Товарооборот россии 2004-2007гг.

Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
Товарооборот 257,2 340,2 551,7
В том числе:      
Экспорт 181,6 241,5 301,2 351,9
Импорт 75,6 98,7 137,8 199,8
Сальдо 142,8 163,4 152,1

товарооборот россии 2004-2007гг. - student2.ru

Рис.10. Товарооборот России 2004-2007гг.

товарооборот россии 2004-2007гг. - student2.ru

Рис.11. Распределение российского экспорта по группам стран в период с 2004 по 2008 годы.

товарооборот россии 2004-2007гг. - student2.ru

Рис.12. Распределение российского экспорта по группам стран в период с 2004 по 2008 годы.

4 период: 2004-2008 (август). В 2004 г. на российскую экономику благоприятно воздействовала ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках. Рост среднегодовых экспортных контрактных цен на топливо составил около 20 %, цены на цветные металлы поднялись почти на 30 %, а на черные металлы - на 65 % по сравнению с предыдущим годом. В итоге стоимость российского экспорта, около 70 % которого приходилось на топливо и металлы, достигла 181,6 млрд долл., что на четверть больше, чем в 2003 г.

Важнейшими экономическими факторами, повлиявшими на развитие внешней торговли в 2004 г., были:

· замедление темпов роста ВВП (6,9% прироста в 2004 г., 7,3% - в 2003 г.) на фоне улучшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков;

· быстрое расширение внутреннего спроса, причем не только инвестиционного, но и потребительского (в 2003 г. расходы домохозяйств выросли на 7,5 %, в 2004 г. на 12,8%). Потребительский бум и резкое наращивание инвести­ций могли стать прочным фундаментом для подъема российской экономики, но из-за низкой конкурентоспособности российской продукции большая доля прироста внутреннего спроса была удовлетворена за счет импорта.

Российская экономика в силу своей сырьевой структуры и слабой финансо­вой системы по-прежнему серьезно зависела от мировых цен на нефть, спроса на энергетические ресурсы на международном рынке, уровня процентных ставок на внешних рынках, кредитных рейтингов России и объема финансовых ресур­сов, направляемых в виде портфельных инвестиций на развивающиеся рынки. В 2004 г. практически все перечисленные внешние факторы играли для России положительную роль. Именно они обеспечили позитивный внешнеторговый баланс, профицит консолидированного бюджета, сохранение темпов роста ключевых показателей.

В 2005 г. темпы прироста ВВП снизились до 6,4 %. Основными причинами за­медления роста стали увеличение склонности к потреблению импортных товаров и резкое уменьшение прироста экспорта.

Вследствие благоприятной конъюнктуры внешней торговли и хорошо налажен­ных механизмов изъятия конъюнктурной ренты в 2005 г. «нефтяные сверхдоходы бюджета достигли рекордного уровня и превысили запланированный уровень на 54 %, профицит бюджета составил 7,5 % ВВП. Высокий объем дополнительных доходов федерального бюджета дал возможность пополнить Стабфонд, досрочно погасить внешний долг и увеличить расходы социального характера. Переход к бо­лее мягкой по сравнению с предыдущими годами бюджетной политике предоставил возможности для использования высоких нефтяных доходов в целях развития экономики и социальной сферы.

В 2005 г. главной причиной роста российского экспорта в стоимостном выраже­нии являлось повышение цен на топливо. При этом темпы увеличения физических объемов экспорта товаров снизились. В то же время ежегодные темпы роста стои­мости импорта с 2003 г. не опускаются ниже 28 % благодаря увеличению доходов населения и предприятий, а также укреплению рубля в реальном выражении. Ста­бильный рост импорта товаров происходит главным образом за счет наращивания импорта машин и оборудования.

В 2006 г. прирост ВВП составил около 6,7 %. Основной причиной роста вновь оказался не внешний, а внутренний спрос. Продолжение потребительского бума, начавшегося еще в 2000 г., и постепенное ускорение инвестиций позволили нара­щивать российское производство, выпускающее товары и услуги на внутренний рынок, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны импорта.

Рост ВВП в 2007 г. составил 8,1 %. Все еще сохранявшийся потребительский бум поддерживался быстрым ростом заработной платы, который дополнитель­но стимулировался предвыборными индексациями для работников бюджетной сферы, а также дальнейшим расширением потребительского кредитования (40 % в реальном исчислении).

Рост цен на нефть до 100 долл. за баррель еще сильнее стимулировал экспорт нефти и нефтепродуктов, который в физическом выражении за 2007 г. вырос соответственно на 5,1 и 8,4 % (в 2006 г. - 2 и 6,3 %). Такой резкий рост экспорта обеспечил достаточно медленное снижение сальдо торгового баланса, несмотря на стремительный рост импорта.

