Международные соглашения, заключенные Правительством Ульяновской области
№ | Документ | Партнер | Дата подписания |
1. | Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве | Провинция Шаньси Китайской Народной Республики | 29 октября 1997 г. |
2. | Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве | Исполнительная власть г. Баку Азербайджанской Республики | 11 апреля 1998г. |
3. | Соглашение об установлении породненных отношений | Провинция Шаньси Китайской Народной Республики | 17 июля 2001г. |
4. | Соглашение о сотрудничестве между администрацией Ульяновской области и областью Сицилия Итальянской Республикой (Протокол о намерениях) | Область Сицилия Итальянской Республики | 23 июня 2005 г. |
5. | Соглашение между Правительством Ульяновской области и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и научном сотрудничестве | Республика Беларусь | 7 сентября 2005 г. |
6. | Соглашение между Правительством Ульяновской области и Министерством экономики и транспорта Венгерской Республики о развитии экономического сотрудничества | Министерство экономики и транспорта Венгерской Республики | 03 мая 2006 года |
7. | Соглашение между администрацией Габровской области Республики Болгария и Правительством Ульяновской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях | Габровская область Республики Болгария | 14 сентября 2006 г. |
8. | Соглашение между Правительством Ульяновской области и Народным комитетом провинции Нге Ан Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. | Народный комитет провинции Нге Ан Социалистической Республики Вьетнам | 26 февраля 2007 г. |
9. | Протокол о сотрудничестве между Правительством Ульяновской области Российской Федерации и администрацией Габровской области Республики Болгария. | Габровская область Республики Болгария | 26 июня 2007 г. |
10. | Протокол о сотрудничестве между Ульяновской областью и провинцией Шаньси Китайской Народной Республики. | Провинция Шаньси Китайской Народной Республики | 24 октября 2007 г. |
11. | Протокол о намерениях между Правительством Ульяновской области и Регионом Шампань-Арденны | Правительство Региона Шампань-Арденны | 30 сентября 2008 г. |
12. | Соглашение о сотрудничестве о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. | Провинция Хунань | 4 мая 2009 г. |
13. | Соглашение между Правительством Ульяновской области и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве | Правительство Южной Осетии | 19 сентября 2009 г. |
14. | Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве | Администрация Ширакского марза Республики Армения | 15 сентября 2010 г. |
15. | Меморандум между Правительством Ульяновской области и Министерством экономики Республики Словения о сотрудничестве | Министерство экономики Республики Словения | 22 марта 2011 г. |
16. | Протокол о намерениях между Правительством Ульяновской области и Правительством федеральной земли Тюрингия (ФРГ) | Правительство федеральной земли Тюрингия | 10 октября 2012 г. |
Количество международных соглашений, заключенных Правительством Ульяновской области, относительно невелико, в среднем за один календарный год подписывается одно, два соглашения. Если такая вялотекущая тенденция сохранится, то можно будет строить только пессимистичные прогнозы развития внешних связей Ульяновской области.
Еще одной эффективной нефинансовой мерой укрепления взаимоотношений с иностранными партнерами, которая используется в Ульяновской области, являются межправительственные комиссии (МПК). Межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, комитеты и рабочие группы, работающие в рамках МПК, играют значительную роль в развитии двустороннего сотрудничества Российской Федерации и ее регионов с зарубежными странами, являясь эффективным инструментом решения задач, представляющих обоюдный интерес. Благодаря работе МПК развивается инвестиционное и межрегиональное сотрудничество, решаются транспортные проблемы, укрепляются связи между таможенными службами, на новый уровень выходит взаимодействие в области инноваций.
Межправительственные комиссии создаются для эффективного взаимодействия бизнеса и государства на международном уровне. Главная цель работы каждой МПК - создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических отношений Российской Федерации, содействие российским предпринимателям в сотрудничестве с зарубежными партнерами.
