Раздел III. МЕХАНИЗМ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ МЭО

Глава 11. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ: ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПРАКТИКА

ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРО­ВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ.

3. ПРАКИКА И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОР­ГОВЫХ ЦЕН.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЭД.

ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изу­чение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возме­щены после продажи товара, какие нет, каков уровень дохо­дов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальней­шего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осу­ществляется под воздействием конкретной рыночной ситуа­ции. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характерис­тики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить прода­вец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указан­ных двух требований зависит от многих условий, получив­ших название "ценообразующие факторы". По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

• экономический цикл;

• состояние совокупного спроса и предложения;

• инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особен­ностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

• издержки;

• прибыль;

• налоги и сборы;

• предложение и спрос на этот товар или услугу с уче­том взаимозаменяемости;

• потребительские свойства: качество, надежность, вне­шний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

• сезонность;

• эксплуатационные расходы;

• комплектность;

• гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых ме­ханизмов и экономических инструментов:

• государственное регулирование;

• валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообра­зования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложе­ние. Известно, и это отмечалось в предыдущих главах, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внут­реннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, по­стоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Произ­водитель-продавец товара на внешнем рынке находится в ре­жиме постоянного "ценового стресса". Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, и это тоже уже говорилось, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, ус­луг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается на­циональными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Ес­тественно, что все это не может не отражаться на формиро­вании мировых цен.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экс­портно-импортных сделок, заключаемых на мировых товар­ных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие "мировой товарный рынок" означает совокупность устойчи­вых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международ­ные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

И в мировой торговле к факторам, под воздействием ко­торых складываются рыночные цены, прежде всего относит­ся состояние спроса и предложения. На практике цену на предлагаемый продавцом товар определяет:

• платежеспособный спрос покупателя данного това­ра, т.е. попросту говоря, наличие денег;

• объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;

• полезность товара и его потребительские свойства,

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

• количество товара, предлагаемого продавцом на рын­ке;

• издержки производства и обращения при реализа­ции товара на рынке;

• цены на ресурсы или на средства производства, ис­пользуемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупате­ля. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и неэкономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи т.н. "искажения соотношения спроса и предложения". В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и бу­дет какое-то время определять мировую цену и которая на­верняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой ню­анс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого про­дукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения круп­ными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторго­выми, следует учитывать различия в их экономическом со­держании для отдельных сторон и в определенных ситуациях. Во-первых, существуют понятия "цены продавца", т.е. пред­лагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и "цены покупателя", т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вто­рых, в зависимости от рыночной ситуации, конъюнктуры, определенного временного периода существует "рынок про­давца", на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и "рынок покупателя", на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть пред­метом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошиб­ки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценооб­разовании на товары, в особенности в мировой торговле, за­нимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечно­му потребителю. Речь идет об общепринятых условиях по­ставки: техническое обслуживание, шеф-монтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, свя­занные с продвижением, реализацией и использованием то­вара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процент­ную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на со­вершенствование качественных характеристик товара, с дру­гой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффектив­ность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (на­пример, возрастает скорость, надежность и т.д.) относитель­ная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать и движение эконо­мического цикла, что в сфере международныхэкономичес­ких отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, стадии подъема в связи с превышением спроса над предло­жением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространя­ется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризи­са и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен от­личается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфаб­рикатов, еще слабее "реакция цен" на продукцию машино­строительного комплекса.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

В рыночной экономике процесс ценообразования в тор­говле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, ди­намичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспорте­ра и импортера. Однако данные постулаты требуют попра­вок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, яв­ляется характер и степень свободы конкуренции. Экономис­ты различают четыре типа рынков:

• рынок совершенной (чистой) конкуренции;

• рынок чистой монополии;

• рынок монополистической конкуренции;

• рынок конкуренции немногих поставщиков-олигополия.

Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга ко­личеством субъектов торговли. Последнее очень сильно вли­яет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции харак­теризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнитель­но однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно прак­тическим наблюдениям, в условиях данной рыночной моде­ли стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на то­вар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер при­бегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.

Замечено, что на рынке совершенной конкуренции по­ставщики продукции (ими могут быть как сами производи­тели-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Кон­курирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а про­изводители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную тор­говлю различными товарами широкого потребления - одеж­дой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразова­ние в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами про­изводимой продукции, заранее заручается на рынках зару­бежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникнове­ние конкурента.

