Преимущества торговой системы ВТО
1. Торговля содействует росту доходов.
Снижение торговых барьеров позволяет увеличить торговые объемы, что в свою очередь приносит дополнительный доход, как на национальном, так и индивидуальном уровне. Однако нужны некоторые корректировки.
Факт наличия дополнительного дохода означает, что у правительств имеются подлежащие перераспределению ресурсы.
Экономисты подсчитали, что снижение торговых барьеров в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и сфере услуг на треть будет способствовать росту мировой экономики на 613 миллиардов долларов.
2. Торговля стимулирует экономический рост, что благоприятно воздействует на положение в области занятости.
Торговля, вне всякого сомнения, обладает потенциалом в области создания рабочих мест. На практике часто имеются фактические доказательства того, что снижение торговых барьеров оказывает благоприятное воздействие на ситуацию в области занятости. Но картина осложняется рядом факторов. Плюс, якобы, имеющаяся альтернатива - протекционизм - явно не является адекватным решением проблем занятости.
Это сложный вопрос и подход к его решению должен быть соответствующим. Существуют убедительные доказательства того, что торговля способствует экономическому росту, и что экономический рост содействует созданию новых рабочих мест. Верно также и то, что некоторые рабочие места будут потеряны даже тогда, когда торговля расширяется. Но тщательный анализ этого предполагает наличие, по крайней мере, двух проблем.
Во-первых, существуют и другие факторы. Например, технический прогресс также оказывает мощное воздействие на занятость и производительность, создавая одни и ликвидируя другие рабочие места.
Во-вторых, хотя торговля четко содействует росту национального дохода (и процветанию), это не всегда сопряжено с созданием новых рабочих мест, особенно для тех, кто потерял работу в результате конкуренции со стороны импорта.
Картина неоднозначная в разных странах мира. Средняя продолжительность времени, затрачиваемая на поиск новой работы в одной стране, может быть гораздо больше, чем для аналогичного рабочего в другой стране, причем в тех же условиях.
Другими словами, некоторые страны адаптируются лучше, нежели другие. Это отчасти потому, что в некоторых странах работают более эффективные и гибкие политические регуляторы. У кого их нет - теряют реальные возможности.
Другими словами, попытка решения проблемы в краткосрочной перспективе за счет ограничения торговли превратилась в большую проблему в долгосрочной перспективе.
Даже тогда, когда страна испытывает трудности в период адаптации, протекционизм в качестве альтернативы просто ухудшает ситуацию.
3. Основные принципы повышают экономическую эффективность системы и содействуют сокращению издержек
Многие из преимуществ торговой системы довольно сложно представить в цифрах, но это не умаляет их достоинств. Они вытекают из ключевых принципов системы, упрощая жизнь как для непосредственно участвующих в торговле предпринимателей, так и для производителей товаров и услуг.
Дискриминация затрудняет торговлю
Торговля позволяет странам осуществлять разделение труда, а также более разумно и эффективно использовать производственные ресурсы. Что касается торговой системы ВТО, то она предлагает еще более весомые преимущества. Благодаря, лежащим в основе системы важным принципам, она помогает еще больше повысить эффективность и сократить расходы.
Принцип не дискриминации является одним из ключевых принципов торговой системы ВТО. Помимо него существует целый ряд других:
транспарентность (политика, нормы и правила);
рост доверия к условиям торговли (обязательства по снижению торговых барьеров и расширению доступа других стран на свои рынки имеют действенную юридическую силу);
упрощение и стандартизация таможенных процедур, устранение бюрократии, централизованные базы данных, а также другие меры, направленные на «упрощение процедур торговли».
Вместе эти факторы не только содействуют упрощению торговых процедур, но также сокращают издержки компаний и стимулируют чувство уверенности в завтрашнем дне. Это, в свою очередь, также означает возникновение большего числа рабочих мест и улучшение качества товаров и услуг.
