Международная маркетинговая среда

Основные понятия

Мирово́й ры́нок - составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.

В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран.

Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями.

Предмет международного маркетинга составляют законы и закономерности развития международных рыночных отношений (то есть философия международного бизнеса), а также механизм их использования (то есть технология международного бизнеса) с учётом особенностей национальной и интернациональной окружающей маркетинговой среды, в которой функционируют субъекты (контрагенты, партнеры) рыночных отношений, по большей части являющиеся отношениями обмена

По способу организации торговли различают особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки.

Международные экономические отношения принимают следующие формы:

  • внешняя (международная) торговля
  • международные валютно-кредитные отношения
  • мировая финансовая система
  • движение капиталов и инвестиций
  • миграция рабочей силы
  • межстрановая кооперация производства
  • международный обмен в области науки и техники
  • участие в работе международных экономических организаций

Субъекты международных хозяйственных отношений

  • хозяйствующие субъекты отдельных стран (предприятия, организации, предприниматели)
  • внешнеэкономические организации отдельных государств
  • международные экономические организации
  • транснациональные и межнациональные компании

Международный маркетинг - комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Причины выхода компаний на международный рынок:

  • Стремление полностью использовать имеющиеся производственные мощности.
  • Ощущение (ожидание) низкого экономического роста в отечестве.
  • Возможность улучшить свое финансовое положение за счёт высокой эффективности экспорта.
  • Стремление к приобретению позитивного имиджа как компании-экспортера.
  • Обеспечение конкурентного преимущества в отечестве за счёт приобретения международного маркетингового опыта и международного бенчмаркинга.
  • Возможность получения иностранной твердой валюты.
  • Заимствование за рубежом ценного производственного опыта.

Международная маркетинговая среда

Международная маркетинговая среда включает: экономическую среду, культурную среду и политико-правовую среду.

Экономическая среда

Прежде всего, экономическая среда определяется хозяйственной структурой государства. По хозяйственной структуре страны делятся на четыре типа.

Страны с экономикой типа натурального хозяйства - большинство населения занимается сельскохозяйственным производством. Большую часть производства они потребляют сами.

Страны -экспортеры сырья - страны богаты одним или несколькими видами природных ресурсов, зато обделены в других отношениях. Большую часть средств они получают экспорта этих ресурсов.

Промышленно развивающиеся страны - в которых обрабатывающая промышленность дает уже от 10 до 20 процентов валового национального продукта страны. По мере развития обрабатывающей промышленности такая страна все более полагается на импорт текстильного сырья, стали и изделий тяжелого машиностроения и все меньше на импорт готовых текстильных изделий, бумажных товаров и автомобилей.

Промышленно развитые страны - являются основными экспортерами промышленных товаров. Они торгуют промышленными товарами между собой, а также вывозят эти товары в страны с другими типами хозяйственной структуры в обмен на сырье и полуфабрикаты.

Экономические индикаторы экономики страны:

  • уровень жизни населения;
  • валовый национальный продукт (общий и душевой размер ВНП) ;
  • уровень экономического роста страны;
  • численность населения в этих странах;
  • стабильность валюты;

Культурная среда

Культурная среда характеризуется такими факторами как: традиции, быт, культура, религия, и т. местного населения. Культурная среда и её значение в маркетинге рассматривалась в предыдущих лекциях. Рассмотри только основные особенности культурной среды.

У каждой страны свои обычаи, правила и запреты. Продавцу следует выяснить, как воспринимает зарубежный потребитель те или иные товары и как он пользуется ими. Сюрпризы, которые может преподнести потребительский рынок, весьма поучительны. Так, немцы и французы едят больше макарон, чем итальянцы. Француз использует вдвое больше косметики и туалетных принадлежностей, чем его жена. Итальянские дети любят в качестве легкой закуски съесть плитку шоколада, заложив её между двумя ломтиками хлеба.Незнание культурной среды снижает шансы на успех. Некоторые преуспевающие фирмы при выходе за рубеж терпели неудачу. Фирма “Макдональдс” открыла свое первое заведение в Европе в пригороде Амстердама. Объём продаж оказался ничтожен - фирма не учла, что в Европе большинство горожан живут в центре городов и менее подвижны в сравнении с американцами.

Страны отличаются друг от друга и принятыми в них нормами поведения в деловом мире. Перед переговорами в другой стране нужно выяснить эти особенности. Вот примеры делового поведения в разных странах.

