Л.).
1. Организационно-подготовительный этап (январь). Выбор темы; определение задач проекта; поиск проблемы; составление предварительного плана; определение участников, методов, приёмов исследования; разработка вопросов для анкетирования; сбор и изучение необходимой информации; овладение терминологией.
2. Поисково-исследовательский этап (февраль – март). Проведение опроса жителей посёлка с целью выяснения видов употребляемой ими питьевой воды. Постановка эксперимента по выявлению качества питьевой воды с использованием растений-индикаторов. Анализ и обработка данных эксперимента.
3. Отчётно-оформительский этап (апрель). Написание реферативной части проекта; создание презентации.
4. Информационно-презентативный (май). Защита проекта.
Этапы реализации проекта
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Литература
1. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. – М.: Минздрав России, 2002.
2. Елизарова Т.В., Михайлова Л.А. Гигиена питьевой воды. Учебное пособие, – Чита: ЧГМА, 2007.
3. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
4. Сайт Центра исследования и контроля воды
https://secure1.cikv.ru/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B8_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
5. Сайт о чистой воде
http://www.vodoobmen.ru/01-pityevaya.html
Словарь научных терминов
БИОИНДИКАТОРЫ – организмы, присутствие, количество или особенности развития которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания.
БИОТЕСТИРОВАНИЕ – процедура установления токсичности среды с помощью тест-объектов, сигнализирующих об опасности независимо от того, какие вещества и в каком сочетании вызывают изменения жизненно важных функций у тест-объектов.
БУТИЛИРОВАННАЯ ВОДА – вода из источника питьевого водоснабжения или из централизованных систем питьевого водоснабжения, после водоподготовки, упакованная в потребительскую тару и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека либо для приготовления продукции, потребляемой человеком (пищевых продуктов, напитков, пищи).
ПИТЬЕВАЯ ВОДА – природная вода из поверхностных или подземных водных объектов, или вода после обработки, подаваемая через системы водоснабжения, либо расфасованная в емкости, предназначенная для удовлетворения питьевых, иных бытовых нужд человека и для производства пищевой продукции.
РОДНИКОВАЯ ВОДА – питьевая вода, бьющая естественным образом из-под земли. Потребляется в натуральном виде или после обработки.
Приложение 1
АНКЕТА
«Какую воду Вы пьёте?»
Уважаемые пятиклассники! Для того, чтобы выяснить, какого вида питьевую воду используют в ваших семьях, мы просим вас ответить на несколько вопросов. Заранее благодарим вас за ответы.
1. Сколько литров воды Вы выпиваете в день? (Выберите один ответ)
А) Только в виде еды (чай, суп, компот и т.д.)
Б) Около 1 л, не считая в виде еды
В) 2 л и более
2. Интересует ли Вас качество употребляемой питьевой воды? (Выберите один ответ)
А) Да
Б) Нет
3. Какую воду Вы пьёте? (Можете выбрать несколько вариантов ответов)
А) Водопроводную
Б) Бутилированную
Г) Родниковую
4. Если Вы используете бутилированную воду, то воду какой торговой марки Вы предпочитаете? (Можете выбрать несколько вариантов ответов)
А) Агуша
Б) ФрутоНЯНЯ
В) FRESH лимонный
Приложение 2
Длина главного корня в различных образцах воды (мм)
ОГУРЕЦ
№ п.п | Водопроводная вода | Родниковая вода (родник «Агафоновский») | Торговая марка «Агуша» | Торговая марка «ФрутоНЯНЯ» | Торговая марка «FRESH лимонная» |
0,5 | |||||
0,5 | |||||
0,5 | |||||
0,5 | |||||
Средний показатель | 4,6 | 13,6 | 27,8 | 0,6 |
Приложение 3
Длина главного корня в различных образцах воды (мм)
ПЕРЕЦ
№ п.п | Водопроводная вода | Родниковая вода (родник «Агафоновский») | Торговая марка «Агуша» | Торговая марка «ФрутоНЯНЯ» | Торговая марка «FRESH лимонная» |
Средний показатель | 11,1 | 11,7 | 8,4 | 10,6 |
Приложение 4
Длина главного корня в различных образцах воды (мм)
ПОДСОЛНЕЧНИК
№ п.п | Водопроводная вода | Родниковая вода (родник «Агафоновский») | Торговая марка «Агуша» | Торговая марка «ФрутоНЯНЯ» | Торговая марка «FRESH лимонная» |
Средний показатель | 2,7 | 13.5 | 25,5 | 2,2 | 2,7 |
Приложение 5
Фотоотчёт
Проектная группа в составе учащихся 5А класса (слева на право): Гончарова Варвара. Хвостова Анна, Зорина Алёна. | |
Калибровку семян перца проводит Хвостова Анна. | |
Подсчёт проросших семян и измерение длины главного корня у семян огурца проводят Гончарова Варвара и Зорина Алёна. |
РЕЗУЛЬТАТЫ БИОТЕСТОВ
Образец питьевой воды: водопроводная вода
Образец питьевой воды: родниковая вода
Образец питьевой воды: «Агуша»
Образец питьевой воды: «ФрутоНЯНЯ»
Образец питьевой воды: «FRESH»
Защита проекта |
Вода, которую мы пьём
Авторы проекта Гончарова Варвара, Зорина Алёна, Хвостова Анна, 5 «А» класс Руководитель проекта Пуртова Галина Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
ТОНКИНО
Содержание
Введение………………………………………………………………………...... | |
Этапы реализации проекта Этап I. Организационно-подготовительный …………………………………... | |
Этап II. Поисково-исследовательский …………………………………………. | |
Этап III. Отчётно-оформительский …………………………………………….. | |
Этап IV. Информационно-презентативный ……………………………………. | |
Литература ……………………………………………………………………….. | |
Словарь научных терминов ……………………………………………………... | |
Приложения 1. Анкета «Какую воду Вы пьёте?» …………………………………………….. | |
2. Длина главного корня в различных образцах воды (мм). Огурец ………….. | |
3. Длина главного корня в различных образцах воды (мм). Перец …………… | |
4. Длина главного корня в различных образцах воды (мм). Подсолнечник …. | |
5. Фотоотчёт …………………………………………………………………….. | |
6. Презентация (CD-диск) |
Введение
Вода не является продуктом питания, так как не содержит питательных веществ. В ней нет ни белков, ни жиров, ни углеводов, ни витаминов. Вода не обладает энергетической ценностью. Но без воды не может обходиться ни одно живое существо на Земле. Вода входит в состав всех живых организмов. Например, организм человека состоит по весу из 50-86 % из воды. В различных частях тела человека содержится различное количество воды: в костях – 20-30 %, в мышцах – до 70 %, в печени – до 69 %, в головном мозге – до 75 %, в почках – до 82 %, а в крови – до 85 %.
