Североамериканская ассоциация свободной

ТОРГОВЛИ (НАФТА)

Другим практическим примером международной интег­рации является НАФТА. 17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североаме­риканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), всту­пившее в силу 1 января 1994 г.

Как известно, в начале 1988 г. между США и Канадой было заключено Соглашение о зоне свободной торговли. НАФТА - более высокая ступень интеграции и не только в связи с расширением состава стран-участниц.

Если проанализировать суть основных положений Со­глашения и сравнить с основополагающими посылками до­кументов Евросоюза, то очевидно главное – демонтируются не только таможенные барьеры.

В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограни­чений для экспорта и импорта (кроме определенной номенк­латуры товаров - сельхозпродукция, текстиль и некоторые другие). Создаются условия для свободного движения не толь­ко товаров, но и услуг, капиталов, профессионально подго­товленной рабочей силы. Практически отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договори­лись о необходимых мероприятиях по защите интеллекту­альной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Документ содержит обязательства сторон относительно создания механизма по разрешению споров (антидемпинг, субсидии и др.), которые неминуемо будут сопровождать начальный период становле­ния организации. Следует отметить, что Соглашением не предусматривается решение проблем, относящихся к соци­альной сфере, таких, как безработица, образование, культу­ра и т.д.

По подсчетам специалистов не исключено, что уже че­рез 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек.

Вместе с тем, в рамках НАФТА пока не созданы специ­альные механизмы, регулирующие сотрудничество, анало­гичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.).Не исключено, что в процессе сотрудничества появят­ся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продик­товано необходимостью.

Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя роль экономических императи­вов при этом нисколько не приуменьшается. В начале 90-х годов, с окончанием "холодной войны" радикальным обра­зом изменилась военно-политическая и экономическая ситу­ация в мире - исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции России и бывших республик СССР. В новых условиях все чаще про­являются попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, канализи­ровать средства на укрепление экономической мощи. Мате­риалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и научно-технических потенциа­лов стран ряда регионов с аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, Евросоюз после сравнительно долгого периода становления интеграционного климата в начале 90-х годов приступил к политике "резкого форсажа", направ­ленной на углубление и расширение интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизирова­лась деятельность организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, просматривается курс Япо­нии на создание своего рода азиатского общего рынка, идут разговоры о создании Восточноазиатского экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой эконо­мической жизни не могла не насторожить Вашингтон, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные негативные последствия.

Ведущая роль в развитии интеграции на североамери­канском пространстве, безусловно, принадлежит США, ко­торые на протяжении многих лет, через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавля­ющего преимущества американской экономики на континен­те, беспрекословного лидерства на мировых рынках США в принципе не слишком нуждались в развитии интеграцион­ных процессов у себя на континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу .

Помимо аргументов политического характера, каждая страна-участница Соглашения имеет свои экономически обо­снованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению аме­риканских экспертов, увеличение экспорта приведет к увеличению числа рабочих мест и, кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежу­ток времени. Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что дол­жно существенным образом повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американс­ких товаров. Американские политологи, экономисты счита­ют НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не "эк­сплуататора".

Экономика Канады тесно связана с американской. Дос­таточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 70% и, наоборот, доля Канады - 20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции - чуть выше 10%. Вместе с тем, лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления ин­теграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к ана­логичному показателю для американских. Предварительно было скрупулезно подсчитана возможная экономическая вы­года после ликвидации таможенных барьеров, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Ка­нада считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, т.к. оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитыва­ется и много противников углубления интеграционных про­цессов с США, в НАФТА, т.к. слишком уж агрессивны американские фирмы в Канаде, существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институ­ты, призванные сопровождать экономические процессы.

Мексика связывает с НАФТА большие надежды, рас­считывает резко ускорить темпы своего развития, внедре­ния реформ и уже через 10-15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движе­ния капитала, начался его приток, вырос объем иностран­ных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдержи­вать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где возникнут сложные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже сейчас просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако видится необходимым создание определенных организационных структур, отработки механизма сотрудничества.

Наши рекомендации