Особенности экономической интеграции в развивающихся странах
Экономическая интеграция развивающихся стран - это процесс постепенного хозяйственно-политического объединения бывших колониальных, разных по характеру стран, направленный на преодоление экономической отсталости.
Важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться, в первую очередь, в отраслях, способных заменить импорт.
Большая роль уделяется регионально межстрановой интеграции. С ее помощью предполагается добиться следующих результатов:
· Преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров;
· Обеспечить преимущество количественного протекционизма;
· Увеличить инвестиционные возможности промышленности за счет привлечения иностранного капитала;
· Снизить напряженность платежного баланса;
· Осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических комплексов.
Широкое признание в развивающихся странах получил принцип договорной специализации - заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран, что выразилось в ориентации на производственное сотрудничество и протекционизм.
Поскольку существующий уровень взаимных экономических связей в регионах развивающегося мира невысок, проблема заключается в интенсификации этих отношений. Отсюда вытекает и весьма широкие экономические функции государства в интеграционных процессах, что ведет к их формализации. С эти связано и гораздо большее значение политических факторов при создании и функционировании интеграционных союзов развивающихся стран.
Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.
Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее, можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции.
Например, в странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона.
1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран, подразделяющиеся на три группировки:
1. Более развитые - Аргентина, Бразилия, Мексика;
2. Средний уровень – Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили;
3. Наименее развитые – Боливия, Парагвай, Эквадор.
ЛАИ находится на этапе общего рынка. Цель объединения - развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка. В рамках ЛАИ образованы Андская группа, Лаплатская группа, Амазонский пакт.
2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 году, включает 5 стран-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.
3. Андский пакт образован в 1969 году и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. С 1990 года на основании принятой «Андской стратегии» основной целью является создание общего рынка.
4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 году, объединяет 16 стран Карибского бассейна.
Сообщество основано на ранее созданной зоне свободной торговли, в нем существуют различные субрегиональные отделения:
· Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадам и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили Единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты;
· Восточнокарибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и Единого Центрального банка.
В 1992 году были снижены таможенные пошлины (в среднем на 70%), началась интеграция в области регулирования аграрного производства. В 1995 г. введено свободное перемещение граждан, отменен паспортный режим.
5. Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР). В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года страны подписали Асунсьонский договор, который легализовал МЕРКОСУР.
Цели деятельности МЕРКОСУР:
· свободное движение четырех факторов производства;
· единая таможенная политика по отношению к третьим странам;
· обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области сельского хозяйства, налоговой и денежной системах;
· провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики;
· резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц.
В рамках МЕРКОСУР созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.
МЕРКОСУР – одна из крупнейших и динамичных региональных группировок Латинской Америки. На четыре страны приходится 45% населения (более 200 млн.чел.), 50% совокупного ВВН (более 1 трлн. дол.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли.
6. Организация восточнокарибских государств (ОВКГ)создана в 1981 году, входят 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия.
Имея конечной целью создание общего рынка, все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки прошли или проходят путь через образование зон свободной торговли, которые в дальнейшем преобразовались в таможенный союз. Программы развития латиноамериканских экономических группировок включают в себя программы либерализации внешней торговли, механизмы промышленной интеграции (разработка и реализация отраслевых программ промышленного развития, создание интегрированных производств для выпуска определенной продукции), финансовое сотрудничество (учреждение системы многосторонних расчетов, унификация политики Центральных банков, взаимное предоставление стабилизационных займов для выравнивания платежных балансов и др.), защиту интересов экономики.
Сотрудничество и интеграция в Африке существенно отличается от подобных процессов в других регионах. С 50-60-х годов и по настоящее время существует идея общеконтинентального подхода к интеграции. При этом африканские теоретики развивают идею опоры на собственные силы, тезис о том, что интеграция должна позволить освободиться от влияния, вывести из неэквивалентного обмена. Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте.
Региональное сотрудничество в Африке развивается через субрегиональные группировки.
Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г., насчитывает 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот- дИвуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мили, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Цели ЭКОВАС: создание в течение 15 лет Африканского общего рынка; проведение совместной экономической политики.
В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины отменены на 80% взаимодополняемой продукции, однако, внутрирегиональный оборот составляет всего 5%. Большое значение в рамках ЭКОВАС имеют проекты в области электроэнергетики, в горнодобывающей промышленности, дорожном строительстве. Установлен свободный режим перемещения граждан и их имущества.
Таможенный и Экономический союз стран Центральной Африки (ЮДЭК). Сформирован в 1964 г. из пяти стран: Габон, Камерун, Конго, Чад, Экваториальная Гвинея. Создан для разработки совместных экономических программ, унификации налоговых систем, льготных таможенных условий для членов союза (особенно не имеющих выходов к морю).
Экономическое сообщество стран Великих озер - страны бывшей зоны бельгийско-французских колоний. В 1976. было выдвинуто предложение о создании экономического союза (Бурунди, Заир, Руанда), принята программа сотрудничества в области рыболовства, борьбы с эпидемиями.
