Особенности внешнеторговых связей РФ с другими государствами

В основе развития внешнеэкономических связей России лежит ряд специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.

В части внешних факторов, содействовавших за последнее время расширению российского экспорта, послужили благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках: с конца 2002 г. экономика большинства промышленно развитых стран находится в стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих товаров российского экспорта (7, с. 707).

Характерной особенностью международной торговли в условиях глобализации становится все более тесная связь между торговлей и прямыми иностранными инвестициями. При этом международная торговля выступает как составная часть общей, интегрированной системы производства, сбыта и снабжения, которую создают и развивают транснациональные корпорации.

В рамках комплексной интеграционной стратегии ТНК переплетаются потоки капитала (прежде всего в виде прямых инвестиций) и торговли, складываются многообразные связи в сфере производства и обращения: между материнской компанией (штаб-квартира ТНК) и ее иностранными филиалами, между разными филиалами одной и той же корпорации, между различными ТНК и их филиалами или любыми другими компаниями. Международная торговля все в большей мере оказывается отражением, следствием и стимулом этих связей, ее истоки - в самой организации современного глобализированного производства.

Это весьма непохоже на прежнюю схему международной торговли, при которой производство сосредоточивалось преимущественно в пределах национальной экономики, а затем часть продукции пытались сбыть на внешних рынках, где сталкивались и конкурировали между собой товары из разных стран. Ныне, однако, подобная ситуация в значительной степени (прежде всего в обрабатывающей промышленности) постепенно уходит в прошлое, уступая место конкуренции крупных интегрированных международных систем производства и сбыта, основанных на прямых иностранных инвестициях ТНК. Компаниям, действующим как раньше, спорадически пытаясь пробиться на внешние рынки, рассчитывать на успехи в конкурентной борьбе с этими силами не приходится.

Эти новые обстоятельства следует учитывать и в России, где предприятия подчас по привычке действуют именно таким, давно устаревшим способом.

Еще один быстро развивающийся процесс в области международной торговли, связанный с иностранными инвесторами, - абсолютный и относительный рост внутрифирменной торговли, т.е. торговли между разными частями и подразделениями одной и той же транснациональной корпорации, расположенными в различных странах.

Как видно, ТНК с их растущей сетью заграничных филиалов (их среднее число, приходящееся на одну корпорацию, выросло в 90-е гг. с 4 до 7) являются ныне важнейшим генератором международной торговли.

Еще одна характерная черта: все большее вовлечение в международный оборот торговли услугами, которая до сих пор сосредоточивалась преимущественно в национальных рамках. С 1990 по 2000 г. международная торговля услугами росла вдвое быстрее, чем торговля товарами, - почти на 9% ежегодно (7, с. 708).

Однако с точки зрения долгосрочных перспектив РФ, безусловно, обладает высокой привлекательностью для иностранных инвесторов, что определяется прежде всего общими масштабами сферы приложения иностранных инвестиций и позитивными сдвигами в процессе рыночных преобразований. Действует и ряд дополнительных факторов, связанных, в частности, с присоединением России в 1992 г. к ведущим международным финансовым организациям - МВФ, ВБ, международной финансовой корпорации (МФК). Россия заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития. В течение последних лет Россия активно решает проблему вступления в ГАТТ/ВТО.

Для России, которой из-за ее нынешнего экономического положения очень сложно создать собственный наднациональный интеграционный блок, представляется необходимым помимо интеграции в рамках СНГ, стремиться интегрироваться в различные региональные экономические процессы, в том числе в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (ОАТЭС) и ЕС.

Учитывая объем торговли России со странами Европейского Союза и уже заключенное соглашение о сотрудничестве между ними, можно ожидать, что в перспективе должен встать вопрос о дальнейшем сближении России и ЕС. Большую роль при этом будут играть не только экономические, но и политические факторы. При этом решающее значение будет иметь углубления отношений ЕС с Россией в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве (26, с. 149).

Что касается деятельности СНГ, то видно, что она до сих пор во многом сводилась лишь к принятию документов "на высшем уровне", выражавших некоторые общие пожелания и обычно остававшихся на бумаге, никак не влияя на действительные отношения. Поэтому можно с уверенностью сказать: что пока в это дело не включатся представители деловых кругов, движимые своими экономическими интересами, никакой реальной интеграции не получится.

Как показано в параграфе 1.1. данной работы, ряд проблем из области внешнеэкономических связей остаются нерешенными. Одна их них - проблема внешней задолженности, другая - привлечение иностранных инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включение ее в мирохозяйственные связи.