Во Франции оптовые торговцы мало занимаются стимулированием сбыта. Они просто запрашивают розничных торговцев, что тем нужно, и поставляют необходимый товар. Если методы работы французских оптовых торговцев использует фирма, действующая в США, она, вероятно, прогорит.

При переговорах японцы никогда не говорят “нет”. Американец быстро переходит к сути дела, для японского бизнесмена это оскорбительно.

Латиноамериканцы привыкли вести деловые переговоры почти вплотную к собеседнику, буквально нос к носу. Европеец в подобной ситуации отступает, но латиноамериканский партнер продолжает надвигаться на него, и в результате оба раздражаются

У каждой страны и даже у отдельных регионов внутри страны свои культурные традиции, свои предпочтения и свои запреты, которые надо изучить.

Политико-правовая среда

К политико-правовой среде относится: политическая, таможенная, юридическая, регламентная, валютно-финансовая, риски, алогообложение и инвестиционные льготы.

Рассмотрим влияние каждой из составляющих политико-правовой среды на возможность осуществления международной торговли.

Политическая стабильность- это исключительно важный фактор. Правительства сменяют друг друга, и иногда перемена курса оказывается очень резкой. Но и без смены правительства режим может откликнуться на возникшие в стране настроения. Могут конфисковать собственность иностранной фирмы, заблокировать её валютные резервы, ввести импортные квоты или новые обложения.

Юридические препятствия - иногда этот документ называется комплексом иностранных инвестиций. Его статьи регламентируют участие иностранного капитала в национальной экономике страны.

Регламентационные препятствия - или так называемые нетарифные ограничения. Они бывают самыми различными - установление новых стандартов, которым конкуренты не могут соответствовать, создание стандартов, с которыми конкуренты не могут согласовать свою продукцию, так как это связанно с инвестициями которые не окупятся, усложнение системы получения разрешения на ввоз, специальные ограничения по маркировки и т. д. Только санитарные требования при ввозе продовольственных товаров изменяются в столь широких границах от рынка к рынку, что нередко нужна специальная служба и компьютер, чтобы эти требования охватить. Познание и обеспечение нетарифных ограничений по каждому интересному рынку есть условие, предопределяющее успех и размер прибыли.

Валютно-финансовые ограничения - блокирование собственной валюты или запрещает её перевод в любую другую.

Таможенные барьеры существуют в данной стране. Главные моменты, которые необходимо уточнить касаются таможенного кодекса интересующей страны, с тем, чтобы уверенно ориентироваться в законодательных основах, организации и функционировании таможенной службы, в таможенном тарифе, позволяющем вычислять издержки, связанные с доступом товара на рынок, и в возможной специальной регламентации. При анализе таможенных барьеров важно оценить их реальность и стабильность.

Таможенные пошлины (таможенные тарифы) основной инструмент защиты национального рынка, и именно на их снижение были направлены многочисленные переговоры о либерализации торговли, в том числе в рамках ГАТТ. Чтобы товар был пропущен через таможенную границу государства тот, кто его ввозит (вывозит), должен уплатить в бюджет государства специальный налог, зависящий от стоимости или количества ввозимого (вывозимого) товара.

Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в исключительных случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенном тарифах. Таможенные правила в каждом государстве имеют свою специфику, на которую надо обращать самое пристальное внимание.

Таможенный кодекс РФ предусматривает следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу и возобновление лицензий таможенными органами, таможенные сборы за таможенное оформление, и т. д.

Экспортный таможенный тариф введен в России с 1992 года. Налоги на добавленную стоимость и акцизы с товаров направляемых на экспорт не взымаются. Российский экспортный тариф характеризуется высокой степенью дифференциации. Значительный круг товаров вообще выведен из сферы его действия.

Импортный таможенный тариф, в отличие от экспортного, включает все позиции Товарной номенклатуры ВЭД. Тариф имеет трехколонную структуру. Базовые ставки, утверждаемые Правительством, приводятся во второй колонке. Эти ставки применяются при ввозе товаров, происходящих из стран, которым Россия представила режим наибольшего благоприятствования. Первая колонка содержит преференциальные ставки, составляющие 50 % от базовых, а третья- максимальные ставки увеличенные по сравнению с базовыми в 2 раза. Импорт некоторых товаров освобожден от таможенного обложения. Наиболее высокие пошлины установлены на ввоз спиртных напитков ( 100%) . Высокие ставки таможенного обложения применяются также к игристым винам ( 1, 32 ЭКЮ за 1 л), лососю ( 16, 2 ЭКЮ за 1 кг), бижутерии, яхтам, ( 60%), автомобилям (30-40 %) и некоторым другим товарам. .