На заседаниях МПК стороны рассматривают актуальные предложения и вопросы по улучшению внешнеэкономических отношений России со странами-партнерами. В рамках заседаний и сессий МПК представители и эксперты обсуждают проблемы, возникающие в рамках торгово-экономической кооперации, находят пути их разрешения.
Цель МПК – эффективная государственная поддержка бизнеса на международном уровне.Сотрудничество российской компании с межправительственными комиссиями дает ей возможность позиционировать себя на внешнем рынке в качестве надежного и привлекательного партнера, подкрепив свои обязательства авторитетом государства. Особенно это касается стран, где коммерческое сотрудничество тесно связано, а иногда и невозможно, без взаимодействия с органами власти, что обусловлено социально-политической спецификой государств.
Участие в МПК позволяет компании создать авторитетную платформу для развития бизнеса, оперативно содействовать решению того или иного прикладного вопроса торгово-экономического взаимодействия, зафиксировать реализацию двусторонних международных проектов. Часто крупные контракты фирм-партнеров подписываются в рамках сессий МП при участии руководства МПК и их рабочих групп.
На начальном этапе работы в рамках заседаний отраслевых рабочих групп МПК представители российского бизнеса получают возможность наладить контакты с зарубежными коллегами, найти новых партнеров, заручившись авторитетом государственной структуры. Компании, принимающие активное участие в заседаниях МПК, имеют возможность предложить свои формулировки в проекты итоговых протоколов, вынести на рассмотрение предложения и вопросы, позволяющие способствовать продвижению своего бизнеса, ориентированного на зарубежное партнерство.
Представители Ульяновской области от Правительства и исполнительной власти региона закреплены за шестнадцатью межправительственными комиссиями и рабочими группами таких стран как: Австрия, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Тайланд, Куба, Словения, США, Вьетнам, Турция, Германия, Франция и Япония.
Неотъемлемой частью развития международных связей является прямое взаимодействие с зарубежными коллегами и партнерами путем приглашения иностранных граждан и приемов иностранных делегаций. В 2013 году Ульяновскую область посетило восемнадцать официальных делегаций иностранных государств из США, Японии, ФРГ, Финляндии, Франции и других стран. На этих встречах происходило знакомство иностранных коллег с экономическим потенциалом области, уже реализованными иностранным проектами на ее территории а так же с авиационным кластером региона. Так же обсуждались вопросы ,связанные с началом реализации проектов по строительству животноводческого комплекса и молочного завода по производству органической продукции на территории региона, локализации производства металлоконструкций, реализации инвестиционного проекта по созданию деревообрабатывающего производства а так же производства автокомпонентов на территории Ульяновской области.
Таким образом, организация иностранных визитов дает возможность Правительству Ульяновской области укрепить связи со старыми партнерами, найти новых инвесторов, заключить договора о создании в регионе новых производств а так же укрепить культурные связи, наладить обмен опытом в области образования, исследований и инноваций.
Кроме проведения иностранных визитов на территории Ульяновской области представители региона принимают участие в различных рабочих встречах, переговорах, заседаниях, конференциях и официальных приёмах. Участие на подобного рода мероприятиях в 2013 году позволило Ульяновской области получить поддержку заместителя министра в вопросе включения сотрудников Правительства Ульяновской области в кадровый резерв минэкономразвития с дальнейшим использованием в составе Торговых представительств РФ за рубежом, а так же обещано положительное решение вопроса о командировании сотрудников торгпредств для изучения возможностей и потребностей регионов. Так же эти встречи способствовали популяризации региона путем проведения презентации экономического и инвестиционного потенциала Ульяновской области иностранным партнерам из Австрии, США, Германии.
Презентации Ульяновской области проводятся губернатором С.И. Морозовым и представителями Правительства Ульяновской области не только на встречах с деловыми кругами иностранных государств в регионе но и на международных встречах. В 2013 году информация о потенциальных возможностях и выгодах от сотрудничества с регион была представлена в Посольстве Российской Федерации в Лондоне, Берлине, в городе Ошкош (США) , Мюнхене.