Россия и страны ближнего зарубежья

Особая проблема интеграционного процесса настоящего времени - перспективы внешнеторговых отношений России со странами ближнего зарубежья. В последние годы наибольшим оказалось падение внешнеэкономических связей России именно со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Если в начале 90-х годов на страны ближнего зарубежья приходилось более 60% экспорта и 40% импорта, то в середине 90-х годов их доля упала соответственно до 15,4% и 16% . Причиной резкого спада в экономических взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись прежде всего стремлением экспортировать свою продукцию за свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам внутри СНГ оставались существенно ниже мировых (см. приложения).

Учитывая сложившееся в настоящее время состояние экономики стран СНГ, следует отметить, что более мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономических отношений на постсоюзном пространстве по существу нет.

Заинтересованные страны СНГ предпринимают попытки реинтеграции на основе выработки эффективного рыночного механизма, экономического взаимодействия. При этом важнейшая задача - сохранение и дальнейшее развитие сложившейся ранее интеграции со всеми без исключения странами СНГ. При этом возможны несколько моделей экономических отношений с этими странами (7).

В основе первой модели лежит единое экономическое пространство, включая общую денежно-кредитную систему, отсутствие каких-либо ограничений в движении товаров, услуг, капитала, свободное передвижение населения, скоординированная политика, общая линия по отношению к третьим странам. Такого уровня интеграции сегодня нет, но поскольку пока сохраняются отдельные ее элементы есть необходимость их поддерживать и по возможности укреплять.

Вместе с тем ясно, что в экономическом пространстве СНГ невозможно строить какую-то однородную систему взаимоотношений, поэтому происходит их дифференциация. В основу другой модели может быть положен таможенный союз: свободное движение между членами союза товаров и услуг, единая таможенная политика в отношении третьих государств (26, с. 91).

Следующей возможной моделью экономических отношений может быть ассоциация или зона свободной торговли, когда между партнерами ведется беспошлинная торговля, но по отношению к третьим странам каждый из членов осуществляет свою индивидуальную внешнеторговую, в том числе и тарифную, политику.

В силу сложившихся на сегодня экономических, политических, социальных и других условий, наиболее вероятной стратегией дальнейшей интеграции в рамках СНГ является комбинация перечисленных выше моделей.

В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Достигнут определенный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеет Договор о создании экономического союза (сентябрь 1993г.), Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ (сентябрь 1994г.). Были созданы Межгосударственный банк СНГ, Межгосударственный валютный комитет (МВК) (21, с. 44).

Однако Соглашение о платежном союзе реализуется в очень сложных и противоречивых условиях. Фактически только в 1995 г. сдвиг в этом направлении произошел лишь в двухсторонних отношениях России с Белоруссией, Казахстаном и Туркменией, с которыми были заключены соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют и стабилизации их курсов.

Значительные предпосылки к углублению и расширению сотрудничества создались в связи с практическим формированием Таможенного союза трех государств - России, Белоруссии и Казахстана. Эти страны унифицируют не только таможенные тарифы, но и экономическое законодательство в целом. Особенно интенсивно развивается экономическое взаимодействие России и Белоруссии.

Правительственная программа Российской Федерации об углублении экономической интеграции со странами СНГ, утвержденная Указом Президента РФ от 14.09.1995 г., определяет главные направления, по которым необходимо развивать экономическое взаимодействие:

• торговля;

• денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения;

• совместная деятельность, в том числе совместные инвестиционные программы;

• функционирование межгосударственных хозяйственных структур (21, с. 46).

Однако что касается, например, взаимной торговли, то на нее значительное влияние оказывает воздействие переходный этап: от системы централизованного материально-технического снабжения к свободным торговым связям. Особый элемент перехода - сохранение роли государств как субъектов торговли, а следовательно, межгосударственных торговых соглашений. Постепенно, по мере установления международных корпоративных связей, роль государства в этом процессе будет снижаться.

Принципиально новым является вопрос о взаимном экспорте финансового и производственного капиталов. Будучи импортером капитала с Запада, Россия в отношении стран СНГ может сама стать крупным инвестором. Такая возможность обусловлена потребностью сбалансировать экономические отношения с этими странами.

Примером того, что страны СНГ пытаются хоть в какой-то мере идти по пути интеграции, является тот факт, что в июне 1999г. в Минске главы их правительств обсудили проект основных направлений работы по формированию зоны свободной торговли на территории Содружества, а также положения об экономическом совете и исполнительном комитете организации. Кроме того, рассмотрена концепция информационной безопасности государств СНГ и соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере.

