Размер дерева работ бизнес-процесса.
Для экономии ресурсов, снижении времени и повышении успешности проекта по оптимизации деятельности необходимо иметь четкое представление об объеме и трудоемкости работ по описанию бизнес-процессов. Эта работа достаточно рутинная и по времени может достигать нескольких месяцев для средней организации. Нужно знать, что при детализации бизнес-процесса объем работ по его описанию значительно увеличивается при переходе на более нижние уровни.
Давайте рассмотрим случай, когда каждая работа бизнес-процесса делится на четыре части. Если опуститься до третьего уровня в целом получается двадцать одна работа. Если же опуститься на шесть уровней вниз общее количество работ составит величину близкую к полутора тысячам. В случае если делить каждую работу бизнес-процесса на шесть частей, то соответственно на третьем уровне получится сорок три работы, а на шестом – около десяти тысяч (Таблица 5).
Таблица 5. Размер дерева работ бизнес-процесса.
Уровень в дереве | Общее число работ в дереве | |
Декомпозиция на 4 работы | Декомпозиция на 6 работ | |
Практика показала, что при разбиении деятельности компании на количество операций превышающих одну тысячу - работа по описанию бизнес-процессов становится очень сложной, и здесь, необходимо остановится и вспомнить про закон Парето 20 на 80. В большинстве случаев такая глубина детализации является достаточной.
При описании бизнес-процессов нужно помнить две вещи. Первое - необходимо аккуратно контролировать уровни описания и стараться сделать так, чтобы общее количество операций не превышало тысячу. Второе – без программной поддержки реализовать эту работу быстро, дешево и качественно тяжело, а в большинстве случаев просто невозможно.
Другие способы классификация бизнес-процессов.
При рассмотрении методов построения дерева бизнес-процессов в данной статье использовался подход согласно которому бизнес-процессы разделили на четыре группы: основные, обеспечивающие, процессы управления и процессы развития. Оказывается, что это всего лишь один из основных подходов, наиболее часто применяемых на практике.
В мире существуют и другие подходы к классификации бизнес-процессов. С чем это связано? - Это связано с тем, что ввиду отсутствия в мире единой договоренности различные группы специалистов в области совершенствования организаций стремятся разработать собственные, наилучшие, по их мнению, подходы классификации. Каждый из таких подходов обладает своими преимуществами и своими недостатками и в общем случае не имеет большого значения, какой из подходов применять. Главное, что бы в рамках одной компании при описании бизнес-процессов применялся только один подход и не более. При описании бизнес-процессов компании рекомендуется уходить от споров, связанных с вопросами наилучшего подходы и быстро выбрать один из них. Для этого рекомендуется помнить следующее правило – "Правильных или идеальных классификаций не существует, но их применение удобно".
Давайте рассмотрим два других подхода к классификации бизнес-процессов. Первый подход применяют некоторые консалтинговые компании, в рамках которого бизнес-процессы делят только на два типа: продуктивные и обеспечивающие (рис. 18.). В данном подходе деятельность по управлению разбивается и разносится по двум группам. Например маркетинг относят к продуктивным бизнес-процессам, управление финансами к обеспечивающим.
Рис. 18. Подход к классификации бизнес-процессов, применяемый некоторыми консалтинговыми компаниями.
Другой подход к классификации бизнес-процессов, применяемый специалистами по внедрению интегрированных информационных систем, использует совершенно другой принцип декомпозиции и делит бизнес-процессы на основные и управленческие. При этом под основными процессами понимаются все процессы, связанные с перемещением или преобразованием материальных потоков. Бизнес-процессы, связанные с перемещением или преобразованием информационных потоков относят к группе управленческих (рис. 19).
Рис. 19. Подход к классификации бизнес-процессов, применяемый компаниями, внедряющими интегрированные информационные системы.
Часть 4."Описание организационной структуры и распределения ответственности"