Тарифные методы регулирования международной торговли

Торговля и интересы потребителей

Модель спроса и предложения позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объём закупок.

Торговля и интересы производителей

До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна - так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объёмы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом

Зная влияние международной торговли на интересы потребителей и производителей можно оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом.

Рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели “спрос-предложение” позволяет сделать вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счёт большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли.

Распределение выигрыша от торговли между странами

Важнейшим вопросом международных отношений является вопрос о распределение выигрыша от торговли между странами. Международная торговля и является взаимовыгодной, однако выигрыш от нее распределяется между странами неравномерно. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Другими словами, чем ниже эластичность спроса на импорт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли.

Условия торговли

Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель “условия торговли” - соотношение экспортных цен рассматриваемой страны к её импортным ценам. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли.

На практике показатель условий торговли рассчитывается для отдельных стран или групп стран на основе индексов цен для экспорта и импорта (обычно используется индекс Ласпейреса

Изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т.д.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объёмов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности её производства, то при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объёмы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.

Наши рекомендации