Россия и западноевропейский рынок.

Важным ориентиром интеграции России в мировое хозяйство остается западное направление. Это прежде всего обусловлено необходимостью в иностранных инвестициях, использованием новейших достижением науки и техники, получением гуманитарной помощи и т.д. Именно поэтому во внешней политике России с 90-х годов существенно возросла роль этого направления (см. приложения).

Включение в международное разделение труда и мировую экономику - необходимое условие превращения в государство с рыночным хозяйством. Особое значение для решения этой задачи имеет развитие связей с Западной Европой и, прежде всего с Европейским Союзом, одним из трех главных промышленных, финансовых и торговых центров мира, особенно для европейской части страны, где сосредоточены основная часть населения и производства. К сожалению, пока непосредственное вступление России в ЕС в обозримом будущем невозможно.

Таким образом, геополитическое и экономическое положение России обусловливает непосредственную заинтересованность во всем, что происходит в Европе, тем более в таком крупном событии, как переход ЕС к евро. Достаточно сказать, что на долю 15 стран Евросоюза приходится до 35% внешней торговли России, на рынки ЕС поступает 40% российского экспорта (для сравнения - на рынок США всего 4%, т.е. в 10 раз меньше). Из всех иностранных инвестиций в России почти 60% составляют инвестиции из западноевропейских стран (7, с. 707).

Среди трех экономических центров современного мира наибольшее значение для России в качестве партнера, конечно, имеет Европа и ЕС.

В июне 1994 г. между Россией и Европейским Союзом было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет с шансами на продолжение. В Соглашении зафиксированы основные принципы свободы движения товаров, услуг и капиталов. Вместе с тем в Соглашение не вошли аспекты создания зоны свободной торговли между Россией и Западной Европой.

Наряду с торговыми отношениями Россия и ее хозяйствующие субъекты поддерживают тесные связи с европейскими финансовыми рынками, с банками и другими кредитными учреждениями. Здесь находятся Парижский и Лондонский клубы кредиторов, членами которых недавно стала Россия, а также Европейский банк реконструкции и развития. На фондовых рынках в странах ЕС размещаются и обращаются облигационные займы российских эмитентов. Вместе с тем западноевропейские инвесторы активно действовали на российском фондовом рынке, вкладывая средства в государственные долговые обязательства (ГКО-ОФЗ), отличавшиеся особо высокой доходностью, и в корпоративные ценные бумаги.

Россия и восточно-европейские страны

Кроме ЕС, на европейском континенте сферу особых экономических интересов России представляют страны Восточной Европы, в первую очередь бывшие члены СЭВ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия). Доля этих стран во внешней торговле России сократилась с 38,7% в 1990г. до менее чем 15% в настоящее время.

Снижение абсолютных и относительных показателей внешней торговли с бывшими европейскими странами СЭВ сопровождается также ухудшением ее товарной структуры: в российском экспорте растет удельный вес топливно-сырьевых товаров, древесины, алюминия, химикатов. Значительная часть импорта из этих стран приходится на продовольствие, хотя в импорте из Венгрии, Словакиии, Чехии велик удельный вес машин и оборудования (соответственно 47%, 40% и 34%) (7).

К сожалению, страны Восточной Европы с их ограниченным хозяйственным потенциалом и средним по мировым стандартам уровнем промышленного развития утратили роль главных экономических партнеров России. Однако возрождение масштабных хозяйственных связей России со странами этого региона соответствует коренным интересам обеих сторон. Являясь сравнительно крупным импортером капитала, Россия вместе с тем могла бы в обозримом будущем стать крупным инвестором в экономику стран Восточной Европы.

Существует заинтересованность и восточноевропейских стран в российских инвестициях, которая главным образом заключается в сбыте своей продукции на емком рынке России прежде всего по тем товарным позициям, по которым осуществлялось взаимодействие в предшествующие годы международного разделения труда. Такой интерес становится все более очевидным по мере снижения эйфории этих стран по поводу ликвидации СЭВ и Варшавского Договора и избавления от иллюзий в связи с расчетами на быструю переориентацию внешней торговли этих стран на Запад.

Россия и страны других регионов мира

Новая система отношений России с развивающимися странами сегодня лишь формируется, поскольку пока отсутствуют четко определенные цели и задачи российской внешнеэкономической политики в отношении этих регионов. В связи с этим необходима разработка долговременной и обоснованной концепции, а также опирающейся на нее стратегии внешнеэкономических отношений России с развивающимися странами как в целом, так и с выделением регионов, групп стран и отдельных, особо значимых в перспективе стран-партнеров (см. приложения).