Наряду с нетарифными мерами поддержки и развития внешнеэкономической политики, существуют экономические методы, которые, в случае внешнеторговой политики, порой оказывают куда больший эффект.
В Ульяновской области сформирована особая экономическая зона- территория, имеющая особый юридический статус и льготные экономические условия для национальных и иностранных инвесторов - это портовая зона на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», которая наделена федеральным статусом и является единственной в России особой зоной авиационного типа. ПОЭЗ ориентирована на использование авиастроительного потенциала региона, в связи с чем на её территории планируется развитие таких видов деятельности, как:
Ремонт, техническое обслуживание, модернизация воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;
Производство авиатехники и авиакомплектующих;
Аэропортовые и транспортно – логистические услуги.
Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры особых экономических зон создаются за счет государственных инвестиций. Помимо режима ПОЭЗ со всеми налоговыми и таможенными преференциями, аэропорт обладает уникальными характеристиками, позволяющими принимать все типы воздушных судов.
Строительство всей необходимой инфраструктуры (дороги, электросети, газопровод, водопровод, канализация и т. д.) и подключение к электросетям происходит за счёт бюджетов Российской Федерации и Ульяновской области.
Налоговые и таможенные льготы ПОЭЗ:
Налог на прибыль - 2% в течение 10 лет;
Налог на имущество – 0% на 10 лет с момента постановки имущества на учёт;
Земельный налог – 0% на 10 лет с момента появления права собственности на землю;
Транспортный налог – 0% на десять лет с момента постановки транспортного средства на учёт;
Отсутствие таможенных пошлин и НДС на товары (в том числе на оборудование и машины), ввозимые на территорию ПОЭЗ из-за границы РФ и вывозимые с территории ПОЭЗ за границу РФ (ввезённые на территорию ПОЭЗ товары могут находиться там сколь угодно долго без выпуска на территорию РФ)
При помещении в ПОЭЗ товаров, произведённых на территории РФ, НДС возмещается;
Добавленная стоимость, созданная в ПОЭЗ, НДС не облагается (при вывозе товара за границу РФ).
Так же для привлечения инвесторов в Ульяновской области создано 7 индустриальных парков. Индустриальный парк представляет собой специально созданную площадку для размещения производств, которая обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, энергоносителями и управляется специализированной компанией. Принципиальное отличие индустриального парка от промышленной зоны заключается в единой концепции, в соответствии с которой подбираются арендаторы предприятий, находящихся на его территории. Возможны варианты, когда деятельность внутри одной площадки ведут независимые предприятия из разных отраслей промышленности, но управляющая компания всегда одна.
Индустриальные парки в Ульяновской области представлены несколькими проектами:
- индустриальный парк «Заволжье» — один из первых в России, прошедших процедуру сертификации;
- парки, специализирующийся на производстве автозапчастей — на площади ДААЗа (г. Димитровград) и УАЗа (г. Ульяновск). Руководство этих предприятий готово сдавать свободные территории под производство.
Индустриальные парки - это выгодные площадки различной площади для инвестиций в самых разных сферах: промышленного и сельскохозяйственного производства и др. Каждая из них отличается удачным расположением, развитой инфраструктурой и грамотной организацией. Также территории, на которых расположены индустриальные парки, подходят для размещения складов, офисных помещений, некоторые площадки расположены непосредственно на территории города Ульяновска и включают в себя жилые микрорайоны с высокоразвитой социальной инфраструктурой.