4. Система помогает правительствам в борьбе с лоббированием
Сформировавшаяся во второй половине 20-го века система ГАТТ-ВТО помогает правительствам найти более сбалансированный подход в области торговой политики. У правительств появляется набор более веских аргументов в борьбе с лоббистами всех мастей, позволяя сосредоточить внимание на компромиссах в интересах всех участников экономических процессов в стране.
Одним из уроков политики протекционизма, доминировавшей в первые десятилетия 20-го века, представляется ущерб, который был нанесен в результате того, что узкоотраслевым интересам удалось получить несбалансированную долю политического влияния. Это еще более ужесточило ограничительную политику, которая превратилась в торговую войну, не имевшую победителей, а только побежденных.
На первый взгляд, ограничение импорта выглядит как эффективный способ поддержки экономического сектора. Но это означает экономическую несбалансированность в отношении других секторов, которые не должны страдать. Например, если вы пытаетесь защитить свою легкую промышленность, то всем остальным приходится платить за более дорогую одежду, а это оказывает давление на уровень заработной платы во всех секторах.
Эскалация протекционизма возможна по мере того, как другие страны предпринимают ответные меры через посредство повышения своих торговых барьеров. Именно это произошло в 1920-30-х годах, приведя к катастрофическими последствиями. В конечном итоге все обернулось потерями даже для тех секторов, в отношении которых принимались протекционистские меры.
Правительства должны уметь противостоять давлению отдельных лоббирующих свои узкие интересы групп, и система ВТО может в этом помочь.
Система ГАТТ-ВТО охватывает широкий спектр отраслей. Поэтому, если во время торговых переговоров в рамках ГАТТ-ВТО какая-то группа активно лоббирует свои интересы, требуя, чтобы правительство предоставило им особые права, то правительство может отвергнуть это, сославшись на необходимость широкомасштабного соглашения в интересах всех секторов экономики. Правительства на регулярной основе прибегают к такому варианту.
5. Система поощряет эффективное управление
В соответствии с правилами ВТО, как только обязательство в отношении либерализации сектора торговли принимается, то повернуть вспять становится практически невозможно. Правила также препятствуют принятию целого ряда неадекватных политических решений. Для бизнеса это означает большую определенность и ясность в отношении условий торговли. Для правительства это часто может означать завидную последовательность в этих вопросах.
Наличие правил создает эффективные препятствия на пути коррупции.
Правила включают обязательства по недопущению принятия неадекватных политических решений. Политика протекционизма, как мы уже видели, в целом представляется именно таким неадекватным вариантом по причине наносимого ею как на национальном, так и международном уровнях вреда.
Некоторые из видов торговых барьеров привносят элемент дополнительного негатива, поскольку сопряжены с неограниченными возможностями в плане разгула коррупции и другими формами неэффективного управления.
Одним из примеров такого вида торговых барьеров, с которыми ВТО пытается бороться является, например, квота, ограничивающая ежегодные минимальные или максимальные объемы импорта или экспорта.
Ограничивая объемы поставок, квоты искусственно повышают цены, создавая аномально большую прибыль (экономисты говорят о «квотной ренте»). Эта прибыль, оседая в карманах лоббистов, может использоваться для воздействия на политическом рынке.
Она также может стать питательной средой для коррупции, например, при распределении квот среди трейдеров. Примеров тому во всем мире имеется множество.
Другими словами, квоты являются абсолютно неадекватным инструментом с точки зрения ограничения торговли. Правительства в рамках правил ВТО договорились, что их использование поощрять не следует.
Тем не менее, квоты различных типов продолжают использоваться в большинстве стран, и правительства утверждают, что они им просто необходимы. Правда, они находятся под контролем соглашений ВТО, и имеется ряд соглашений по сокращению или ликвидации многих из них, в частности, это касается текстильной промышленности.
Соглашения ВТО касаются целого ряда других областей, что также может помочь в борьбе с коррупцией и неэффективными методами управления.
Транспарентность (например, доведение до общественности всей информации о торговых правилах), другие аспекты «либерализации условий торговли», более четкие критерии для правил, касающихся безопасности и стандартизации продукции, а также не дискриминация могут помочь в деле ликвидации «лазеек» для волюнтаристских решений и мошенничества.