Риски зарубежного инвестирования многочисленны и могут быть объединены в различные группы, чаще всего в такие:

1. Политические риски (включая некоторые социальные риски).

2. Финансовые риски ( определяют в основном платежеспособность страны с точки зрения предоставления ей и её юридическим лицам ссудного капитала).

3. Риски операций и в особенности риски для внешнеторговой деятельности (внешнеторговый риск) и производственной деятельности (производственный риск).

Все риски по возможности необходимо ана

Источники информации о рисках.

Одно из наиболее известных в этой области изданий - ежегодник по большинству стран мира в семи томах под названием “Politikal Risk Yearbook”, издаваемый американской фирмой “International Business Company USA Ink”, оценивает следующие риски: политический, финансовых трансфертов, экспорта, прямых инвестиций. Причем риски оцениваются по 12 бальной системе ( от А+ - лучшая оценка, до С - - худшая), а общая оценка не выводится. Американская фирма “International Reports Ink” и немецкая фирма “BERI” дают и отдельные риски, и сводный, оценивая их по 100 бальной шкале ( 100 баллов лучшая оценка)

Подход к оценкам инвестиционного климата.

Оценка рисков чрезвычайно важна для любого инвестора. так как он попадает в среду, во многом не знакомую для него. Поэтому следует отчётливо предоставлять достоинства и недостатки систем оценки инвестиционного климата:

- подбор факторов риска и их удельный вес в любой системе оценки рисков не могут быть полностью объективны, поэтому целесообразно сравнивать оценки риска, даваемые различными системами;

- при анализе факторов риска инвестору целесообразно уделить особое внимание тем, с которыми он будет сталкиваться чаще.

Все вышеуказанные системы оценки деловых рисков недостаточно конкретны и слабо специализированны по отраслям, в которых фирма намеревается осуществить инвестиции. Недостатки систем оценки рисков имеют место во многом по тому, что эти системы нацелены на то, чтобы помочь потенциальному инвестору лишь на начальной стадии инвестиционного проекта.

Методы снижения рисков.

Возможны различные методы снижения рисков. Один из них - добавление “премии за риск” к стоимости проекта. Так, если уровень общего инвестиционного риска по стране составит 90-100 баллов ( по 100 бальной системе), то инвестор обычно не закладывает в стоимость проекта существенной “премии за риск”. Если этот уровень составит 80-90 баллов, то целесообразно реальную ставку дисканта ( т. е. очищенную от инфляции) увеличить на 3 процентных пункта. Если же уровень ниже 60 баллов, то целесообразно добавлять не менее 11 процентных пунктов к ставке дисканта.

Снизить риск можно через создание или расширение резервного фонда фирмы в качестве страховки от возможных потерь от инвестиционной деятельности за рубежом. Можно страховать риск через частные страховые компании, а также государственные и полугосударственные организации и службы, страхующие от политического риска ( в России их пока нет). Под эгидой мирового банка действует Многостороннее агенство по гарантированию инвестиций ( МАГИ), участником которого с 1992 года является и Россия. Оно страхует инвестиции прежде всего в развивающихся странах.

Налогообложение и инвестиционные льготы.

При проработке вопроса об учреждении фирмы за рубежом следует обращать особое внимание на налоговое законодательство страны.

Величина налоговой суммы зависит прежде всего от размеров прибыли фирмы.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит меньшая доля прибыли, чем указано в таблице.

Во-первых, компании могут легально уменьшить размер подлежащий налогообложению суммы за счёт увеличения отчислений в необлагаемые налогом фонды ( амортизационный, пенсионный и др. ).

Во-вторых используются различные налоговые льготы ( в депрессивных районах, для экспортеров и т. п. ).

В-третьих, во многих странах компании с небольшим оборотом облагаются более низкими налогами ( например в Великобритании компании с прибылью менее 750 тыс. ф. ст. облагаются налогом в размере не 35, а от 25 до 35 %).

В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и её материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний группы.

В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компаний за счёт её прибылей.

В первом случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего года, в результате чего выплаченная ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это повышение компенсируется за счёт снижения будущих налогов. Во втором случае убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли. Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на 3 года и перенос убытков вперед на 8 лет.

В результате реальные ставки налогообложения намного ниже базовых. Например, в ФРГ реальный уровень налогообложения составлял в 1989 году 50 %.

Соглашения об избежании двойного налогообложения.

