Нужно ли ночевать в ночь на праздник в мечети тому, кто совершает и'тикаф
https://youtu.be/YxEYXQqyogM
Вопрос: Если человек совершает итикаф в последние 10 дней Рамадана то ночь на праздник должен он провести в мечети или может выйти? То есть, дали азан на магриб, и это уже не ночь Рамадана, а ночь на месяц Шауаль, и нужно ли держать итикаф в мечети или можно идти домой, что бы подготовится к празднику?
Ответ:
Первое мнение.Имамы Ахамад и Малик считали желательным, что бы человек даже в эту ночь оставался в мечети делай итикаф, и вышел из мечети только после утреннего намаза.
Второе мнение, которого придерживался аш-Шафи и Аузаи, они сказали: Человек после магриба может выйти из итикафа, так как следующая ночь уже не будет является ночью Рамадана.
И второе мнение является наиболее правильным, и нет ни какого довода, что желательно оставаться в мечети в итикафе в ночь перед праздником.
[Примечание редактора стенограммы]:
Шейха ибн Усаймина, да смилостивится над ним Аллах, спросили:
Когда прибывающий в Игътикафе может выйти из этого положения: После захода солнца последнего дня Рамадана или после утреннего намаза в праздничный день?
Шейх ответил: "Пребывающий в состояние игътикафа выходит из него, когда заканчивается Рамадан. Рамадан заканчивается с заходом солнца последнего дня поста".
Источник: "Фетвы положения поста", стр. 502.
Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":
Как говорят Абу Ханифа и аш-Шафи’и, для полноценного завершения и’тикафа последних десяти суток Рамадана, соблюдающий его должен выйти из мечети после того, как в последний день этого месяца зайдёт солнце.
Малик и Ахмад сказали, что если он выйдет после того, как зайдёт солнце, его и’тикаф будет засчитан как полноценный, однако, по их мнению, ему всё же желательно остаться в мечети до тех пор, пока он не выйдет на совершение праздничной молитвы (саляту-ль-‘ид).
Аль-Асрам передаёт от Абу Айуба о том, что обычно в ночь перед праздником разговения Абу Кыляба ночевал в мечети, а к утру отправлялся на праздничную молитву в том же виде, в котором он соблюдал и’тикаф, а соблюдал он и’тикаф не имея при себе какой-нибудь подстилки или коврика, на котором бы он мог сидеть, и сидел он как простой, обычный, не выделяющийся из толпы человек. Так, Абу Айуб рассказывает: «Как-то я зашел к нему в день праздника разговения, и в его комнате находилась нарядная Джувейрия. Я решил, что это одна из его дочерей, но она была его рабыней, которую он отпустил на свободу. Он же вышел на праздничную молитву в обычном своём виде».
Ибрахим сказал: «Предшественникам нравилось, когда тот, кто соблюдал и’тикаф последние десять дней Рамадана, оставался в мечети в ночь на праздник разговения, а затем сразу из мечети отправлялся в мусаллю (место, предназначенное для совершения праздничной молитвы).
(Конец цитаты из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").
Недостоверный хадис:
Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) якобы сказал: «Тот, кто выстоял в молитвах ночь Разговения и ночь Жертвоприношения, то его сердце не умрет в тот день, когда будут умирать сердца».
Этот и ему подобный хадис приводят Ибн Маджах 1782, ат-Табарани 1/57 и аль-Байхакъи 3/319. Все версии данного хадиса не достоверны, в их иснадах множество слабых и отвергаемых передатчиков. Среди них ‘Умар ибн Харун, Ибрахим Мухаммад, Ибн аль-Уалид, Мараун ибн Салим. По этой причине эти хадисы отвергли мухаддисы, среди которых имам Ибн ‘Ади, имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-‘Иракъи, хафиз аль-Бусайри, имам ас-Суюты, шейх аль-Альбани, а также ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. “аль-Камиль” 5/372, “аз-Зауаид” 1/549, “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 521, 5163, “Фатауа аль-Ляджна” № 11029.
[Конец примечания].
______________________________________________________________
Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани "Булуг Аль Марам" Название: «Фатх уль-'Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма'а зикри ба'диль масаиль аль-мульхака».
(Помощь от Знающего в изучении хадисов "Булуг уль-Марам" с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).
Автор комментария:
Абу 'АбдиЛлях Мухаммад ибн 'Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба'дани.
Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.