Принцыпы и особенности механизма мэо

Рынок для его участников - это совокупность прямых взаимовыгодных договоров с равноправными партнерами, на­правленных на удовлетворение потребностей в товарах и ус­лугах, обеспечение небходимыми ресурсами, факторами производства и позволяющими улучшить их собственное эко­номическое положение, получить прибыль. Тот факт, что стороны являются гражданами или юридическими лицами других стран принципиально мало чего меняет для субъек­тов МЭО. При позиционировании на мировом рынке дей­ствуют те же принципы и правила, которые годятся для внутреннего рынка /З/. Основу деятельности участников МЭО и механизма последних составляет маркетинговый подход. Потенциальному экспортеру, в частности, необходимо точно знать потребности, склонности и предпочтения покупателей, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сег­ментов в той стране, куда он собирается вывозить свою про­дукцию. Для этого недостаточен, как уже отмечалось, анализ только собственно рынка сбыта, необходимы изучение, оценка и прогноз макроэкономической среды (экономических, природно-климатических, экологических, социокультурных, нравственно-правовых, религиозно-этнических, психологи­ческих и политических) условий. Достоверные сведения о демографических, географических, социально-психологичес­ких характеристиках своих зарубежных покупателей позво­ляют более или менее точно спрогнозировать возможный спрос на вывозимую продукцию, суммы валютной выручки, рентабельность экспортной операции. Это относится к доста­точно крупным и устойчивым сделкам, долгосрочным дого­ворам и не всегда применяется при разовых, отдельных контрактах и незначительных партиях внешних поставок. Хотя и в этом случае минимальная информация необходи­ма. Не то ли делают "челноки", предлагая заманчивый и дешевый товар иностранному и отечественому покупателю, нередко не самого высокого качества.

Подобная работа необходима и при импорте, хотя она несколько проще и меньше по объему, так как охватывает в основном коммерческую часть операции, касается отечествен­ного рынка.

Для проведения эффективной экспортной операции, га­рантирующей намеченные валютные поступления в предус­мотренные сроки, поставщик должен проработать разные варианты товародвижения: способы и маршруты транспор­тировки, возможности использования инфраструктуры стра­ны и фирмы-импортера, целесообразность привлечения посредников, а при необходимости создания собственной сети сбыта торговых представительств, дистрибьюторских, дилер­ских стуктур, магазинов, складов и т. п. Для продвижения товаров на внешний рынок или закупаемых по импорту, по­требуется гибкая комбинация методов рекламы, развитие индивидуальной продажи, материально-денежное поощрение посредников и собственных продавцов. Ценовая политика, система расчетов и коммерческого кредита должны созда­вать условия, привлекательные особенно для заграничной, а также для отечественной клиентуры, приобретающей иност­ранные товары и услуги. Безусловно важнейшей составляю­щей частью внешнеэкономической деятельности, тем более необходимой в сфере МЭО, является анализ конкуренции. Следует специально подчеркнуть, что в МЭО, на междуна­родном рынке, особое значение придаётся требованиям по исключению недобросовестной конкуренции и недопущению злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Это тем более важно, поскольку конкуренция в международной торговле много жестче, чем на внутреннем рынке. Для дос­товерного выявления и оценки конкурентоспособности про­дукции и позиций конкурентов, определения своих сравнительных преимуществ выходу на внешний рынок дол­жно предшествовать изучение продукции конкурентов, в том числе с учетом потребительских вкусов и предпочтений дан­ного сегмента рынка, а также общей картины деятельности конкурирующих фирм (так называемый фирменный анализ): экономическое и финансовое положение, имидж, цели на кон­кретном рынке, особенности производственной деятельнос­ти и управления, применяемые методы маркетинга, возможные стратегические решения. Специального внима­ния заслуживает вопрос использования вариантов нецено­вой конкуренции. Задача позиционирования, овладения рыночной нишей крайне актуальна в условиях жесткой меж­дународной конкуренции.

Механизм МЭО требует обеспечения вытекающей из ана­лиза конкуренции маркетинговой политики в части плани­рования будущих товаров и услуг, т. е. выработки и реализации концепции модернизации сегодняшней и созда­ния новой продукции, исходя из показателей жизненного цикла в его международном применении. Это касается соб­ственно товара, его упаковки, товарного знака, сервисных условий и т. д.

Включению фирмы в мирохозяйственные связи должно сопутствовать экономически благоприятное сочетание ресур­сов, используемых для экспортного производства. Конкурен­тоспособность предприятия в МЭО может быть обеспечена при прочих равных условиях, при наличии преимуществ в доступности и дешевизне ресурсов, производственных тех­нологиях, информационных средствах. Поскольку предпри­ятия - потребители ресурсов и население любой страны приобретают и импортируемую продукцию, важный вопрос - обоснованное сочетание в производстве и на потребительс­ком рынке отечественной и импортной продукции и ресур­сов. В более тщательной проработке нуждаются вопросы международного производственного и научно-технического, инвестиционного сотрудничества, привлечения иностранной рабочей силы, финансово-кредитных средств.

Вместе с тем, следует учитывать, что мировая экономи­ка, МЭО имеют специфические черты, которые отражаются на характеристиках и особенностях функционирования ме­ханизма мирохозяйственных связей. Прежде всего, что уже отмечалось, это объёмы обмена, которые превосходят разме­ры внутреннего товарооборота любой страны. В МЭО уча­ствует большое количество субъектов, не сравнимое с внутренним рынком. Товарная и фирменная конкуренция очень масштабна и более жесткая. В результате, весьма су­щественна совокупная мощность воздействия мирового рын­ка на отдельные национальные рынки (конечно, при достаточной открытости внутренней экономики). В итоге, международное разделение труда оказывает всё большее воз­действие на внутреннее разделение труда в странах, что ме­няет структуру национальных экономик, объемы и состав внутренних товарообменных операций.

