Меняющийся ЕС в меняющемся мире
На протяжении долгого времени распространенным клише, применявшимся в международной политической дискуссии для описания роли Европейского союза в мире, было определение «экономический гигант и политический гном». Ряд событий последнего времени — успешные действия Евросоюза во время российско-грузинского конфликта (август 2008 г.) и способность стран ЕС координировать свои действия на встрече кризисной «Большой двадцатки» (ноябрь 2008 г. и апрель 2009 г.) — позволяет говорить и повышении политической значимости союза.
С политической точки зрения Европейский союз находится в переходном состоянии. Элиты государств-членов не в состоянии сформулировать новые стратегические цели совместного развития, будь то политическая, сходная с прежней (предотвращение военного соперничества в Западной Европе), или экономическая (например, Общий рынок) задача. Только наличие «большого проекта» и осознание связанных с ним выгод могут заставить государства пойти на уступки и самоограничения. В противном случае внутренние трения нарастают, а готовность к взаимным компромиссам снижается.
ЕС не способен выступить интегратором собственного проекта мироустройства, а его внешнеполитическое влияние постепенно сокращается, что являет собой разительный контраст с экономической мощью объединения. Выработка единой политики упирается в принцип наименьшего общего знаменателя, значение которого еще и снижается по мере увеличения количества стран-членов.
У стран — членов Европейского союза отсутствуют военные возможности, сопоставимые с Россией и США, кроме того, ряд государств (Великобритания, Польша, страны Балтии) связаны прочными союзническими и даже подчиненными отношениями с Соединенными Штатами. Субъектность в этой области, необходимая для превращения в реальный центр силы XXIвека, возможна в случае качественного прогресса сотрудничества с Россией по всем направлениям.
В области внешней политики и дипломатии страны Евросоюза могут выступать посредником при урегулировании конфликтных ситуаций, от решения которых устраняются другие крупные международные игроки и организации. Поэтому можно сказать, что Европейскому союзу объективно выгодна относительная неэффективность Совета Безопасности ООН и ОБСЕи даже сохранение умеренного российско-американского соперничества. Но если отношения между Россией и США будут обостряться, страны Европейского союза окажутся перед чрезвычайно сложным выбором с угрозой возвращения на позиции младшего партнера Соединенных Штатов.
Осложняющим фактором для ЕС станет трансформация глобальной стратегии США. Вашингтон постепенно переориентируется на перспективу глобального взаимодействия с новыми великими державами, в особенности с Китаем и Индией, становясь для Европы менее надежным партнером, и все меньше рассматривает ЕС как ключевого игрока и союзника. После десятилетий почти безоговорочной поддержки европейского интеграционного проекта СоединенныеШтаты перешли к его мягкому ограничению. Эта тенденция усилится в случае интенсификации попыток Европейского союза играть роль самостоятельного военно-политического игрока.
После расширения (12 новых стран в 2004-2007 гг.) Европейский союз вышел на «исторические рубежи Европы», а численность его населения достигла 500 млн. человек. В результате объединение стало отождествлять себя со всей Европой и претендовать на роль мощного игрока в мировой политике. Но неспособность стран - членов ЕС привести масштабы сотрудничества в области безопасности и внешней политики в соответствие требованиям, предъявляемым самостоятельным центрам силы, вылилась в некоторую провинциализацию Европейского союза, который сосредоточился на непосредственно примыкающих регионах. Расширение Евросоюза, подстегнув его амбиции играть более заметную роль в мировой политике, усилило внутреннюю разобщенность и снизило возможности выступать в качестве самостоятельного и целостного субъекта мировых политических процессов.
Динамика изменения доли ЕС в мировой экономике свидетельствует о том, что выход ее к 2020 г. за переделы 17% мирового ВВП маловероятен. Отставание Евросоюза особенно заметно в области исследований и высоких технологий. В настоящее время Европейский союз тратит меньше 2% ВВП на данный сектор (США и Япония — порядка 3%). Вперед, даже в high-tech, начинает вырываться Китай. Затраты на развитие информационных и коммуникационных технологий составляют в ЕС 6,93% ВВП, при 8,22% в Соединенных Штатах и 8,98% в Японии. В будущем разрыв будет весьма трудно компенсировать — все более заметно перетекание среднего класса и инновационного сектора из Европы в Азию. Это также может привести к негативным последствиям для социальной стабильности в странах «старой Европы».
Наиболее сложным внешнеэкономическим вопросом является энергетическая зависимость Евросоюза от внешних источников. Страны-члены будут стремиться к укреплению энергетических отношений с Россией и приданию им как можно более прочного и взаимообязывающего характера. Теоретически может быть поставлен вопрос о создании единого энергетического комплекса России и Европы, основанного на гарантиях прав собственности, создании совместных инструментов управления в отрасли, единого правового и регулятивного поля. Но политические предпосылки для этого только просматриваются. Их по сути надо создавать. Пока превалирует остроконкурентный подход, основанный на стремлении усилиться за счет России.