Белорусское общество защиты прав потребителей -
•принимает участие в разработке требований к безопасности товаров;
•проводит независимую экспертизу качества и безопасности товаров;
• проверяет соблюдение прав потребителей и правил торговли;
•вносит предложения в органы власти о снятии с производства опасных для людей и окружающей среды товаров;
•вносит предложения и представляет материалы в прокуратуру, суды, органы власти, направленные на защиту прав потребителей и др.
Проверка– способ контроля, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Проверка торговой организации заключается в обследовании их общих характеристик, условий реализации товаров и предоставляемых услуг, наличия и исполнения необходимой документации, фактического соблюдения правил реализации товаров и услуг, в контроле качества и безопасности товаров и услуг, выполнения предписаний контролирующих органов и требований Закона «О защите прав потребителей».
Осуществляется проверка по письменному приказу (распоряжению) руководителя контролирующего органа. На проведение каждой проверки выдается предписание. Должностные лица проводят проверки предприятий торговли по предъявлению служебного удостоверения с указанием срока полномочий на право проверки объекта. Допуск проверяющих за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации торгового предприятия. Проверка проводится только в санитарной одежде. Общий срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней. Запись о результатах проверки проверяющие вносят в книгу учета проверок (ревизий). По результатам проверки могут быть составлены:
- протокол;
- акт;
- справка.
Они подписываются проверяющими и руководителем проверенного торгового предприятия. В случае отказа от подписания протокола на нем делается соответствующая запись. К протоколу (акту) прилагается объяснение представителя проверяемого торгового предприятия. Один экземпляр протокола (акта) передается руководителю проверенного предприятия. На основании этих протоколов, актов, справок, записей в книге учета проверок (ревизий) о результатах проверки торгового предприятия, а также предписаний контролирующих органов принимается решение об ответственности субъекта хозяйствования в соответствии с действующим законодательством. В случае приостановления или аннулирования лицензии на право осуществления торговли, торговое предприятие информируется в письменном виде органом, принявшим такое решение, не позднее трех дней с момента его принятия.
Во время проведения проверок проверяемые имеют право:
- требовать предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
- обжаловать обоснованность проведения проверки;
- присутствовать при проверке ценностей, контрольных обмерах, объемов выполненных работ и т.д.;
- знакомиться с документами, составленными по материалам проверок;
- обжаловать незаконные действия лиц, проводящих проверку и др.
В то же время проверяемые обязаны:
- обеспечить допуск проверяющих на предприятие;
- предоставить по требованию проверяющих письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
- выполнять предписания контролирующих органов, данные в пределах их компетенции;
- принимать меры по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки, в том числе привлекать к ответственности виновных лиц и др.
Продавец несет установленную законом ответственность за нарушение правил торговли, цен, обман, обвес и обсчет покупателей.
К числу грубых нарушений законодательства о торговле, при установлении которых объекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю, могут быть лишены лицензии, относятся следующие:
- продажа товаров без сертификата качества и сертификата соответствия (для товаров, подлежащих сертификации), приведшая к угрозе гибели покупателя или нанесению ущерба здоровью;
- нарушение правил эксплуатации торговой техники, приведение к угрозе возникновения аварии или гибели людей;
- нарушение порядка приема денежных средств или реализации товаров и услуг;
- непринятие мер по установлению ранее имевших место нарушений при приостановлении лицензии;
- нарушение налогового законодательства;
- реализация товаров без документов, подтверждающих их поступление;
- неоднократная продажа товаров с истекшим сроком реализации;
- обман покупателя, обмер, обвес, обсчет;
- нарушение порядка применения и формирования цен;
- отсутствие технического паспорта на проданные сложно-технические товары;
- отсутствие на фасованных в магазине товарах реквизитов: наименование, сорт, масса, цена за единицу, стоимость;
- нарушение установленного порядка пользования весоизмерительными приборами (неисправными, неправильно установленными, с нарушенными сроками клеймения);
- несоблюдение установленного режима работы;
- постоянное отсутствие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;
- неудовлетворительное санитарное состояние торгового предприятия, его территории и несоблюдение других санитарных требований;
- отсутствие лицензии на право реализации отдельных товаров, продажа которых лицензируется;
- осуществление действий, препятствующих проведению проверки магазина лицом, уполномоченным для выполнения таких функций.