С другой стороны, хронические структурные диспропорции российской эко­номики (низкая конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортной и опережающий рост реальной зарплаты относительно роста произ­водительности труда) в 2007 г. только обострились. Темпы роста объемов импорта (31 %) превысили темпы роста производства отечественной продукции на вну­тренний рынок (3,4 %) в десять раз (в 2005-2006 п. - в три-четыре раза). А разрыв между темпами роста реальной заработной платы и производительностью труда вырос до 10,6 процентного пункта (6,3 процентного пункта в 2006 г.).

Стоимостный объем всего товарного экспорта увеличился на 14,5 % и составил 351,9 млрд долл. При этом диверсификации экспорта не произошло. С повышением цен на нефть во втором полугодии доля топлива в экспорте увеличилась до 62 % (57 % в последнем квартале 2006 г.). Можно также отметить снижение удельного веса в российском экспорте доли стран ЕС (с 59 до 56 %, в том числе за счет сокра­щения поставок российского газа из-за теплой зимы в Европе) при увеличении доли стран - членов АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), ЕврАзЭС и ряда других. Темпы роста стоимости экспорта (в 2006 г. - 25 %), равно как и темпы повышения цен, снижались.

В 2007 г. еще сильнее ускорился рост импорта. Его стоимость достигла 199,8 млрд долл., что на 31 % выше уровня 2006 г. Наиболее существенный вклад в увеличение импорта внес не потребительский, а инвести­ционный спрос. На долю машин, оборудования и транспортных средств в среднем за год пришлось 51 % регистрируемого импорта, причем в конце года эта цифра выросла. Наибольший рост в физическом выражении зафиксирован по импорту автомобилей: грузовых - в 2,4 раза и легковых - в 1,5 раза. Снизилась доля импорта, не учтенного таможенными органами, в основном потребительского назначения: в 2007 г. она составила 10 % от всего импорта товаров против 16 % годом ранее. Существенно изменилась страновая структура импорта: доля стран ЕС и ЕврАзЭС в нем сократилась (соответственно до 44 и 8 %) при резком увеличении доли стран АТЭС (до 32 %) главным образом за счет возросшего почти в два раза импорта из Китая.

В августе 2008 г. стоимость экспорта товаров составила 43 млрд долл. Продолжи­лось снижение мировых цен на нефть, достигших в середине июля максимального уровня. В результате среднемесячная стоимость барреля нефти Urals снизилась до 111 долл. против 129 долл. в июле. Столь сильное падение цен свидетельствовало о высокой спекулятивной составляющей на данном рынке и о замедлении темпов расширения спроса на мировом рынке.

Аналогичная ситуация сложилась и на рынке никеля: его котировки стремитель­но падали еще с мая 2007 г. (с 52 до 20 тыс. долл. за тонну в июле 2008 г.). В целом мировая конъюнктура на товарных рынках ухудшилась из-за опасений рецессии в развитых странах. В результате по сравнению с предыдущим годом сократились физические объемы российского экспорта нефти и нефтепродуктов (в том числе из-за высоких экспортных пошлин - «ножниц Кудрина»), цветных металлов, леса, то есть в основном сырьевых товаров с низкой добавленной стоимостью.

Стоимость импорта товаров в августе 2008 г. установилась на уровне 28 млрд долл. Внутренний спрос оставался значительным, хотя его инвестиционная со­ставляющая ослабла (об этом свидетельствует снижение темпов роста инвестиций в основной капитал). Рост реальных располагаемых доходов населения несколько замедлился.

Некоторое сокращение темпов роста товарооборота в физическом выражении сопровождалось увеличением цен. Так, импорт иномарок (они составляют примерно три четверти продаваемых в России легковых машин) в августе практически не из­менился по сравнению с июлем, а по сравнению с августом предыдущего года вырос на 41 % (за первое полугодие - на 45 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.). При этом средняя стоимость ввезенной иномарки продолжила расти. Все это свидетельствует о высокой покупательной способности населения.

В сентябре из-за кризиса ликвидности на мировых рынках ухудшились условия кредитования российскими банками населения и предприятий, что, безусловно, негативно отразилось на динамике импорта.

Так же необходимо отметить тенденции в страновом партнерстве Российской Федерации. Как видно из Диаграммы 2 спустя десять лет основной товарооборот так и остался со странами дальнего зарубежья. При этом стоит сказать, что в период 2004-2009 годов сотрудничество со странами дальнего зарубежья активно набирает темпы, а экспорт и импорт стран СНГ растёт незначительно.

Наши рекомендации