С рядом зарубежных стран Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

В соответствии с этими соглашениями фирмы с российским капиталом в этих странах (и наоборот, фирмы в России с капиталом этих стран) освобождаются от налогов на проценты, дивиденды, если они переводятся в Россию ( и соответственно, из России), а также получают некоторые другие налоговые льготы.

Инвестиционные льготы.

Инвестиционные льготы - один из важных моментов для предпринимателей при принятии ими решения о международной деятельности.

Льготы, которыми могут воспользоваться иностранные предприниматели, - это льготы в контексте общенациональной политики государственного стимулирования экономики. В основном к ним относятся льготы в налоговых гаванях и оффшорных центрах.

Льготы предоставляются для стимулирования регионального развития (особенно для отстающих районов, так называемых депрессивных зон).

Льготы предоставляются среднему и особенно мелкому бизнесу.

Основные формы льгот:

- прямые субсидии (обычно для капиталовложений в здания, машины, оборудование, а также на проведение исследовательских работ, в том числе по изучению рынков);

- займы на льготных условиях (обычно под низкий процент и под государственную гарантию);

- ускоренная амортизация, позволяющая переводить значительную часть прибыли в не облагаемый налогами амортизационный фонд;

- повышенные нормативы отчисления части прибыли в не облагаемые налогом инвестиционные и другие резервы;

- льготные ставки налогообложения;

- скидки на обесценение товарных запасов, позволяющие снижать выплаты в счет налогов на оборотный капитал;

- налоговые кредиты (т. е. вычеты из причитающегося налога), инвестиционные кредиты (позволяющие финансировать часть инвестиций за счёт снижения суммы налога) и др. ;

- отсрочки уплаты налогов и полное освобождение от налогов;

- льготные тарифы на услуги государственных предприятий;

- оплата расходов на обучение и переобучение местного персонала;

- содействие в покупке земельных участков;

- создание за государственный счет необходимой инфраструктуры для строящегося предприятия;

- упрощение формальностей, необходимых для создания предприятия;

- бесплатное предоставление различной информации и консультаций;

- создание свободных экономических зон, базирующихся на отмене таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров.

Предприниматели получают льготы не только от центральных органов, но во все большем количестве от местных (штатов, префектур и т. п. ).

Основную массу инвестиционных льгот получают компании обрабатывающей промышленности, действующие в наиболее передовых отраслях, или размещающие свои производства в отсталых районах. Что касается фирм в сфере торговли и транспорта, то для них на Западе особый интерес представляют свободные торговые зоны (основной вид свободных экономических зон на Западе).

Налоговые гавани и оффшорные центры.

В некоторых странах и на некоторых территориях существуют льготы, которыми пользуются преимущественно предприниматели из-за рубежа. В основном это льготы действующие в так называемых налоговых гаванях и оффшорных центрах, в которых проводится политика привлечения иностранных инвестиций путем предоставления им широких налоговых и других льгот.

В налоговых гаванях подобные льготы обычно предоставляются всем иностранным компаниям, в оффшорных центрах - тем иностранным компаниям, которые осуществляют операции с нерезидентами. Однако во многих случаях различия между “гаванями” и “центрами” провести уже невозможно, так как они стираются.

К подобным местам на Западе можно отнести Кипр, Лихтенштейн, Мальту, Монако и британские острова в Европе - Нормандские о-ва, о. Мэн, Гибралтар. Элементы налоговой гавани прослеживаются в Люксембурге, Швейцарии, Ирландии, Греции. Льготный режим для некоторых видов международных финансовых операций действует в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах, США.

Основные льготы в оффшорных центрах.

Примером оффшорного центра могут быть Нормандские острова, расположенные в Ла-Манше. Они издавна имеют особый политический статус: формально не входят в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, а управляются британским правительством. Н а этих островах для инвесторов действуют существенные льготы. Кроме низкого подоходного налога ( в размере 20%), других налогов для резидентов на островах нет. Иностранные компании, зарегистрированные, но не занимающиеся хозяйственной деятельностью на этих островах ( и поэтому не являющиеся резидентами) платят еще меньше : только ежегодный сбор в размере 500 ф. ст. плюс 100 ф. ст. ежегодного сбора на финансовую отчётность.

Помимо низких налогов гавани и центры предоставляют инвесторам и другие льготы. Например, это дешевизна и простота процедуры регистрации (производится за несколько дней и обходится в 0, 5 - 3 тыс. долл.), отсутствие валютных ограничений, таможенные льготы, простота финансовой отчётности, охрана тайны личности владельца компании.

