Автоматизированные системы торговли
Признавая, что человеческие эмоции и ожидания влияют на формирование курса ценных бумаг, логично также признать, что эмоции человека влияют и на принимаемые им решения. Многие инвесторы пытаются исключить эмоции из процесса торговли, возложив принятие решений на компьютеры. Очень привлекательна в этом плане идея о разумном компьютере «НАЬ» из кинофильма «2001 год».
Оградить решения от влияния эмоций можно с помощью механических торговых систем. Полезно также и компьютерное тестирование: оно позволяет определить, как вел себя тот или иной индикатор или система при различных условиях, и оптимизировать их. Но поскольку объект анализа не строго логичен (человеческие эмоции и ожидания). нужно следить за тем, чтобы механические системы не подвели нас к ложной идее о его исключительной логичности.
Выходит, компьютеры — вовсе не чудесное средство технического анализа? Чудесное и просто необходимое. По моему, сугубо пристрастному мнению, программы по техническому анализу, как никакое другое изобретение или событие, дали рядовому инвестору возможность на равных бороться с более сильными соперниками. Однако — как поставщик средств технического анализа — должен предостеречь вас: пусть аналитическая компьютерная программа с ее логичностью и прогнозируемостью не создаст у вас иллюзию, что рынок столь же рационален и предсказуем.
ЦЕНОВЫЕ ПОЛЯ
Технический анализ почти целиком основан на анализе цены и объема. Ниже дано толкование различных полей, определяющих цену бумаг и объем торгов.
Цена открытия (open): цена первой сделки данного периода (например, первой сделки дня). При анализе дневных данных цена открытия особенно значима, так как она отражает единодушное мнение, к которому пришли все участники рынка к утру — а оно, как известно, «мудренее вечера».
Максимум (high): наибольшая цена бумаги заданный период. Это уровень, при котором продавцов было больше, чем покупателей (т.е. желающие продать по более высокой цене есть всегда, но максимум — это наивысшая цена, на которую согласны покупатели).
Минимум (low): наименьшая цена бумаги за данный период. Это уровень, при котором покупателей было больше, чем продавцов (т.е. желающие купить по более низкой цене есть всегда, но минимум — это наименьшая цена, на которую согласны продавцы).
Цена закрытия (close): последняя цена бумаги за данный период. Благодаря ее широкой информационной доступности, эту цену чаще прочих используют при анализе. Большинство аналитиков считают важным соотношение между ценой открытия (первой ценой) и закрытия (последней ценой). Оно отчетливо видно на графиках «японские свечи» (см. стр. 228).
Объем (volume): количество акций (или контрактов), по которым были заключены сделки за данный период. Взаимосвязь между ценами и объемом (например, рост цен на фоне возрастающего объема) имеет большое аналитическое значение.
Открытый интерес (open interest) общее число не реализованных фьючерсных или опционных контрактов (т.е. не исполненных, не закрытых или с не истекшим сроком действия). Открытый интерес часто используется как самостоятельный индикатор (см. стр. 122).
Цена спроса (покупателя) (bid): цена, которую маркетмейкер готов заплатить за ценную бумагу (т.е. цена, по которой вы сможете продать).
Цена предложения (продавца) (ask): цена, по которой маркетмейкер готов продать ценную бумагу (т.е. цена, по которой вы сможете купить).
Эти простые поля лежат в основе буквально сотен технических инструментов, используемых для изучения ценовых соотношений, тенденций, моделей и т.д.
Но не по всякой ценной бумаге можно получить все вышеназванные параметры, и многие информационные агентства сообщают лишь их неполные группы. В таблице 1 приводятся стандартные наборы полей, публикуемых по некоторым видам ценных бумаг
ГРАФИКИ
Основа технического анализа — это график. И в этом случае действительно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или прочитать).
Рис.2