В основу, например, латиноамериканского направления может быть положено то, что Россия и ведущие страны Латинской Америки находятся, по большому счету, в одной переходной стадии развития, хотя и в разных ее точках - на пути построения рыночной экономики, интегрированной в мировое хозяйство. Несмотря на качественно различные стартовые позиции, именно с такими латиноамериканским странами, как Аргентина, Бразилия и Мексика у России имеется намного больше сходных проблем, чем, например, с государствами Западной Европы, Юго-Восточной Азии или Африки. Это создает принципиально иную, чем прежде, основу для взаимодействия с этими странами.

Значительные усилия в последние годы Россия прилагает усилия к тому, чтобы расширить внешнеэкономические связи с государствами АТР. Следует подчеркнуть, что, по оценке, из общего объема внутрирегионального товарообмена в рамках АТР на долю России приходится лишь около 1%. В рамках сотрудничества в АТР Россия сможет эффективнее решать такие проблемы, как развитие морского, трубопроводного, авиа- и железнодорожного транспорта, создания систем телекоммуникации, расширения экспорта своей машиностроительной и военно-технической продукции в страны Юго-Восточной Азии и ряд других проблем.

Именно для этого Россия в 1997г. вступила в ОАТЭС, которая имеет целью создание к 2010 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе зону свободной торговли и инвестиций. Для России эта организация может стать эффективным инструментом для развития Сибири и Дальнего Востока (7).

Предприятия Сибири и Дальнего Востока настолько зависят транспортных тарифов, что эти регионы от центра если не отрезаны, то в значительной мере изолированы. Оставаясь формально частью внутреннего рынка страны, они фактически стали частью внешнего рынка Тихоокеанского региона. Это касается снабжения продовольствием, промтоварами (26, с. 177).

Проще завозить товары из АТР, а не везти через всю страну. С учетом того, что ресурсов в Сибири сосредоточено много, а людей живет мало, то рано или поздно уровень деловых отношений с Азией вырастет до того уровня, который сложился с Европой. Тем более, что по сравнению с Европой препятствий к торговле здесь меньше. Однако у России пока нет механизма, который передавал бы информацию о работе АТЭС заинтересованным кругам, нет аналитических служб, как это принято в странах АТР.

После кризиса и страны АТР поняли, что ориентация только на внутренний тихоокеанский рынок, на определенный протекционизм уже начал себя изживать. Поэтому в настоящее время АТЭС вырабатывает приемлемые для всех условия открытия рынков. Россия не должна упустить этот момент, чтобы пока ряд ниш этого рынка не заполнен, предложить продукцию в части рыболовства, судоходства, науки и техники, космической связи и т.д.

Весьма перспективны экономические и научно-технические взаимосвязи России и Китая, который в последние годы превращается в одного из крупнейших внешнеэкономических партнеров России - и как потребитель российской промышленной продукции, и как поставщик легкой промышленности.

Немалый интерес для России представляет также североамериканский регион, а в нем главным образом США. Вместе с тем для США экономика России представляет интерес как объект для приложения капитала. Кроме того, США заинтересованы в использовании российских научно-технических достижений, особенно имеющихся в оборонно-промышленном комплексе.

В целом место и роль Росси в мировой торговле будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, реальными результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.

Политические отношения

Роль Представительства Европейского Союза в Российской Федерации состоит в обсуждении событий, явлений, обстоятельств и тенденций в политической жизни России, в отношениях между ЕС и Россией, а также в поддержке политического диалога между ЕС и Россией.

В связи с этим Представительство осуществляет мониторинг политической жизни страны, включая вопросы, связанные с правами человека, правосудием, свободой и безопасностью, а также развитием внешней (и оборонной) политики России.

В данном контексте целью Представительства является обеспечение взаимопонимания и поиск точек соприкосновения с Россией в связи с кризисом в Украине. Текущая ситуация в Украине осложнила развитие отношений между ЕС и Россией. Незаконная аннексия Крыма и конфликт на востоке Украины оказали серьезное влияние на двухсторонний политический диалог. В результате некоторые механизмы сотрудничества сейчас временно заморожены, а ранее были приняты санкции, направленные на то, чтобы побудить Россию к пересмотру своих действий в Украине. При этом, однако, ЕС надеется восстановить активный двухсторонний политический диалог с Россией. Несомненно, Россия остается территориальным партнером ЕС и стратегически важным игроком, способствующим решению местных и глобальных проблем.