Мировые цены

Важней категорией международного рынка является мировая цена. Определение цен на международном рынке - это часть маркетинговой политики, которая самым непосредственным образом влияет на динамику продаж и рентабельность, любой ложный шаг здесь немедленно сказывается на результатах.

В различных странах можно наблюдать самые различные варианта определения цены на внешнем рынке - от административной фиксации цен до полной своды. Чаще всего контролируются, цены, по которым товары широкого потребления продаются конечному потребителю, Цены продажи продукции промышленного назначения или продажи любых продуктов импортерам-дистрибьюторам, как правило, регулируется международными правилами рынка.

Таким образом, под мировыми ценами понимаются цены, по которым производятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром. На практике мировые цены - это экспортные цены основных поставщиков конкретных товаров и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; нефть - экспортные цены стран членов ОПЕК, пиломатериалы - экспортные цены Швеции; каучук- цены Сингапурской биржи; цветные металлы- цены Лондонской биржи цветных металлов; пушнину - цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют страны - основные поставщики, то в отношении готовых изделий решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий, цены которых могут быть использованы в качестве мировых. В международной торговле применяются два основных вида цен : расчётные и публикуемые.

Расчётные цены - как мы уже рассмотрели выше определяются фирмами экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различным и методами.

Публикуемые цены - это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов, цены фактических сделок, цены предложения крупных фирм.

Кроме того, выделяют базисные цены (относятся чаще всего к справочным ценам) устанавливаются в соответствии с так называемыми базисными условиями поставок определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия вырабатываются международной торговой практикой и определяются, как правило, торговыми обычаями. Попытку выработать общий подход к толкованию коммерческих терминов осуществила Международная торговая палата, составив “Международные правила толкования торговых терминов“ - “Инкотермс”, последняя редакция которых вышла в 1990 году. Ниже представлены основные базисные условия поставок .

1. “Франко-завод” ( “с завода“, а также “с предприятия“, “с рудника“, “со склада“) - EX WORKS (EXW) .

При этом базисном условии на продавце не лежит никаких обязанностей как по транспортировке товаров, так и по его погрузке на транспортное средство. Риск случайной утраты, повреждения или гибели товаров переходит на покупателя с момента, когда товар предоставлен в его распоряжения на складе продавца в срок, предусмотренный контрактом, т. е. отделен от остальной продукции продавца и обозначен как товар, являющийся предметом данного контракта.

2. “Франко-перевозчик“ (свободно у перевозчика ... название пункта) - FREE CARRIER (FCA).

По этому условию продавец обязан сдать товар в распоряжение указанного покупателем перевозчика в поименованном пункте . В этот момент на покупателя переходит риск случайной гибели или порчи товара . Экспортная лицензия и все таможенные расходы оплачиваются продавцом.

3. “ФАС” (свободно вдоль борта судна ... название порта отгрузки) - FREE ALONGSIDE SHIP (FAS).

По данному условию продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный контрактом порт погрузки и расположить его вдоль борта судна. Покупатель должен выполнить экспортные формальности, обеспечить подачу зафрахтованного судна, погрузить товар на борт судна и нести все последующие расходы. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту погрузки в срок, указанный в договоре .

4. “ФОБ” ( свободно на борту ... название порта отгрузки) - FREE ON BOARD (FOB).

Данное условие отличается от предыдущего тем, что продавец обязан погрузить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, и оплатить выполнение экспортных формальностей. Все дальнейшие расходы и риски переходят на покупателя в момент пересечения товаром линии релинга ( поручня ) судна.

5. “КАФ” ( стоимость и фрахт ... название порта назначения) - COST AND FREIGHT (CFR).

По этому условию продавец обязан зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный контрактом срок, оплатить выполнение экспортных формальностей. Риск случайной гибели товара переходит на покупателя в момент пересечения товаром поручней судна в порту отгрузки.

6. ”СИФ” ( стоимость, страхование, фрахт ... название порта назначения) - COST, INSURANCE AND FREIGHT (CIF) .

В соответствии с этим условием продавец обязан застраховать товар от транспортных рисков. Все остальное, включая момент перехода рисков с продавца на покупателя, аналогично условию “КАФ” .

7. “Фрахт/перевозка оплачены до ...” ( название пункта назначения ) - CARRIAGE PAID TO ... (CPT).

В соответствии с этим условием продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товаров до согласованного пункта в месте назначения и оплатить перевозчику провозную плату. Покупатель несет все расходы с момента прибытия товара в этот пункт. Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика в срок, предусмотренный договором.

