Теория конкуренции м. портера

Одна из общих прооблем теорий внешней торговли - со­вмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: "как отдельные фирмы конк­ретных стран получают конкурентные преимущества в ми­ровой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?". Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер /18/. На основе изучения практики компаний 10 ведущих идустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию "международной конкурентоспособно­сти наций". Конкурентоспособность страны в международ­ном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

• факторных условий;

• условий спроса;

• состоянием обслуживающих и близких отраслей;

• стратегией фирмы в определенной конкурентной си­туации.

М. Портер - сторонник классической теории факторов, которые он не ограничивает исходными, вводя новые, в том числе возникающие в процессе производства (повышение прозводительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, естественных богатств).

Второй компонент - спрос - определяющий для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимо­связи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию. Здесь немаловажно обозначить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические, традиции и привычки), влияющие на выход фирмы за пре­делы страны. Подход М. Портера предполагает преобладаю­щее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.

Третье - состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответ­ствующим оборудованием, наличие тесных контактов с по­ставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.

В-четвертых, стратегия фирмы и конкурентная ситуа­ция. Избранная фирмой рыночная стратегия и организаци­онная структура, предполагающая необходимую гибкость -важные предпосылки успешного включения в международ­ную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное домини­рование с помощью государственной поддержки - негатив­ное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М. Порте­ра послужили основой для выработки рекомендаций на го­сударственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90 х гг.

7. СОВРЕМЕННЫЕ НОВАЦИИ И ТРАКТОВКИ

В большинстве исследований недавнего времени, прини­мая исходные положения классической теории и некоторые основные дополнения к ним, названные и другие авторы стре­мятся приспособить свои концепции к практике. Так, анг­лийский ученый-экономист Керне развивает гипотезу "конкурирующих групп", полагая, что та или иная органи­зация рабочих, в частности профсоюзы, создают препятствия для перехода рабочих в другие отрасли и производства, что особенно относится к экспортным отраслям. Цена товара в этих условиях не может находиться в соответствии с факти­ческими затратами труда, рабочим временем. Структура торговли при этом будет отклоняться от складывающейся по принципу сравнительных издержек, так как уровень зара­ботной платы из-за наличия "конкурирующих групп" отли­чается от одной отрасли к другой. Решающее слово, таким образом, остается за соотношением спроса и предложения. Известный исследователь, экономист-международник А. Мар­шалл, в свою очередь выделяет роль предложения /19/. Меж­дународный спрос на товары данной страны значительно расширяется, подчеркивает он, если в целом страна предло­жит свои товары на условиях, более благоприятных для по­купателей, и, наооборот, когда она будет навязывать условия, выгодные ей самой. Акцентируя внимание на предложении, А. Маршалл заключает, что богатые страны могут быть пио­нерами в производстве новых товаров, выгадывают от широ­ких и хорошо налаженных внешнеторговых связей, могут лучше приспосабливать выпуск того или иного товара к ём­кости различных рынков, чем страны бедные, и в результа­те будут получать большую выгоду от внешней торговли. Место страны в международном разделении труда, мировой торговле поэтому в существенной мере определяется предло­жением, его эластичностью. В соответствии с такой позици­ей А. Маршалл вводит в теорию международной торговли кривую взаимного спроса и предложения, как показатель оптимальных условий внешнеторгового обмена. В преобла­дающей своей части классическая теория международной тор­говли и большинство её современных интерпретаций объясняют смысл внешней торговли, экономические выгоды от неё для участников различиями между странами в обеспеченности факторами производства. Чем больше эти разли­чия, тем больше при прочих равных условиях возможностей для торговли и выгоды от неё, получаемые сторонами. Но на практике, особенно в современных условиях, преобладаю­щая часть международного обмена приходится на промышленно развитые страны со схожими факторными характеристиками обеспеченности естественными ресурсами. Теперь существенно возрастает роль приобретенных преиму­ществ, связанных с опережающей разработкой и внедрени­ем новых технологий. Согласно теории "подобия стран", в этой ситуации у развитой страны большая возможность при­способления своих товаров к рынкам сходных стран.

В последнее время в теоретических разработках проблем международной торговли усиливается акцент на необходи­мость анализа микроэкономики, уровня фирм, предприятий. Это определяется значительным ростом объемов и повыше­нием роли международного внутрифирменного обмена /20/. По данным некоторых публикаций, на внутрифирменные международные поставки приходится почти 70% всей миро­вой торговли, 80-90% продаж лицензий и патентов, не ме­нее 40% вывоза капитала /21/. Тем самым формулируется дополнительное обоснование преимуществ обмена между оди­наково развитыми, ведущими странами, что отстаивает, в частности, С. Линдер.

Развитие мирохозяйственных отношений, включая меж­дународную торговлю, превращение внешнеэкономических связей в важный фактор хозяйственного роста по-новому ста­вит вопросы экономической (и не только) независимости и зависимости отдельных стран, их взаимозависимости. Здесь также нужны теоретические и практические подходы. Но это особая тема, которая затрагивается нами в гл. 3.

Обозначая перспективы, серьёзные исследователи у нас и за рубежом подчеркивают, что при сложившихся в миро­хозяйственной сфере тенденциях, соотношение между базис­ными факторами производства будет неизбежно изменяться /22/. Это относится прежде всего к трудовым ресурсам, в связи с ускоренным ростом населения в развивающихся стра­нах, а также к обострению проблемы ограниченности при­родных запасов, особенно в развитых странах.

