Место россии, других стран центральной , восточной европы и стран снг в сфере
МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Государства перечисленной в подзаголовке группы во многих источниках и в международной практике относят к числу стран переходной экономики. С точки зрения экономической и социально экономической в корректности такого определения как будто не возникает каких-либо сомнений. Действительно, в этих странах проходят процессы рыночного развития, формирования цивилизованной рыночной экономики. В международной хозяйственной практике такое определение, оказывается, связано с определенными издержками, т.к. может использоваться партнерами для введения определенных ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что некоторые из этих стран еще не освободились полностью от административно-командного управления и имеют возможность прибегать к нерыночным методам в своей хозяйственной политике.
Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран - в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (приток в целом превысил уровень 1994 г. почти в 2 раза, причем в Венгрию и в Чешскую Республику - в 3 раза), что связывают с приватизацией и началом экономического возрождения.
Крупнейшие получатели прямых иностранных инвестиций в 1995 г. в данной группе (в млн. дол.): Венгрия - 3500, Польша - 2510, Чешская Республика - 2500, Россия - 2017, Румыния - 373, Латвия - 250. В свою очередь, страны данной группы сами выступают инвесторами.
Большинство корпораций - вкладчиков в бывшие страны социалистического содружества происходят из ЕС. На США приходится 15%, на Японию - 1% новых вложений.
Применительно к странам СНГ данные о ежегодном притоке иностранных прямых инвестиций (а) и вывозе таких инвестиций за рубеж (б), об общей сумме вложенных в страну прямых иностранных инвестиций (в) и об аналогичных вложениях этих стран за рубежом (г) по состоянию на 1995г. имеют следующие количественные характеристики (млн. дол., оценка):
Таблица 10
а) | (б) | (в) | (г) | |
Азербайджан | … | ... | ||
Армения | … | ... | ||
Беларусь | … | … | ||
Грузия | … | ... | … | … |
Казахстан | … | … | ||
Киргизстан | … | … | ||
Таджикистан | … | … | ||
Молдова | ... | |||
Россия | ||||
узбекистан | ||||
украина |
По пунктам (в) и (г) оценка сделана экспертами ЮНКТАД на основе официальных данных о размерах финансовых потоков. О конкретных параметрах инвестиционной деятельности России и о существующей на этот счет практике см. выше (главу 4). В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, о соглашениях о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и некоторые другие. Определенные особенности на этот счет предусмотрены в отношении особой экономической зоны Калининградской области, накоплен некоторый опыт в части функционирования СЭЗ "Находка". Есть предложения об учреждении и других аналогичных рыночных образований на территории России. Имеется закон о зоне экономического благоприятствования "Ингушетия". Кроме того, Россия имеет ряд международных соглашений, в т.ч. двусторонние инвестиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ, в т.ч. в Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Киргизстаном (от 29 марта 1996 г.) и в Договоре об образовании Сообщества Беларусии и России (от 2 апреля 1996 г.).
С развитием и углублением участия в международных инвестиционных процессах государства данной группы видят важное условие подъема своей национальной экономики, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли в во всем процессе национального развития этих стран, преуменьшения и уж тем более нанесения ущерба национальным интересам, национальному благосостоянию и национальной безопасности.
Резюме
Стандарты современного мирового хозяйства включают в себя весьма значительный компонент, относящийся к правилам привлечения иностранных инвестиций, их функционирования в национальной экономике на региональном и более широком международном уровне. Опыт показывает, что умелое и грамотное использование иностранных инвестиций является залогом успешного функционирования национальных хозяйств в состязательном, конкурентном режиме.
При всем многообразии форм международного движения иностранного капитала приоритетную роль играют на современном этапе прямые иностранные инвестиции, причем механизм и каналы, по которым они осуществляются, находятся в процессе постоянного совершенствования и развития, модернизируются вместе со структурными сдвигами во всем мировом хозяйстве.
Вопреки предположениям и надеждам, что иностранные прямые инвестиции придут вслед за предоставлением им особых благ, льгот и всякого рода поблажек, мировой опыт (в т.ч. опыт стран б. социалистического содружества) показывает: иностранный капитал в производительной, инвестиционной форме предпочитает идти в страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ИНВЕСТОР - юридическое или физическое лицо, осуществляющее капитальные вложения.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - предпринимательские инвестиции, в результате которых инвестор владеет решающей долей собственности или получает право осуществлять управленческий контроль над объектом вложения капитала.
ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - предпринимательские инвестиции, которые не дают их владельцу управленческого контроля над объектом вложения капитала.
РОЯЛТИ - регулярные платежи по лицензионному соглашению, установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции.
литература
1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. Под ред. В.Е.Рыбалкина, М., 1996, Международные отношения.
2. В.Д.Щетинин. Международные экономические отношения. Курс лекций. Вып. 1, М., Дипломатическая Академия, 1996, гл. 2., с. 95,96.
3. Специальная работа генерального директора Всемирной торговой организации Р.Руджейеро "Прямые иностранные инвестиции и многосторонняя торговая система", "Transnational 23 corporations", vol. 5. No 1 (april 1996). р. 18.
4. World Investment Report, 1992. NY, 1992, p.70-73.
5. Ibid., p. 74 - 75.
6. World Investment Report, 1996, NY & Geneva, 1996.
7. Статья В.В. Разумовского в журнале "Международная жизнь", N 10, 1996.
8. Основы внешнеэкономических знаний. Под ред. И.П.Фаминского, М.,1990.
9. "Правила рынка". Под ред. В.Д. Щетинина, М., 1994, с.95.
10. International Investment Instruments. A Compendium, vol. I-III.United Nations Conference on Trade and Development. Division on Transnational Corporations and Investment. Geneva, 1996. А также: Globalization and Liberalization. Development in face of two powerful currents. NY & Geneva. 1996.