8. “Фрахт/перевозка оплачены до ...” ( название пункта назначения ) - CARRIAGE AND INSURANGE PAID TO ... (CIP).

Данное условие отличается от предыдущего тем, что продавец обязан застраховать товар и оплатить страховую премию страховой компании . Страхование должно покрывать стоимость товара по контрактной цене плюс 10 %.

9. “Поставка до границы ( название пункта на границе )”- DELIVERED AT FRONTIER (DAF) .

В соответствии с этим условием продавец несет все расходы и риски до момента передачи товара в распоряжение покупателя в обусловленном пункте на границе. Это может быть граница страны продавца, страны покупателя или какой-либо третьей страны. Продавец обязан уплатить таможенную пошлину, налоги и сборы в стране отправления товара. Покупатель обязан принять в свое распоряжение товар, доставленный продавцом в обусловленный пункт, и нести в последующем все расходы и риски.

10. “Поставка с судна“ (название порта назначения - DELIVERED EX SHIP (DES).

Это условие означает, что продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения, указанном в контракте. Продавец несет все расходы, связанные с доставкой товара до обусловленного порта. Дальнейшие расходы, включая выгрузку и выполнение импортных формальностей, несет покупатель. Риск гибели или повреждения гибели товара переходит на покупателя на борту судна в порту назначения в момент его передачи в распоряжение покупателя.

11. “С пристани (с оплатой пошлины)” (название порта назначения) - DELIVERED EX QUAY (DDU).

В соответствии с этим условием продавец несет все расходы по доставке товара в срок, обусловленный в контракте, на пристань ( набережную) в согласованном порту назначения, включая оплату фрахта, расходы по выгрузке товара и расположению его на пристани . Покупатель несет все расходы и риски с момента, когда товар действительно предоставлен в его распоряжение на набережной в согласованном порту назначения.

12. “Поставка без оплаты пошлины“ (название места назначения) - DELIVERED DUTY UNPAID (DDU).

Продавец несет все расходы и риски по доставке товара до указанного места назначения в стране ввоза за исключением оплаты налогов, пошлин и других расходов, связанных с выполнением таможенных формальностей.

13. “Поставка с оплатой пошлины“ (название места назначения в стране импортера) - DELIVERED DUTY PAID (DDP)/

Данное условие предполагает максимальные обязанности продавца, в которые входит заключение договоров перевозки, оплаты и экспортных и импортных лицензий и пошлин, а также, как правило, оплата выгрузки товаров. Покупатель принимает товар в обозначенном в контракте пункте назначения и несет все последующие расходы и риски.

Отметим, что первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

Условия торговли

Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель “условия торговли” - соотношение экспортных цен рассматриваемой страны к её импортным ценам. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли.

На практике показатель условий торговли рассчитывается для отдельных стран или групп стран на основе индексов цен для экспорта и импорта (обычно используется индекс Ласпейреса

Изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т.д.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объёмов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности её производства, то при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объёмы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.

Оптимальный тариф

Ранее рассматривались случаи не учитывающие особенность, когда на мировом рынке возникает ситуация монопсонии, то есть монопольной власти покупателя (страны-импортера). Это может происходить, когда большая страна с емким рынком является очень крупным импортером, и страны-экспортеры оказываются в зависимости от конъюнктуры на её внутреннем рынке. В этом случае большая страна становится монопольным покупателем, и введение таможенного тарифа на импорт может принести ей чистый выигрыш. Эффект от введения тарифа для страны в целом может оказаться как положительным, так и отрицательным. Выигрыш страны от таможенного тарифа будет тем больше, чем меньше размеры сокращения импорта и больше доля тарифа, уплату которой можно переложить на зарубежного поставщика, то есть чем ниже эластичность предложения импортного товара.

Существует оптимальная ставка таможенного тарифа, когда выигрыш страны максимизируется. Величина оптимального тарифа как доля тарифа, уплачиваемая иностранным поставщиком, равна величине, обратной эластичности предложения импортного товара.

Необходимо подчеркнуть, что оптимальный тариф невыгоден для мирового хозяйства в целом, поскольку выигрыш страны, занимающей монопольное положение как покупатель, оказывается меньше проигрыша стран-экспортеров.

Экспортный тариф

Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

Следует отметить, что экспортный тариф, так же, как и импортный, может быть оптимальным (то есть максимизирующим благосостояние), если страна-экспортер обладает монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведен по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

Таможенный союз

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию т<

Наши рекомендации