Без еды человек может прожить 1 месяц, а без воды – несколько дней. В сутки взрослый человек должен выпивать 2,5 литра воды, не считая воду, содержащуюся в супах и напитках. Вода в организме человека выполняет различные функции. Она регулирует температуру тела, помогает организму усваивать питательные вещества, участвует в транспорте веществ по организму, участвует в обмене веществ. Следовательно, можно сделать вывод о том, что вода в жизни человека играет очень важную роль.
В основном каждый человек знает о том, что для его организма нужна вода, знает нормы потребления воды. Но, задумывается ли человек о качестве той воды, которую он пьёт? Наверно, не всегда, так как всецело доверяет тем, кто поставляет ему питьевую воду. Возникает проблемный вопрос: все ли виды питьевой воды, употребляемой человеком, являются пригодными для питья? В связи с этим целью проекта стало исследование качества питьевой воды, употребляемой жителями посёлка Тонкино. Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме проекта.
2. Выяснить, какому виду питьевой воды отдают предпочтение жители посёлка.
3. Провести эксперименты по исследованию качества питьевой воды с помощью растений-биоиндикаторов.
4. Создать электронную презентацию по теме проекта с целью использования её на классных часах о здоровом питании.
При выполнении проектной работы были использованы такие основные методы, как анализ научно-популярной литературы, анкетирование, экспериментальные методы биотестирования.
Практическая значимость данной проектной работы заключается в использовании полученного материала в просветительской работе по здоровьесбережению.
Поставленные задачи решались в ходе реализации нескольких этапов исследовательского проекта (по Розанову Л.Л.).
1. Организационно-подготовительный этап (январь). Выбор темы; определение задач проекта; поиск проблемы; составление предварительного плана; определение участников, методов, приёмов исследования; разработка вопросов для анкетирования; сбор и изучение необходимой информации; овладение терминологией.
2. Поисково-исследовательский этап (февраль – март). Проведение опроса жителей посёлка с целью выяснения видов употребляемой ими питьевой воды. Постановка эксперимента по выявлению качества питьевой воды с использованием растений-индикаторов. Анализ и обработка данных эксперимента.
3. Отчётно-оформительский этап (апрель). Написание реферативной части проекта; создание презентации.
4. Информационно-презентативный (май). Защита проекта.
Этапы реализации проекта
Этап I. Организационно-подготовительный
Для изучения проблемы качества питьевой воды было проанализировано несколько публикаций, взятых из открытых источников сети Интернет.
Питьевая вода – это природная вода из поверхностных или подземных водных объектов, или вода после обработки, подаваемая через системы водоснабжения, либо расфасованная в емкости, предназначенная для удовлетворения питьевых, иных бытовых нужд человека и для производства пищевой продукции [4].
Было выяснено, что качество воды оценивается по отсутствию неблагоприятного, вредного влияния на здоровье населения. На качество питьевой воды оказывает влияние содержание в ней различных солей и примесей, наличие болезнетворных микроорганизмов [2]. Гигиенические требования к качеству питьевой воды устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Министерства здравоохранения Российской Федерации. Согласно этим нормативам, вода централизованных систем питьевого водоснабжения не должна оказывать негативного воздействия на состояние здоровья человека [1].
Для того, чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. Ученые давно установили прямую связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения около 80% болезней человека вызывается употреблением для питьевых нужд некачественной воды. Качественная питьевая вода не должна иметь вредных для человека веществ, и должна содержать полезные минералы, так необходимые для нормальной жизнедеятельности нашего организма [5].
Чтобы выяснить, какую питьевую воду употребляют жители посёлка Тонкино, была разработана анкета (приложение 1) в виде теста, которая включала такие вопросы, как:
· Сколько литров воды Вы выпиваете в день?
· Интересует ли Вас качество употребляемой питьевой воды?
· Какую воду Вы пьёте?
· Если Вы используете бутилированную воду, то воду какой торговой марки Вы предпочитаете?
Для исследования качества питьевой воды была выбрана методика биотестирования, которая подробно описана в учебном пособии Елены Ивановны Федорос «Экология в экспериментах» [3]. В качестве тест-объекта использовались семена культурных растений огурца, перца и подсолнечника – растений чувствительных к химическому составу воды.