Монополист в силу самой природы данного рынка стре­мится установить цены на товар на наиболее высоком уров­не по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вы­нужден придерживаться монополист. Так, несмотря на еди­ноличное присутствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конеч­ном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный под­бор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максиму­ма прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие "це­новая дискриминация", означающая, что монопольный по­ставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэк­спорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, ис­ключающих реэкспорт.

В мировой практике в настоящее время чистых монопо­листов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понят­ным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

Монополистическая конкуренция предполагает сме­шанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом мо­нополизма в пределах рынка дифференцированного фирмен­ного продукта.

Господство крупных фирм одной страны на рынке от­дельных товаров ослабляется натиском крупных монополис­тических фирм другой страны, а также более "легковесных" конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгод­ные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и раз­ными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может слу­жить конкуренция между производителями-поставщиками металла, и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конку­ренцией со стороны производителей-поставщиков химичес­ких волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков - оли­гополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значи­тельными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как пра­вило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разде­лены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необхо­димого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экс­портером, - установление цены, определение объемов произ­водства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане со­хранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

Потребность в относительной координации деятельнос­ти на мировом рынке привела компании к созданию специ­альных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее про­стой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглаше­ние относительно объемов производства и ценовой полити­ки. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экс­портеров нефти). В течении длительного периода времени Картелю удавалось довольно успешно координировать нефтя­ные рынки.

Для компаний, участвующих в работе подобных меха­низмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает дей­ствие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколь­ко силен контроль за производством и сбытом товара, источ­никами сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

Вместе с тем ценообразование на рынках машин и обо­рудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабри­катами - процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на Международный рынок, затруднен из-за различий конструк­тивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынке имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производтвенные издержки с добавлением определенного процента, учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

Влияние государства на внешнеторговые цены. Го­сударственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете оказывает суще­ственное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на миро­вом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в ос­новном, с помощью двух инструментов: гарантируя произ­водителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки государством сельского хозяй­ства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюд­жета в случае понижения рыночных цен ниже гарантиро­ванного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в слу­чае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности прави­тельственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате ко­торых и собственный производитель не остается в проигры­ше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разрабо­танный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен - инди­кативные цены, определяемые Сообществами как желатель­ные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные произво­дителю интервенциями, официальными организациями. Су­ществование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход произ­водителям. Таким образом протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рын­ка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Что касается машиностроительных и сырьевых отрас­лей, то воздействие государства на уровень цен, как прави­ло, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспор­та, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импор­тных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью повышение конкурентоспособности на внешнем рын­ке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка явля­ется демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным то­варом или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономи­ку стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы и инструменты, исполь­зуемые государством для проведения внешнеторговой поли­тики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых в конечном счете оказывает суще­ственное влияние на уровень цен на мировом рынке, особен­но если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

3. ПРАКТИКА И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕШНЕ­ТОРГОВЫХ ЦЕН

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков това­ров и услуг, множественность цен. На практике цена на кон­кретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, опре­делении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность "отбора" цены:

• использование цен раздельных экспортных и импор­тных операций;

• цены в условиях оплаты наличными;

• цены, формирующиеся в рамках обычных коммер­ческих сделок.

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируе­мые в рамках долгосрочных межгосударственных соглаше­ний, будут существенно отличаться от цен в сделках, например, типа "ad-hoc" или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях опреде­ленных валютных ограничений и т.д.

Поставщики товара на внешний рынок действуют в ус­ловиях ценовых колебаний, предоставлений различных ски­док и т.д. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспорт­ные расходы.

В современной международной торговле, особенно в тор­говле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою маржу в результате осуществления продаж. Что же касается торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь цены, как правило, формиру­ются только при непосредственном контакте между продав­цом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные составляющие - над­бавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сер­вис, упаковку и др.

Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные ис­точники сведений о ценах. В настоящее время созданы спе­циальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций Internet, позво­ляющая в считанные минуты получить ориентировку прак­тически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экс­портеру и импортеру иметь стартовую площадку для перего­воров по ценам поставки. Механизм же ценообразования ос­тался старым: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной девы в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Информацию о ценах мировых товарных рынков приня­то подразделять на несколько групп.