Экономическая интеграция в Азии. Начиная с 80-х годов ХХ ст. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста. Доля стран АТР в мировом ВВП составляет 60%, в мировой торговле – 40%, в золото - валютных резервах – 80%. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе и в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран, АТР дает основания рассмотреть, какова роль международных интеграционных процессов в АТР, насколько межгосударственная экономическая интеграция способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т.д.
Специфика интеграционных процессов в АТР состоит в следующем:
1. в интеграцию включены как развитые, так и развивающиеся страны, имеющие разный уровень экономического развития;
2. процессы интеграции происходят в основном на микроэкономическом уровне между фирмами, корпорациями стран региона;
3. интеграция протекает на региональном уровне и в большей мере на уровне отдельных субрегионов.
Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Это позволило странам субрегиона в конце 80-х годов выдвинуть, по примеру «единой Европы», идею создания в перспективе «единой Азии» с аналогичной западноевропейской высокой степенью согласования внутренней экономической и социальной, а также внешней политики.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).Создана в 1967 году, участницами являются 10 стран: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос, Камбоджа.
Основные этапы интеграции в рамках группировки:
· В 1977 г. создана зона преференциальной торговли;
· В 1987 г. принят первый проект создания зоны свободной торговли;
· В 1989 г. принята Концепция создания треугольников экономического роста. В первый треугольник вошли Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух административно-экономические районы). Он получил название «Южный треугольник» (иногда его называют «золотой треугольник роста»);
· В 1992 году проведен Сингапурский саммит стран-участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 г. через ликвидацию пошлин во взаимной торговле. На переходный период принята общая схема преференциальных тарифов;
· В конце 1994 г. принята вторая программа с включением в список преференциальной торговли сырьем.
В настоящее время в шести «старых» членах АСЕАН - Брунее, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах - 98,62% товаров, охваченных совместной схемой преференциальных тарифов, пользуются во внутрирегиональной торговле тарифным обложением в диапазоне от 0% до 5%. Для Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы, относительно недавно вступивших в Ассоциацию, этот показатель составляет 69,88%.
Планируется, что в зону свободной торговли стран АСЕАН войдет и Китай. Таким образом, новая региональная торговая группировка объединит страны с общей численностью населения 1,7 миллиарда человек.
По инициативе Австралии, в АТР сложилась организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). АТЭС включает 21 страну: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. Страны АТЭС - это около 60% мирового ВНП, 50% объемов внешней торговли в мире, 40% населения планеты. В регионе АТЭС сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы.
Специфика функционирования АТЭС такова, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, происходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Основные направления деятельности АТЭС: проведение консультаций и обмен информацией; содействие развитию внутрирегионального сотрудничества в различных сферах (например, рыболовстве, энергетике, охране окружающей среды и др.).
Доля внутрирегиональной торговли в общем объеме внешней торговли стран - членов АТЭС повысилась с примерно 60% в начале 1980-х гг. до более чем 70% процентов в настоящее время. За истекшие десятилетия произошли значительные изменения и в товарной структуре экспорта и импорта государств АТЭС. Для большинства стран, значительно сократилась доля сырьевых товаров, причем как в экспорте, так и в импорте, в то время, как значительно возрос удельный вес продукции обрабатывающей промышленности.
Особенностью интеграционных процессов в АТР является образование так называемых «треугольников роста»: южно - китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань), индокитайская экономическая зона «Южный треугольник роста» (SIJORY) (Индонезия, Малайзия, Сингапур). В данных треугольниках» эффект роста распространялся из наиболее экономически развитых центров (Гонконг, Тайвань, Сингапур) на периферийные районы, располагающие избыточными ресурсами и дешевой рабочей силой. Новые районы роста стали экспортерами продукции. Другие пять треугольников роста, основанные в Азии, пока несопоставимы с SIJORY и китайским треугольником роста. Они развиваются под покровительством организации юго-восточного азиатского сотрудничества АСЕАН (Таиланд, Малайзия и Индонезия) и восточного АСЕАН (Индонезия, Малайзия и Филиппины). Подобным образом на первоначальных этапах своего развития становились регион сотрудничества Желтого моря (Япония и Китай) и регион Меконг-проекта (Таиланд, Камбоджа, Лаос и Вьетнам).
Таким образом, важнейшими аспектами опыта интеграционных группировок развивающихся стран следует признать:
· возникновение положительных результатов участия государства в хозяйственном сближении лишь при наличии внутрирегиональных горизонтальных связей (внутри- и межотраслевых);
· образование центров «треугольников роста», которые постепенно втягивают остальные регионы в систему современных мирохозяйственных отношений.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
· различные побудительные причины интеграции;
· различные исходные экономические и политические условия интеграции;
· развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
· отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.
Учитывая эти отличия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающимися странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».