Налоговые льготы инвесторам представляют собой основу для успешного развития промышленности в регионе. В Ульяновской области принята и работает наиболее прогрессивная из имеющихся в России нормативно-правовая база, обуславливающая получение компаниями, локализующими производства на территории Ульяновской области, следующих мер государственной поддержки, определенных законом Ульяновской области от 26.11.2003 № 060-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области», законом Ульяновской области от 04.06.2007 № 71-ЗО «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков», законом Ульяновской области от 06.12.2007 № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 01.12.2010 № 418-П «О некоторых мерах по реализации закона Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области», а именно:
Налоговые льготы инвесторам:
13,5 % — ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет, в течение 15 лет (снижение на 4,5 %) с момента возникновения налогооблагаемой базы;
0 % — ставка налога на имущество организаций в течение 10 лет с момента возникновения налогооблагаемой базы;
1,1 % — ставка налога на имущество организаций с 11-го по 15-й годы с момента возникновения налогооблагаемой базы;
0 % — ставка земельного налога в течение 8 лет с момента возникновения налогооблагаемой базы;
0 % — ставка транспортного налога в течение 10 лет с момента возникновения налогооблагаемой базы.
Так же в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 01.12.2010 № 418-П «О некоторых мерах по реализации закона Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» в течение первых 10 лет реализации инвестиционного проекта для инвестора будет действовать система субсидирования налоговых затрат, понесенных в рамках реализации инвестиционного проекта.
Поддержка инвесторов является непременным условием развития инвестиционной деятельности, обеспечивающим увеличение количества инвесторов и процветание Ульяновской области. Компании, реализующей особо значимый инвестиционный проект на территории Ульяновской области, ежегодно в течение 10 лет с момента возникновения налогооблагаемой базы будет возмещаться сумма, уплаченная в региональный бюджет по налогу на прибыль организаций. Поддержка инвесторов означает, что в первые 10 лет реализации проекта инвестор фактически не платит налоги в региональный бюджет.
Налоговые льготы инвесторам направлены на сокращение сроков окупаемости проектов. Субсидии являются уникальной и беспрецедентной мерой поддержки инвесторов, позволяющей компенсировать затраты компании на сооружение производственного комплекса и обеспечение завода инженерной инфраструктурой.
Кроме налоговых льгот и субсидий на территории Ульяновской области реализуется административное сопровождение реализации инвестиционных проектов.
· Каждый инвестиционный проект, реализуемый на территории региона, курируется одним из членов Правительства Ульяновской области.
· Полное административное сопровождение проекта в режиме «одного окна»
· Предоставляет инвестору технического офиса и юридического адреса на начальном этапе реализации инвестиционного проекта.
· Оперативный контроль над ходом реализации проекта осуществляется Губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области - С.И. Морозовым (в рамках работы Штаба по инвестициям).
· Правительство Ульяновской области гарантируют «прозрачный статус» земельных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов, и готовы взять на себя экологические и юридические риски выбора инвестиционной площадки.
· Существует возможность прямого выкупа земельных участков в собственность
· Проведены все необходимые геологические и санитарно-эпидемиологические исследования инвестиционных площадок.
Льготные условия для инвесторов принесли свои результаты, на территории Ульяновской области активно работают иностранные предприятия и строятся новые. Увеличение числа предприятий на территории региона, бесспорно оказывает положительное влияние на его экономику в целом.
Основными положительными эффектами являются:
· Увеличение поступлений налогов от прибыли предприятий в бюджет области
· Увеличение числа рабочих мест
· Увеличение налоговых поступлений от НДФЛ
Особенно важными эффектами в контексте изучаемой темы являются следующие:
· Увеличение количества производимых товаров на территории области
· Расширение товарного предложения на внутреннем рынке
· Повышение конкуренции на внутреннем рынке производства и продажи товаров и услуг, а в следствии увеличение качества продукции и уровня обслуживания.
· Увеличение количества экспортируемых товаров
· Повышение сальдо торгового баланса и товарооборота региона
Проанализировав данные таможенной статистики Ульяновской области, было выявлено ряд основных характерных черт внешнеторговой политики региона. Ульяновскую область отличает отрицательное сальдо торгового баланса, то есть импорт иностранной продукции в регион в последние годы превышает экспорт. Кроме этой негативной тенденции темпы роста экспорта области снижаются с каждым годом. В связи с этим внешнеэкономическая политика региона должна быть направлена не только на увеличение внешнеторговых операций, а осуществляться за счет повышения экспорта и реализации политики импортозамещения.
