Тема 11. Понятие товароснабжения. Организация товароснабжения в торговле.
Вопросы.
1. Понятие товароснабжения. Требования, предъявляемые к товароснабжению. Принципы.
2. Формы товароснабжения.
3. Организация доставки товаров.
4.
Вопрос 1. Требования, предъявляемые к техническим решениям магазинов.
Товароснабжение — совокупность мероприятий по удовлетворению потребности розничной торговой сети в товарах. Эти мероприятия включают в себя целый комплекс коммерческих и технологических операций по доведению до предприятий розничной торговли товаров в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения. От организации товароснабжения во многом зависит полнота и стабильность ассортимента товаров, предлагаемых розничными торговыми предприятиями населению, а значит и степень удовлетворения покупательского спроса; величина товарных запасов; оборачиваемость товаров и другие показатели работы торговых предприятий. Следовательно, рационально организованное товароснабжение оказывает положительное влияние и на экономическую эффективность деятельности розничных торговых предприятий. На организацию товароснабжения розничной торговой сети влияют многие факторы.
К основным из них можно отнести:
• размещение сети розничных торговых предприятий по отношению к источникам товароснабжения;
• транспортные условия;
• тип розничного торгового предприятия и величина его торговой и складской площади;
• оснащенность предприятий розничной торговли торгово-технологическим оборудованием для хранения и внутримагазинного перемещения товаров (холодильным, подъемно-транспортным и др.).
Рациональная организация товароснабжения возможна при соблюдении ряда принципов: планомерность, ритмичность, оперативность и экономичность.
Планомерность - осуществление его по графикам, определяющим частоту и периодичность завоза товаров.
Ритмичность проявляется в доставке товаров в розничную торговую сеть через определенные (как правило, равные) промежутки времени. Это обеспечивает бесперебойное снабжение предприятий розничной торговли товарами, способствует своевременному выделению работников для проведения приемки поступивших товаров, позволяет эффективно использовать складскую площадь и исключает образование излишних товарных запасов.
Оперативность - зависимость периодичности доставки товаров от определенных условий. Такими условиями, например, являются уменьшение или увеличение спроса населения на те или иные товары в зависимости от времени года, моды и других причин.
Экономичность - осуществление товароснабжения с минимальными затратами рабочего времени, материальных и денежных средств. Этому способствует эффективное использование транспортных средств, механизация погрузочно-разгрузочных работ, правильное и своевременное оформление документов по отпуску и приемке товаров.
Вопрос 2. Формы товароснабжения.
Процесс доведения товаров до РТС может осуществляться в двух организационно-экономических формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика – объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п.
Транзит – форма товароснабжения, которая предполагает доведение товаров от производственного предприятия до РТС, минуя склады оптовой и ровничной торговли.
Преимущества транзита:
· исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы;
· устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров;
· ускоряется товарооборачеваемость;
· уменьшаются товарные потери;
· снижается издержки обращения.
Вместе с тем, чрезмерное расширение транзита может привести к:
· замедлению времени обращения товаров;
· неправильному формированию ассортимента в магазинах;
· образование излишних товарных запасов и неравномерному их размещению в РТС.
Поэтому выбор транзитной формы товароснабжения необходимо тщательно экономически обосновывать.
Существует следующие виды транзита:
· с вложением собственных средств (твердорассчетный транзит);
· без вложения собственных средств (организуемый транзит);
· прямой транзит (хлеб, молоко, колбаса).
Транзитная норма отгрузки – минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.п.).
Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов.
При складской форме товары завозятся сначала на склады оптовых базы, а затем в розничную торговлю.
Эта форме обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.
Складская форма товароснабжении применяется при получении товаров от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассортимента в торговый, а также по товарам, требующим длительного хранения.
В этих случаях складская форма имеет преимущества перед транзитной, так как повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.
Однако, складская форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано.
Вопрос 3. Организация доставки товаров.
Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективный метод доставки товаров в розничные торговые предприятия– это централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки.
Преимущества централизованной доставки:
1)работники магазина освобождаются от поиска транспортных средств, погрузки и сопровождения товара;
2)рационально используется транспорт и рабочая сила;
3)ускоряется товароснабжение, уменьшается порча товаров;
4)обеспечивается широкий, устойчивый и стабильный ассортимент товаров;
5)увеличивается объём продажи товаров;
6)сокращаются издержки обращения.
Существует 2 маршрута централизованной доставки:
1) линейный;
2) кольцевой.
Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:
· анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объёму товарооборота;
· рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров;
· осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров;
· устанавливают систему материальной ответственности сторон за выполнение централизованной доставки;
· рассчитывают эффективность применения централизованной доставки товаров и выявляют резервы её повышения.
При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объём продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и т.д.
При децентрализованной доставке вывоз товаров от поставщиков обеспечивает непосредственно предприятие, используя свой транспорт. Децентрализованный способ доставки менее эффективен, так как приводит к нерациональному использованию транспорта — простоям, увеличению холостых пробегов, отвлекает работников от выполнения своих прямых обязанностей, удорожает перевозки. Со способами доставки тесно связаны и маршруты завоза продуктов. При децентрализованной доставке продукты завозятся на предприятия только линейными (маятниковыми) маршрутами.