Россия является самым крупным соседом ЕС, и она стала еще ближе к ЕС после принятия в Европейский Союз новых стран-членов в 2004, 2007, 2013 гг. Соответственно, Россия является влиятельным членом Совета безопасности ООН и, с учётом исторических факторов, географической близости и культурных связей – одним из ключевых игроков в системе общеевропейского соседства. Россия также является основным поставщиком энергоносителей в страны ЕС. Страна представляет собой крупный, динамично развивающийся рынок, привлекательный для европейских товаров и услуг и демонстрирующий значительные показатели экономического роста.

В качестве членов ООН, ОБСЕ и Совета Европы ЕС и Россия обязуются поддерживать и уважать фундаментальные ценности и принципы демократии, права человека, обеспечивать верховенство права и рыночной экономики. Эти ценности являются основанием, на котором строятся отношения между ЕС и Россией.

Текущая организационная рамочная программа сотрудничества представляет собой Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу 1 декабря 1997 года на начальный период в 10 лет. С 2007 года СПС ежегодно пересматривается. СПС заложило политическую основу для проведения регулярных консультаций между ЕС и Россией, основанных на принципах уважения к демократии и правам человека, политической и экономической свободе и обеспечения всеобщего мира и безопасности. Кроме того, СПС дополнено отраслевыми соглашениями, регулирующими многие политические вопросы, включая политический диалог, торговлю, науку и технику, образование, энергетику и окружающую среду, транспорт и предотвращение незаконной деятельности.

Экономические отношения

Обеспечивая основу для политического сотрудничества между ЕС и Россией, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве также способствует развитию экономических отношений. ЕС является основным торговым и инвестиционным партнером России; в то время Россия, как четвертый партнер для ЕС, является также крупнейшим экспортером таких важных энергоресурсов для ЕС, как нефть, газ, уран и уголь. Эта экономическая взаимозависимость предложения, спроса, инвестиций и знаний привела к совместным обязательствам по поддержанию хороших экономических отношений с особым акцентом на сотрудничестве в энергетической сфере, обеспечивая энергетическую безопасность и экономический рост обеим сторонам.

Торговля между ЕС и Россией показывала высокий темп роста до середины 2008 года, когда эта тенденция была прервана из-за экономического кризиса и односторонних мер, принятых Россией, что оказало негативное влияние на торговые отношения ЕС-России. С 2010 года объем взаимной торговли возобновил свой рост, достигнув рекордного уровня в 2012 году.

В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), что дало ей значительные возможности для дальнейшего развития торговых отношений с Европейским Союзом и другими иностранными партнерами. Тем не менее, остается ряд проблем в части выполнения Россией своих обязательств в рамках ВТО, что оказывает влияние на дальнейший рост торговли.

Торговые отношения

Европейский Союз является основным торговым и инвестиционным партнером России, в то время как Россия для ЕС является третьим по величине торговым партнером. В 2014 году экспорт услуг из ЕС в Россию составил 103,3 миллиарда евро, а их импорт - 181.3 миллиарда евро. Таким образом, в 2014 году дефицит торговли услугами ЕС с Россией составил 78 миллиардов евро.

Европейский Союз, является крупнейшим иностранным инвестором в России. Общий объем прямых иностранных инвестиций ЕС в экономику России на конец 2013 года составил 154.8 миллиарда евро.

В результате незаконного присоединения Крыма к России в марте 2014 года и ее роли в конфликте в Восточной Украине Европейский Союз ввел ограничительные меры, включая целенаправленные экономические меры. В свою очередь, Россия ввела ограничения на ввоз сельскохозяйственной и продовольственной продукции из стран ЕС.

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25 процентов иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.

Расширение ЕС на Восток будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность.

Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами - членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:

активизировать работу по выполнению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом;

совершенствовать систему валютно-финансовых расчетов со странами ЕС с учетом введения единой европейской валюты;

развивать стратегическое сотрудничество в ЕС в области энергетики на взаимовыгодной основе;

рассмотреть возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС;

обеспечить дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и систем связи.

Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России.

Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, позволяющее обеспечить всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Тем самым страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров.

Во-вторых, Россия получит возможность реализовать это право на защиту посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров.

В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.

Для решения этих задач обеспечить реализацию базовых принципов формирования таможенного тарифа в соответствии с приоритетами промышленной и структурной политики, осуществлять снижение ставок ввозных пошлин на не производимые в России машины и оборудование, комплектующие изделия, а также отдельные виды сельскохозяйственного сырья при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий.

Наши рекомендации