Ульяновская область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые позволят ей в дальнейшем реализовать планы по развитию экспортного производства. Регион отличает выгодное транспортно-географическое положение, достаточно высокая плотность железнодорожных путей и автомобильных дорог, существенное число граждан России проживает в относительной близости от Ульяновска, что существенно расширяет охват потенциальных покупателей и партнеров. Область располагает значительными запасами сырья, что позволяет открывать на ее территории заводы строительных материалов. На территории региона реализуется программа по субсидированию региональных авиаперевозок в ПФО, что позволяет снижать транспортные затраты экспортеров.
В Ульяновской области существуют традиционно сильные отрасли самолетостроения и автомобильной промышленности, на базе которых можно создавать кластерные предприятия. В регионе существует портовая особая экономическая зоны и нормативно регламентированный план по ее развитию, промышленные зоны (индустриальные парки) а так же проекты по созданию новых промышленных зон в муниципальных образованиях.
Значительную роль в развитии экономики могут сыграть субъекты малого и среднего бизнеса, число которых в регионе достаточно велико. Особым конкурентным преимуществом является невысокий (по сравнению с ПФО и РФ) уровень стоимости трудовых ресурсов для потенциальных работодателей.
Существует ряд угроз, которые могут помешать Правительству Ульяновской области в реализации политики импортозамещения. Перечислим наиболее яркие из них.
· Обострение региональной конкуренции внутри ПФО
· Существенное отставание от регионов-лидеров ПФО по ряду ключевых направлений и экономических показателей
· Снижение инновационного потенциала области вследствие наличия сильных регионов-конкурентов в сфере разработки инноваций и усиление оттока лучших, высококвалифицированных кадров в данные регионы.
· Низкий уровень развития сопутствующих отраслей экономики Ульяновской области относительно регионов-лидеров ПФО (строительство, торговля)
· Отсутствие ряда стратегических документов: комплексной программы по развитию добычи, переработки и использования местных полезных ископаемых, инвестиционной стратегии, внешнеполитической стратегии
· Существенный уровень физического и морального износа основных фондов и коммунальной инфраструктуры (в т.ч. водоснабжения) наряду с недостаточностью финансовых средств для их обновления
· Существенные межмуниципальные различия
· Низкое качество и высокая себестоимость производимой продукции
· Снижение численности населения, в том числе численности экономически активного населения
· Высокий уровень миграции (в том числе маятниковой) экономически активного населения в иные регионы России
· Недостаточный уровень развития инфраструктуры железнодорожного и водного транспорта, низкие объемы грузооборота при использовании железнодорожного транспорта
· Незавершенность строительства дорожной инфраструктуры (неудовлетворительное состояние автодороги «Ульяновск – Димитровград – Самара», отсутствие объездных дорог)
Основными точками роста увеличения внешнеторговых операций путем роста экспорта могут быть:
· Дальнейшее развитие портовой особой экономической зоны и позиционирование Ульяновской области как региона-лидера в данной отрасли. Также следует учитывать целесообразность дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства региона в целях удовлетворения потребностей якорных резидентов ПОЭЗ
· Дальнейшее развитие «традиционных», существующих уже существенное количество времени, отраслей промышленности в Ульяновской области, вовлечение в них субъектов малого и среднего предпринимательства путем удлинения технологических цепочек и увеличения добавленной стоимости производимой продукции
· Продолжение диверсификации промышленного комплекса области производствами, имеющими относительно невысокую степень зависимости от кризисных явлений в экономике (пищевая промышленность, фармацевтика и др.), причем с постановкой задачи создания производств с высокой добавленной стоимостью. Диверсификация должна основываться на лучшем опыте ведения активной инвестиционной политики (в том числе реализации механизмов государственно-частного партнерства), который получен в Ульяновской области ранее с дальнейшим привлечением резидентов в существующие и вновь вводящиеся индустриальные парки. При этом следует использовать имеющуюся инвестиционную инфраструктуру для привлечения таких предприятий в Ульяновскую область
· Активизация действий по дальнейшему развитию добычи полезных ископаемых, используемых для промышленности строительных материалов. Развитие производств и стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности строительных материалов.