Контрактная цена - это конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе пе­реговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь пери­од действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не пуб­ликуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга про­давцов и покупателей известны. Практическая задача состо­ит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в пе­риодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродук­ты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары по­лучила очень большое распространение. Так, экспортер неф­тепродуктов ориентируется на ежедневные котировки цен нетоварные и региональные - публикуемые в справочниках Platt's или Argus, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в прин­ципе ориентируются на издание "Metal Bulletin", выходя­щий два раза в неделю, а экспортеры удобрений - на "Terticom".

Однако следует иметь в виду, что между ценами, публи­куемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, спра­вочные цены несколько завышены. Справочные цены не ре­агируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенден­ции.

Биржевые цены - это цены на товары, торговля кото­рыми производится на товарных биржах. К биржевым това­рам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, про­исходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими це­нами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают "в себе" другие инст­рументы международной торговли, как-то: условия постав­ки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публи­кует котировочные цены в специальных бюллетенях. Коти­ровки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализу­емые товары. Как показывает практика, биржевые котиров­ки, довольно остро реагируя на различные внешние "раздражители", все-таки не могут отражать действитель­ные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах прово­дятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалис­ты ориентируются на котировки наиболее известных, хоро­шо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондон­ская биржа металлов (LME - London Metal Exchange), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), зани­мающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE - New York Cotton Exchange).

Цены аукционов - показывают цены, полученные в ре­зультате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукцион­ных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные, предметы искусства.

Статистические внешнеторговые цены - публику­ются в различных национальных и международных статис­тических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставлен­ной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического при­менения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.

В процессе согласования цен экспортер и импортер, ос­новываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике веде­ния внешней торговли известно большое количество различ­ных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов цено­вых скидок и надбавок. К наиболее распространенным отно­сятся следующие:

• скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспор­тер в процессе торга предоставляет скидку в зависимос­ти от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;

• скидка для эксклюзивного импортера, фирма-импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по-существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

• скидка "сконто",в случае осуществления импор­тером предоплаты, полной или частичной, за поставляе­мый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при офор­млении товарных накладных;

• скидка традиционному партнеру (или бонус­ная), как правило, предоставляется импортеру, длитель­ное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе с точки зрения правильного и сво­евременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рын­ка совершенной конкуренции;

• скидки за покупку внесезонного товара как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.

• дилерская скидка, предоставляется оптовым и роз­ничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сер­вис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьиру­ются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЭД

В период существования в СССР, в России централизо­ванной плановой экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересовали конкретно­го производителя. Все операции - торговые и платежные - производились специализированными учреждениями внеш­неторговыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу пос­ле появления соответствующих законодательных актов о выходе предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков, например, Магнитка или Газ­пром и его структуры, так и маломощных, но многочислен­ных "челноков".

Приблизительно до 1992-93 гг. внутренние цены на про­изводимую в России продукцию были ниже мировых в рас­четах на конвертируемую валюту. Кроме того, другие составляющие цены товара, как-то: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие, - в общей структуре цены не занимали значитель­ную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупа­телям. А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятель­ности приводило к выбросу товара на мировой рынок по це­нам, гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны на большое количество товарных позиций.

В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много. Кризис в российской экономике привел к падению объемов производства, что незамедлительно оказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокраще­ние инвестиций привело к обветшанию производственных фондов, отсутствию новых технологий. Большое и, вероят­но, негативное влияние оказывает наличие в России несколь­ких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически все рычаги постановлению цен и тарифов на услуги, и от которых в условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО "Газпром", РАО "ЕЭС", о транс­портниках (не случайно, именно транспортные тарифы вы­росли беспрецедентно).

В настоящее время крупные фирмы и предприятия Рос­сии, экспортирующие и импортирующие продукцию, как правило, имеют в своем составе специализированные компании, работающие преимущественно в сфере внешней торгов­ли. Хотя их немного, но они достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны рынки и каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть в русло поставщиков или покупателей, например, "Норильс­кого никеля", в условиях мощной конкуренции новичкам практически невозможно. Здесь явная тенденция к монопо­лизации.

Что касается системы ценообразования, то российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего рын­ка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к примитивным бартерным сдел­кам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других "ценных" бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от поку­пателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем "перебрасывается" на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.

Отдельным важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары и <

Наши рекомендации