Международная экономическая интеграция

Интеграция(лат. integratio) – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. Это слово ис­пользуется в разных областях науки, техники, а также в политике и общественной жизни.

В экономическом смысле интеграция подра­зумевает экономический процесс взаимного приспособления и объеди­нения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализа­ции хозяйственной жизни.

Таким образом, международная экономическая интеграция–процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Основными преимуществами интеграции для национальных хозяйств являются:

1. Расширение масштабов рынка, которое повышает скорость оборота капитала благодаря эффекту увеличения предложения, что имеет особенно большое значение для малых и средних стран, национальный рынок которых ограничен.

2. Развитие производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц, которое снижает накладные расходы.

3. Возрастание авторитета и престижа члена интеграционного блока, что обес­печивает ему лучшие позиции в ходе различного рода торгово-экономических переговоров.

4. Ускорение темпов информационно-технологического обмена, содействую­щего снижению себестоимости, повышению качества и конкуренто­способности экспортной продукции.

5. Увеличение миграционного оборота между странами, позволяющего урегу­лировать многие социально экономические проблемы.

Среди наиболее очевидных негативных последствий интеграции необхо­димо выделить:

1) отток ресурсов из стран с более слабой экономикой в пользу сильнейших партнеров – это может привести к появлению «застойных, отсталых зон» внутри группировки;

2) возрастание роли ТНК и национальных монополий, как результат слия­ния и заключения негласных картельных соглашений между компаниями, которые ограничивают здоровую рыночную конкуренцию;

3) формирование значительных издержек, связанных с функционированием бюрократических институтов интеграционного блока, о чем свидетельствует опыт ЕС.

Типы интеграционных группировок

I тип. Зона свободной торговли (ЗСТ) – страны-участницы до­говариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.

II тип. Таможенный союз (ТС). Здесь также сохраняются прин­ципы свободной торговли, но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В рамках данного ин­теграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно.

III типэкономической интеграции– общий рынок, при котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный союз плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами.

IV типэкономической интеграции – Экономический и валютный союз. Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех ти­пов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой эконо­мической и валютной политики.

V типэкономической интеграции – Политический союз. Этот вид региональной интег­рации предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.

Европейский союз: особенности интегра­ции и механизм ее регулирования.

Европейский союз – уникальная ведущая интеграционная груп­пировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров (Триаду) глобальной системы рыночной экономики.

Эта региональная группировка гораздо ближе стоит к экономическому, политическому и валютному союзу, чем какое-либо межгосударственное объединение современного мира.

Насе­ление 27 стран ЕС составляет более 453 млн человек, доля только 15 запад­ноевропейских стран – членов Евросоюза в мировой торговле – около 40% (свы­ше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).

История образования ЕС ведет свое начало с 1951 г., когда, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали договор об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

В 1957 году страны, вошедшие в ЕОУС, подписывают договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтского договора, Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС) (в декабре 1991 г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст Договора о Европейском союзе (Маастрихтский договор о Европейском союзе), а 7 февраля 1992 г. там же состоялась официальная це­ремония его подписания всеми государствами-членами).

Расширение ЕС

Страны-уч­редители (1958 г.) Первое расшире­ние (1973 г.) Второе рас­ширение (1981 г.) Третье рас­ширение (1986 г.) Четвертое расширение (1995 г.) Пятое рас­ширение (2004 г.) Шестое рас­ширение (2007 г.)
Бельгия Великобритания Греция Испания Австрия Венгрия Болгария
Франция Дания   Португалия Финляндия Кипр Румыния
Германия Ирландия     Швеция Мальта  
Италия         Латвия  
Люксембург         Литва  
Нидерланды         Польша  
          Словакия  
          Словения  
          Чехия  
          Эстония  

Европейская валютная система (ЕВС) начала действовать с марта 1979 г., предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица – ЭКЮ, базирующаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС. С 1 января 2002 г. в наличное обращение введена единая валюта – евро.

Важнейшими направлениями деятельности ЕС являются: единая аграрная политика, региональная политика, сотрудничестве в научно-технической области.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

С 1 января 1994 г. на территории США, Канады, Мексики вступило в действие соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского названия – НАФТА).

Ключевые элементы соглашения:

• ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к 2010 г.;

• поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;

• смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;

• либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;

• создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии.

Создание НАФТА позволило соединить экономическую мощь США, природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, чтобы успешнее конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией.

Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся страну.

Особенности НАФТА:

1. По своему экономическому потенциалу Канада и Мексика значительно уступают США (ВВП Канады составляет 10% от ВВП США, а Мексики 5%).

2. В отличие от ЕС в НАФТА отсутствуют наднациональные структуры управления.

3. В рамках НАФТА США, Канада, Мексика сохраняют своё внешнеторговое законодательство.

4. Создание таможенного союза не предусмотрено. Хотя соглашение о НАФТА значительно выходит за рамки формирования зоны свободной торговли товарами.

Наши рекомендации