Какого минимальное время и'тикафа.

https://youtu.be/TrCeQlaElfY

Вопрос: Каково минимальное количество дней для совершение итикафа?

Ответ:

В этом вопросе два мнения.

Первое мнение,что нет определенного количество, это мнения имама аш-Шафи и Абу Дауда, Ибну Улейи, а также риваят от имама Ахмада, это мнения выбрал Ибн Мунзир и ибн Аль-Араби это риваят от Абу Ханифы. Их мнение что если даже человек сделает итикаф какое то малое количество времени, то будет действительным итикаф.

Второй мнение, то, что минимальный итикаф это день и ночь, и нельзя делать итикаф который меньше чем день и ночь, и это мнение имама Малика и Абу Ханифы в более известном мнении от них двоих и также это риваят от имама Ахмада. Потому что это, то минимально количество, которое указано в шариатских контекстах. Имея в виду хадис от Умара.

[Примечание редактора стенограммы]: ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”.А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет»аль-Бухари 2032.

Ибн Дакъикъ аль-'Ид сказал: “У арабов принято под словом “ночь” подразумевать “сутки”. См. “Ихкамуль-ахкам” 2/56.

[Конец примечания].

Правильным является первое мнение, так как итикаф в арабском языке касается как большого, так и малого количества времени, и шариат не поставил какой-то минимальной границы меньше которой итикаф быть не может, по этому остается итикаф на его основе, на его языковом значении.

Правильно мнение в том, что минимального итикафа нет границ. Однако стоит отметить что часто Пророк, саля Ллаху алехи уа салям, сидел в мечети после фаджра до того как взойдет солнце. И при этом не совершал итикаф, не брал намерение, что итикаф делает этим сидением в мечети.

Так же побуждал своих сподвижников, что бы они сидели между намазами. Но не побуждал их к намерению к совершению итикафа. Все это говорит о том, что не известного такого, что бы сподвижники заходили в мечеть на пять минут и брали итикаф. Так же пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, побуждал после совершения одного намаза в мечети ожидать наступлении следующего намаза, и при этом он не побуждал их, чтобы они брали намерение итикафа на этот отрезок ожидание следующей молитвы. Также известно, что многие сподвижник в разное время жили под навесом в мечети, и не приходит, чтобы Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, побуждал их брать намерение на итикаф. Все это говорит о том, что не известно от сподвижников, чтобы они заходили в мечети на итикаф на 5 минут или на 10 минут или полчаса и брали намерении делать итикаф такой малый отрезок времени, но заходили в мечеть без этого намерения. Поэтому мы говорим не стоит делать так чтобы итикаф был кратковременным, но если человек решил делать итикаф, пусть делает его не меньше того срока который указан в хадисе Умара ибн Хатаба, не меньше чем один день, или одной ночи. Мы не говорим что это запрещено, так как на запрет нет довода, но говорим, что в шариате не пришло указание на такой краткий срок.

[Примечание редактора стенограммы]:

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

Передают, что Йа’ля б. Умейа говорил: «Если я нахожусь в мечети какой-то промежуток времени, то только соблюдая и’тикаф». ‘Ата сказал: «Если человек сядет в мечети рассчитывая на получение за это награды, то он станет му’такифом (соблюдающим и’тикаф), а иначе нет».

Выше уже говорилось, что у желательного и’тикафа нет строго определённого времени. Если кто войдёт в мечеть и вознамерится посредством присутствия в ней приблизится к Аллаху, то он становится му’такифом, и будет пребывать в и’тикафе пока не выйдет из мечети.

(Конец цитаты из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

Ученые разошлись на несколько мнений в отношении вопроса: каков минимальный срок для совершения и’тикафа. Некоторые говорили день и ночь, некоторые 10 дней, а большинство говорило, что любое время и даже мгновение. См. “ад-Дурруль-мухтар” 1/445, “аль-Къауанинуль-фикъхия” 125, “аль-Инсаф” 7/566.

И об этом говорили некоторые саляфы. Я’ля ибн Умайя (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, я пребываю в мечети час, и делаю это только в качестве и’тикафа!” Абдур-Раззакъ 4/346, Ибн Аби Шайба 3/89. Иснад достоверный.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «И‘тикаф – это пребывание в мечети для поклонения Всевышнему Аллаху на любой срок: короткий или длинный. Насколько нам известно, в Шариате нет текстов, которые бы ограничивали определенное количество дней: день, два или более». Источник: Фатауа-ш-шейх Ибн Баз. Т. 15. С. 441.