Можно утверждать, что рыночный механизм МЭО явля­ется более совершенным по экономической обоснованности и объективности процесса ценообразования, формирования и использования других инструментов хозяйствования. Не случайно поэтому цены мировых товарных рынков выс­тупают как один из критериев при формировании цен в на­циональной экономике, являются индикатором при определении целесообразности участия в международном разделении труда, МЭО.

Особенности МЭО как сферы рыночных отношений, вклю­чая и их механизм, вытекают и из других существенных моментов, упоминавшихся частично выше. Во-первых, это пространственные масштабы мировой экономики, определя­ющие значительную удаленность продавцов и покупателей, а значит, и повышенную роль транспортной проблемы и свя­занных с этим расходов. Последнее может стать препятстви­ем для установления внешнеэкономических связей, заключения конкретных сделок. Во-вторых, меньшая мобиль­ность, то есть подвижность ресурсов, что прежде всего каса­ется земельных, природных ресурсов, в частности полезных ископаемых, привязанных к местонахождению. Ограничен­на и мобильность трудовых ресурсов, хотя они и более под­вижны, особенно теперь. На снижение мобильности ресурсов нередко воздействует государственное вмешательство (миг­рационные правила, запреты на продажу земли иностран­цам, ограничения иностранных инвестиций и деятельности зарубежных фирм, протекционизм во внешней торговле). В-третьих, использование в международном обмене нацио­нальных валют усложняет расчеты по внешнеэкономичес­ким операциям, требует наличия валютного рынка. А последний предполагает организацию валютного контро­ля, введение той или иной системы валютного регулирова­ния. В-четвертых, немаловажным, самостоятельным фактором становятся международная стандартизация и сер­тификация продукции, выполнение требований которых свя­зано с дополнительными затратами, иногда довольно существенными.

Указанные обстоятельства обусловливают особенности рыночного механизма МЭО, побуждают их участников вносить коррективы в принципы и методы своей рыночной по­литики.

С одной стороны, возникающие возможности выхода на внешний рынок ставят перед фирмой задачу приспособле­ния всего комплекса маркетинга к условиям и особенностям экономической среды в стране-партнере. В то же время необ­ходимы стандартные и простые приемы и решения, обеспе­чивающие четкое и контролируемое выполнение принятых вариантов.

С другой стороны, у продавца, и тем более производите­ля, возникает задача поиска и внедрения наилучшей орга­низационной формы своей внешнеэкономической деятельности, учитывающей наряду с условиями и фактора­ми, свойственными и внутреннему рынку и особенности МЭО, отмеченные выше. Кроме того, не может не учитываться фак­тор риска, связанный со степенью экономической, социаль­ной и политической нестабильности в стране-партнере. Значение рискового фактора тем более возрастает при глубо­ких формах МЭО (создание и деятельность иностранных и совместных предприятий, инвестиционные проекты, произ­водственная и научно-техническая специализация и коопе­рирование и т. п. )

Наконец, еще один существенный аспект механизма МЭО - информационная среда. Даже при торгово-экономических операциях участникам требуется достоверная и сопостави­мая информация, позволяющая обосновать и принять реше­ние, обеспечить надежный контроль за ходом его выполнения и результатами. Тем более это необходимо при установлении долгосрочных производственных и научно-технических свя­зей, организации совместной деятельности, осуществлении инвестиционных проектов, выборе фирм-партнёров. После­днее предполагает использование информации с определен­ным набором данных, при их методологическом единстве и однородности, предприятиями и фирмами, вступающими в МЭО. Международная унификация учета и отчетности по­зволит решить эту практическую задачу. Важную роль сыг­рает также унификация макроэкономических показателей, национальной и международной статистики.

Резюме

МЭО - сфера рыночных отношений между странами, обус­ловленных международным разделением труда и экономи­ческим обособлением партнёров. Особенности МЭО связаны с их спецификой как международных и вытекают из особо больших размеров хозяйственного пространства, ограничен­ной мобильности факторов производства и некоторых видов ресурсов, действий специальных экономических инструмен­тов. В качестве объектов МЭО выступают товары и услуги, а также ресурсы, вовлекаемые в международный обмен, а субъектами являются частные фирмы и отдельные предпри­ниматели; государственные структуры; органы управления разных уровней, предприятия и учреждения; международ­ные организации, учреждения и корпорации. Механизм МЭО диктуется рыночным характером связей и принципиально не отличается от действующего внутри стран. Он предпола­гает маркетинговый подход. Особенности этого механизма определяются спецификой МЭО (международный характер связей, территориальная удаленность, использование специ­альных валютно-финансовых инструментов).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

МЭО - система хозяйственных связей между экономика­ми различных стран, основанная на международном разде­лении труда.

ОБЪЕКТЫ МЭО - товары, услуги и материально-денежные и трудовые ресурсы, являющиеся предметом международно­го обмена.

СУБЪЕКТЫ МЭО - экономически обособленные стороны, осуществляющие международный обмен.

МЕХАНИЗМ МЭО - система экономических инструментов, организационных мер и институтов, обеспечивающих осу­ществление МЭО.

литература

1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., МО., 1 996, с. 102.

2. Внешнеэкономический бюллетень., 1996, N 1.

3. Правила рынка., М., МО., 1993.

Наши рекомендации