· Привлечение инвестиций в сопутствующие отрасли (строительство, торговля), а также стимулирование развития данных отраслей среди уже имеющихся предприятий и организаций.
· Комплексное развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, направленное, в том числе, на удовлетворение потребностей граждан иных субъектов РФ.
· Концентрация на развитии отдельных направлений инновационных технологий, расширение научно-технической инфраструктуры, а также проведение работ по популяризации и увеличению активности в данной сфере путем работы с молодежью, увеличения числа кружков, секций, поддержки научных лабораторий при университетах, выдачи грантов талантливым специалистов, чьи изобретения нашли практическое общественнополезное применение.
· Развитие в регионе механизмов государственно-частного партнерства
· Привлечение инвестиций в отрасли, взаимосвязанные с транспортом и логистикой в целях повышения объемов грузоперевозок, транспортных услуг.
· Повышение качества инфраструктуры (в том числе, автомобильных дорог и социальной инфраструктуры) путем согласования плана по повышению качества инфраструктуры с планом по привлечению инвестиций (в том числе, за счет средств федерального бюджета) и использованием механизмов государственно-частного партнерства. Также целесообразно осуществлять привлечение и активную поддержку на региональном уровне реализации инвестиционных программ государственных корпораций, а также инвестиционных программ других компаний, направленных на снятие инфраструктурных ограничений.
· Движение региона к диверсификации экономики, диагностированное по итогам привлечения инвестиций в последние годы.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
2. Закон РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе»
3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 14 апреля 1998 Г. №63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»
5. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле»
6. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. №378-Р
8. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
9. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации”.
11. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность, - 2-е издание, перераб. - М,: изд-во Дашков иК, 2011.
12. Алехнович А.В. Тесты по внешнеэкономической деятельности с комментариями и ответами: для аттестации работников внешнеэкономических служб, - М.: Дикта, 2010.
13. Бариленко А.С. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности. - М,: Инфра-М, 2011.
14. Гриффин Р. Международный бизнес / Р. Гриффин, М. Пастей. — СПб.: Питер, 2006. — 1088 с.
15. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации / М.Г. Делягин. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 560 с.
16. Информационный портал www.globalization.kof.ethz.ch.
17. Информационный портал Министерства экономического развития РФwww.economy.gov.ru.
18. Кархова И.Ю. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики /
19. И.Ю. Кархова, Д.А .Кунаков // Российский внешнеэкономический вестник. —2007. — № 9.
20. Крейдич Т.В. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации / Т.В. Крейдич // Вестник МГТУ. — 2010. — № 1. — Т. 13.
21. Мировая экономика и международный бизнес:экспресс-курс. — М.: КноРус, 2010. — 280 с. — (Государственный университет управления).
22. Мировая экономика: учебник / под ред. Булатова А.С. — М.: Экономисть, 2008. — 568 с.
23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.
24. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность, учебник, - 8-е издани, перераб., - М,: изд-во Дашков и К, 2011
25. Просветов Г.И. Международный бизнес. Задачи и решения / Г.И. Просветов. —М.: Альфа-Пресс, 2009. — 160 с.
26. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность.Учебник, - 3-е перераб. Изд-ние, - М,: Магистр, 2011.
27. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. - 2-е издание, перераб., - М,: Ифра-М, 2011.
28. Солодков Г.П. Международный бизнес Г.П. Солодков, Э.Т. Рубинская, Э.Д. Рубинская. —Феникс, 2009. — 384 с.
29. Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве, - М,: Инфра-М, 2010.