Если человек решил совершать и'тикаф в последние 10 дней рамадана - когда заходить на и'тикаф.

http://goo.gl/bMwhLG

Ответ:

В этом вопросе два мнения.

Первое мнение. – То, что он должен заходить в итикаф после утреннего намаза 21 дня (Рамадана), то есть после 21 ночи, и в довод привели хадис от Аишы под номером 683: Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, если хотел совершать иътикаф в этом году, то совершал намаз фаджр (21 числа), и после этого заходил в свое место, где он делал иътикаф. Хадис приходит у Бухари и Муслима и является достоверным

Второе мнение. – Человек должен заходить в итикаф после захода солнца 20 дня Рамадана. То есть что бы 21 ночь был уже в мечети в итикафе. Потому что есть вероятность, что в какую-то из последних 10 ночей Рамадана будет ночь Кадр. И получится, что если человек зайдет в итикаф только после 21 ночи рамадана, то ночь, которая уже прошла, он не совершал итикаф, и возможно именно эта ночь была ночью предопределения.

Этого мнение придерживался имамы Ахмад, абу Ханифа, аш Шафии, Малик и также целая группа обладателей знания. Потому что последние 10 ночей Рамадана, начинаются с заката солнца 20 дня Рамадана, и потому что пришел относительно этого хадис Абу Саида Аль-Худри в Бухари и Муслиме.

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы неотлучно находились в мечети вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в течение второй декады рамадана, а утром двадцатого числа он вышел (из дома), обратился к нам с проповедью и сказал: "Поистине, мне было возвещено о ночи предопределения, а потом меня заставили забыть о ней, но ждите её в одну из нечётных ночей последней декады (рамадана). И, поистине, я видел во сне, что совершаю земной поклон в воде и глине, пусть же тот, кто неотлучно находился в мечети вместе с посланником Аллаха [В другой версии этого хадиса вместо слов: "вместе с посланником Аллаха" сказано : "вместе со мной"], вернётся (обратно)", [То есть пусть продолжает неотлучно находиться в мечети] и мы вернулись.(В то время) мы не видели на небе ни облачка, но вдруг появились тучи и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале молитвы, и я увидел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает земные поклоны в воде и глине, и я увидел также следы, оставленные глиной на его лбу». Муслим 2016.

И второе мнение является правильным, и его также выбрал шейх Мукбиль. Потому что цель от итикафа чтобы ты, когда придет ночь предопределения, находился в итикафе, в поклонении, чтобы тебе записалось еще больше награды.

А что касается хадиса Аиши, то приверженцы второго мнения поняли его по-другому и сказали: «Имеется в виду, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, зашел в мечеть и прибывал в мечети с магриба 20 числа, но в свою палатку (или место в котором он делал итикаф), он зашел только после намаза фаджр».

К тому же пришло у имама Бухари под номером 2031, и 2034, то, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, каждую ночь последних 10 дней Рамадана, все время совершал поклонение, вне своего места итикафа, а потом на фаджр заходил в место своего итикафа, это помогает тебе понять хадис Аиши.

[Примечание редактора стенограммы]:

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), собираясь совершать неотлучное пребывание в мечети, совершал утреннюю молитву, после чего входил в то место, где совершал и‘тикаф». Аль-Бухари, № 2041. Муслим, № 1173. Приводится его версия.

Этот хадис указывает на то, что уединение в мечети на десятидневное затворничество следует совершать после утренней молитвы двадцать первого Рамадана. Этого мнения придерживались такие имамы, как аль-Ауза’и, Суфьян ас-Саури и аль-Ляйс. См. "аль-Инсаф" 3/369, "Субулю-Ссалям" 2/174.

Ибн Хазм сказал: «Кто дал обет совершать и‘тикаф в течение одного дня или определённого числа дней, или же хочет сделать этот как добровольный и‘тикаф, должен входить в место своего неотлучного пребывания до того, как заметит наступление рассвета, а выходить он должен, только после захода солнца как в рамадан, так и в другое время.

Кто дал обет совершать и‘тикаф в течение одной или нескольких ночей, тот должен входить в место своего неотлучного пребывания до того, как солнце полностью скроется за горизонтом, потому что ночь начинается сразу после захода солнца, а заканчивается с рассветом. А день начинается с рассветом и заканчивается, как только солнце полностью скроется за горизонтом. И на человека не возлагается ничего сверх того, что он сам обязался или намеревался сделать». Источник: Ибн Хазм, «Аль-мухалля», т. 5, с. 292. Вопрос № 636. Также см. «Фикх ассунна», т. 1, с. 480.

Что же касается большинства имамов, среди которых Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад, то они считали, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уединялся в мечети до захода солнца в ночь наступления двадцать первой ночи Рамадана, опираясь на хадисы, указывающие, что пророк уединялся всегда в десять последних ночей Рамадана. См. "аль-Мудаууана" 2/238, "Умдатуль-къари" 11/148.

Некоторые имамы прекрасно объединили оба мнения и сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) уединялся в мечети на десять последних ночей Рамадана до вечерней молитвы, а совершив уже утреннюю молитву, он уединялся в своей палатке и поклонялся Аллаху самостоятельно. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/249, “Найлюль-Аутар” 4/313.

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

Если он вознамерится соблюдать и’тикаф последнюю декаду Рамадана, то он должен зайти в место соблюдения своего и’тикафа, до того, как зайдёт солнце.

Аль-Бухари передаёт со слов Абу Са’ида, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха – сказал: «Кто из вас желает соблюдать и’тикаф по моему примеру, пусть соблюдает его в последние десять [ночей Рамадана]».

Первая из последних ночей Рамадана – это двадцать первая или двадцатая ночь.

Также сообщается в хадисе, что когда он – мир ему и благословение Аллаха – вознамерился соблюдать и’тикаф, он прежде совершил утреннюю молитву, а затем зашел в место соблюдения и’тикафа. Имеется ввиду, что он заходил в мечеть и направлялся в то место внутри неё, которое он специально подготовил для и’тикафа.

(Конец цитаты из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

У шейха ибн Усаймина спросили: "Когда начинается время игътикафа? Ответьте, да вознаградит вас Аллах?".

Шейх ответил: «Большинство ученых согласны в том, что игътикаф начинается с ночи 21 дня Рамадана, а не с утра 21 Рамадана. Не смотря на то, что есть ученые, которые сошлись на том, что начинается игътикаф с утра 21 Рамадана, ссылаясь на слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, в сборнике Бухари, где она говорит: "А когда он помолился утреннюю молитву, он уединился в своем месте, где пребывал во время игътикафа". Но на это большинство ученых ответило, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) уединился в игътикафе с утра, но намерение следует заключать вечером, потому что десять последних дней игътикафа начинаются с заката солнца двадцатого дня Рамадана». Источник: "Фетвы положения поста", стр. 502.

[Конец примечания].

Наши рекомендации