Но маликиты считали, что самое правильное мнение в том, что минимальное время итикафа - это день или ночь, так как это самое малое на что указывает Сунна, Аль-Бухари передал, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «В дни невежества я поклялся (Аллахом), что совершу итикаф в течение одной ночи в заповедной мечети (следует ли мне это сделать)?»Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) ответил: «Выполни свою клятву». И он совершил итикаф в течение одной ночи. [Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма. Дополнение принадлежит Аль-Бухари, которое приведено в одном из сообщений, как указано в моём (Шейха Альбани сокращении к этому (995). Этот хадис также приведён в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2136-2137)].

Это самое минимальное, что пришло в Сунне на время и’тикафа. И не передается от кого-либо из сподвижников, что когда они приходили в мечеть на молитву и совершив ее, ожидали следующей молитвы, чтобы они считали данное ожидание и’тикафом. См. “Фикъх аль-и’тикаф” 55.

А что касается максимального времени и’тикафа, то нет у него ограничения. Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Совершения итикафа не порицается в какое-либо время, и ученые единогласны в том, что нет у него ограничения в максимальном сроке!” См. “аль-И’лям бифауаид ‘Умда аль-ахкам” 5/430.

Говорит Шейх ибн Аль Усеймин:

«К примеру, человек пришел в соборную мечеть в начале дня в пятницу. Эти ученые говорят, что ему необходимо вознамериться совершить и`тикаф на время пребывания в мечети, дабы получить награду за итикаф и за ожидание начала пятничной молитвы.

Данное мнение несостоятельно и ошибочно, потому что если бы это дело было любимо Аллаху и узаконено в Шариате, то его непременно разъяснил бы Пророк, саля Ллаху алейхи уа салам. Он ведь сообщил о награде того, кто отправится в мечет в первый час в пятницы, затем второй, третий, четвертый, пятый, но при этом не сказал людям: "Вознамерьтесь совершить и`тикаф на время пребывания в мечети".

Несмотря на то что это одобрили некоторые ученые, следует понимать, что присвоение статуса желательности (мустахабб) какому-либо деянию, посредством которого человек приближается к Великому и Всемогущему Аллаху, недействительно, если оно не имеет основы в Шариате, и представляет собой (это действие необоснованное Шариатом) нововведение (бид`а).

Кроме того и`тикаф который действительно считается таковым, узаконен в Шариате и требуется от человека, - это благочестивое уединение в мечети последнюю декаду Рамадана, и только в этот промежуток. Человеку нельзя говорить: "Совершай и`тикаф в любое время!" - речь может идти только об этих десяти днях. Шариатское обоснование этого заключается в действиях Пророка, саля Ллаху алейхи уа салам, сначала он, стремясь застать Ночь предопределения, совершал и`тикаф в первую декаду Рамадана, затем во вторую декаду Рамадана, а затем ему было сказано: "Она будет (одной из) десяти последних (ночей рамадана)", и он совершил итикаф в последнюю декаду Рамадана. (Бухари №2025, Муслим №1171).

На следующий год Пророк, саля Ллаху алейхи уа салам, не стал совершать и`тикаф в первую и вторую декаду Рамадана, хотя он делал это в предыдущий год, а ведь известно, что если Пророк, саля Ллаху алейхи уа салам, совершал что-либо, он неуклонно этого придерживался. Это свидетельствует о том, что узаконенный в Шариате и`тикаф - это уединения только в последнюю декаду Рамадана. Кроме того, причины, по которой он совершается, состоит в том, чтобы застать Ночь предопределения, а она наступает лишь в одну из десяти последних ночей Рамадана.

Деяние поклонения имеют в Шариате свои ограничения. Деяния считаются поклонением только в том случае, если они соответствуют Шариату в шести вещах: причина, род, мера, образ, время и место».

Источник перевод книги "Комментарии к сборнику Ан-Навави Сорок хадисов" Автор Шейх Ибн Аль-Усеймин. Страницы из книги: 481-482.

[Конец примечания].

Наши рекомендации