Провозглашается призыв к преобладанию политики свобод­ного предпринимательства, не отвергающего, однако, огра­ниченного целевого вмешательства государства в экономику, в том числе во внешнеэкономическую сферу. В пользу этого говорят ссылки на опыт Японии, Тайваня, Республики Ко­рея. Во всяком случае, в поле зрения должны быть минимум четыре обстоятельства.

• Во-первых, создание и развитие крупных многоот­раслевых прозводств в отдельных странах, что может сдерживать международный товарообмен.

• Во-вторых, внедрение и широкое применение гиб­ких производств, может сделать более эффективным мел­косерийное внутреннее производство и снизить заинтересованность в импорте.

• В-третьих, с учетом опережающего и быстрого роста доли услуг, в потреблении и международном обмене от­носительно уменьшится роль торговли товарами, сово­купные расходы на производство последних.

• Наконец, протекционистские меры могут создать пре­пятствия для внешнеторгового перемещения товаров.

Резюме

Теории международной торговли объясняют причины и условия её возникновения. Кроме раннего направления мер­кантилистов, выводивших внешнюю торговлю из задачи уве­личения запасов золота и драгоценностей в стране, все основные концепции видят причину торговли между наро­дами в экономических преимуществах и выгодах междуна­родного разделения труда. А. Смит и Д. Рикардо обосновали и сформулировали положение об абсолютных и относитель­ных преимуществах стран, связанных с различием издер­жек производства, затрат труда. Дальнейшее развитие теории основано на применении учения о факторах производства, главные из которых - земля, капитал и труд определяют для страны возможные преимущества в международном обмене. Современные концепции (Б. Один, Э. Хекшер), уточняют такой подход, подчеркивая неоднородность основных факто­ров, роль цен, спроса и предложения. В итоге каждая страна должна использовать имеющиеся преимущества (в затратах труда, по Смиту и Рикардо или в факторах производства), вывозя те товары, по которым они есть, и ввозя те, где их нет. Все эти теории, за исключением первой, отстаивают принцип свободы торговли. Теория жизненного цикла това­ра предполагает производство многих готовых изделий сна­чала в странах нововведения с последующим развитием экспорта в другие страны, а затем переход к импорту дан­ных товаров из последних. Жизненный цикл товара с уче­том международного обмена удлиняется, а принцип ЖЦТ влияет на позицию страны в международной торговле. Тео­рия конкуренции связывает включение страны и отдельной фирмы в международную торговлю с условиями конкурен­ции, преимуществами в конкурентоспособности своих това­ров, поступающих на внешний рынок. Доктрина подобия стран объясняет преимущественное развитие международной торговли между одинаковыми странами, в том числе передо­выми, большей взаимоприспособленностью их рынков.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

СВОБОДА ТОРГОВЛИ - принцип внешнеторговой полити­ки, предусматривающий свободу предпринимателей, фирм в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ - принцип внешнеторговой политики, предполагающий вмешательство государства во внешнетор­говую деятельность, те или иные формы и методы государ­ственного регулирования.

АБСОЛЮТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА - выгоды, вытекающие из разной величины затрат на производство в странах участни­цах внешней торговли.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА - выгоды, связанные с относитеной разницей в затратах на производство, в странах участницах внешней торговли.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА - основные (земля, капитал, труд) элементы, определяющие условия производства и зат­раты на его осуществление.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА - период с момента появле­ния товара на рынке до ухода его с рынка.

литература

1. A. Montchretien. Traite d economic politique; E. Heckscher. Mercantilism, L., 1935.

2. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М- Л., 1935.

3. Д. Рикардо. Начала политической экономии и налогового обложе­ния. Соч., т. 1. М., 1955.

4. E. List. Das nationale System der politischen Okonomie. B. 1927.

5. К. Маркс. Капитал т. 1 и т. 3.

6. J. В. Say. Cours complet d economic politique practique. P.

7. В. Olin. Interregional and International Trade. HarPr. 1933.

8. Review of Economics and Statistics. L., 1960. Nr. 1.

9. R. E. Caves. Trade and economic Structure. Models and Methods. L., 1956.

10. F. W. Taussig. Selected Reading an International Trade and tarif Problems., N. Y., 1921; J. Viner. Studies in Theory of International Trade. 1937.

11. R. Nurkse. Pattern of Trade and Developement. Ph., 1959.

12. W. S. Woytinsky and E. S. Woytinsky. Word commerce and Gouvemement. Trends and Outloucks. N. Y., 1955.

13. G. Haberler. International Trade and economic Development. Cairo., 1959

14. S. E. Harris. International and Interregional Economics. N. Y., 1957.

15. Д. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1948; К. Kurihara. The Keinsian Theory of economic Development. N. Y., 1959; P. Харрод. К теориям экономической динамики. М., 1958.

16. W. W. Leontief. Domestic Production and Foreign Trade: The American Capital Position Reexamined. Ec. Int., 1954, Nr. 2.

17. R. Vemon. International Investment and International Trade in the Product Life Cycle. Quarterly Youmal of Economics, 1966, Nr. 5.

18. M. E. Porter. The competitive Advantage of Nation. N. Y., 1990;

М. Портер. Международная конукренция. М. , 1994.

19. A. Marshall. Pure Theory of International Trade. L., 1923.

20. S. В. Linder. An Essay on Trade Transformation., N. Y. 1961.

21. В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев. Международные экономические отношения., М., Ф и С., 1996, с. 25-22/ Д. Д. Дэниелс, Ли Радеба. Международный бизнес. М. Дело. 1994.

Наши рекомендации