Порядок проведения аукционов
Аукционы могут проводиться как самим собственником имущества (продавцом), так и специализированной организацией - аукционной компанией (чаще всего), с которой продавец заключает договор поручения или комиссии. И в том и в другом случае образуется аукционная комиссия, которая и занимается подготовкой и проведением аукциона: регистрирует участников, проверяет соответствие заявок установленным требованиям, осуществляет допуск участников к торгам, оформляет протокол результатов торгов и т.д.
Порядок проведения аукционов включает в себя четыре стадии:
1) подготовка аукциона;
2) осмотр товаров;
3) аукционный торг;
4) оформление и исполнение аукционной сделки.
Подготовка аукциона обычно начинается за несколько месяцев до даты его проведения. Владелец, желающий реализовать свой товар на аукционе, доставляет его на склад аукционной компании.
Специалисты компании производят необходимую сортировку и подборку товара по однородным качественным признакам. Рассортированный товар разбивается на партии, которые называются лотами. В лот подбирается товар, однородный по качеству.
Каждому лоту присваивается номер, под которым он заносится в каталог данного аукциона с указанием сорта и количества единиц товара в данном лоте. На основании каталога в порядке нумерации происходит продажа товаров на аукционных торгах. Из каждого лота берется образец, который должен полностью соответствовать по всем качественным признакам товару, находящемуся в данном лоте. Образцы помещаются в специальных залах для осмотра, а товар - на складах, но с таким расчетом, чтобы при желании покупатель смог осмотреть его полностью.
Одновременно с подготовкой аукционных лотов и образцов подготавливается каталог, содержащий перечень всех лотов, предлагаемых к продаже на аукционе, с указанием номера каждого из них, сорта и количества единиц товара в каждом лоте.
В подготовку аукциона входит также оповещение возможных покупателей о месте и времени проведения аукциона, количестве и ассортименте товаров, предлагаемых на аукционе (с помощью рекламных объявлений в специализированных СМИ, на интернет-сайте организатора торгов, постоянным и возможным покупателям высылается также рекламная брошюра-проспект).
Осмотр товаров покупателями- вторая стадия проведения аукциона. Осмотр товаров обычно начинается за несколько дней до открытия торгов. Предварительный осмотр является обязательным, так как по условиям аукционного торга претензии в случае обнаружения дефектов в товаре (кроме скрытых) после покупки не принимаются. Осмотр товаров производится в специальных помещениях, где размещаются отобранные от каждого лота образцы товаров. Образцы должны полностью отражать все особенности товара в представленном ими лоте. Организаторы аукциона несут за это ответственность. Покупатели внимательно осматривают образцы и делают в каталоге отметки о понравившихся им лотах и цене, которую они могли бы за них уплатить. Покупатель может ознакомиться не только с образцами, но и со всем лотом. Кроме того, покупатели во время осмотра могут приобрести образцы понравившихся им партий для дополнительной проверки их качества.
Аукционный торг- третья стадия проведения аукциона. Он открывается в заранее назначенный день и час и проводится обычно в специальном аукционном зале.
Ведет продажу аукционист. В зале вывешено табло, где загораются порядковые номера предлагаемых к продаже лотов. Каждому покупателю присваивается номер, под которым он делает заявки.
Аукционист объявляет номер очередной партии лота, предлагаемого к продаже, называет исходную продажную цену. Если никто из покупателей не подаст ему знак поднятием руки, аукционного билета или иными жестами о своем согласии купить товар, аукционист снижает цену до тех пор, пока один из покупателей не выразит свое желание купить его. Если один или несколько покупателей подадут знак о своем желании купить данный лот, аукционист повышает цену. Начинается торг. Надбавка к цене (именуемая шагом цены), как правило, одинакова, ее размер указывается в правилах проведения конкретного аукциона.
Если после троекратного вопроса аукциониста «Кто больше?» не последует новое предложение о повышении цены со стороны покупателей, аукционист ударяет молотком в знак того, что торг по данной партии закончен, и она считается купленной тем покупателем, который предложил наивысшую цену.
Оформление аукционной сделки и передача товара покупателю- заключительная стадия аукциона. Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю договор на купленный товар. Этот договор подписывается покупателем и является для него обязательным. Договор является типовым, он разрабатывается и утверждается аукционной компанией и является приложением к правилам аукционной торговли. Поэтому участники аукциона имеют возможность заранее ознакомиться с формой такого договора.
На основании контракта выписывается счет на оплату купленного товара, который должен быть оплачен покупателем. Платеж за купленный на аукционе товар обычно осуществляется по частям: примерно 30 - 35% вносится при подписании договора, а остальная сумма - после отгрузки товара или при его получении, но не позднее установленного срока. При просрочке оплаты товара покупатель обязан уплатить пени в соответствии с правилами данного аукциона. Если же просрочка превышает срок, установленный такими правилами, договор с покупателем расторгается.
После подписания контракта покупатель выписывает письменное поручение об отправке товара. Сроки вывоза товара с аукционного склада зависят от вида товара, они устанавливаются в правилах и договоре купли-продажи и могут составлять от нескольких часов до нескольких недель после окончания аукциона.