В.Б. Ковалевская, А.В. Мастыкова
Компьютерная обработка раннесредневековых бус Юго-Восточной Европы
Бусы являются наиболее массовым материалом в средневековых могильниках ЮВ Европы второй пол. 1 тыс. н.э. Изучение их позволяет с большой точностью определить дату памятника, появление и уровень развития производства, направление, характер и интенсивность торговых связей. Следовательно, бусы можно и должно рассматривать под различными углами зрения, т.е. на разнообразный, многочисленный и многокрасочный материал раннесредневековых бус можно наложить систему различных классификаций. Необходимо подчеркнуть, что о технике производства различных стеклоделательных мастерских Ближнего Востока и Европы, как правило, мы судим по импортам, происходящим с наших территорий.
Обширные исследования по анализу качественного состава стекла и, соответственно, применяемых рецептов обобщены в последних работах Ю.Л.Щаповой и это позволяет за анализируемыми материалами увидеть те ремесленные мастерские, из которых они происходят. Полученные Ю.Л.Щаповой семейства гипербол состава древних стекол в мировом стеклоделательном производстве (Щапова Ю.Л., 1983, 1988) сегодня являются подтверждением существования в археологии устойчивых негауссовских распределений (типа закона Ципфа-Парето, Лотки, Брэдфорда, Мандельброта).
Другой системой координат, накладываемой на бусенный материал, является технологический подход. В серии работ З.А.Львовой (начиная с конца 50-х гг. и по настоящее время) создан принцип классификации, который предусматривает анализ различных приемов горячей и холодной обработки бус и способы их декорирования.
Третьей системой координат для анализа бусенного материала является его морфологическая классификация - основной работающий инструмент для использования бус в качестве хронологического индикатора.
У истоков современных классификаций стоят классические работы Эйзена, Бека, Дикшита, Г.Леммлейна, а более поздняя литература у нас и за рубежом настолько обширна, что рассматривать ее в тезисах нереально. В нашем случае мы опираемся на классификацию, предложенную одним из авторов доклада (59–61гг., 63г., 73г.).
В докладе показано, как работает предложенная классификация. Используется реляционная база данных, в целом состоящая более чем из 1,5 тыс. комплексов, содержащих более 20 тыс. бус (несколько десятков файлов), рассмотренных по единой программе по сочетанию 250 условных типов каменных и стеклянных бус. Проведен кластерный анализ на материалах эталонных могильников для упорядочения комплексов и факторный анализ для определения тех факторов, которые формировали выделенные кластеры. В результате была получена хронологическая система распределения всех рассматриваемых типов по хронологическим срезам в среднем равная 30 + 5 лет для V–IX веков.
Работа данного коллектива (В.Б.Ковалевская, Д.С.Коробов, А.В.Мастыкова) производится при поддержке Научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований.
И.В. Волков
Топонимы итальянских портоланов XIII–XV вв. и реальный контекст
Изучение итальянских портоланов, захватывающих Причерноморье и Приазовье шло в основном в прошлом веке и в начале текущего. Зарубежные и отечественные авторы, главными из которых были Я.Потоцкий и Ф.Брун, шли по пути сопоставления данных античных (в меньшей степени средневековых) писателей, самих портоланов и современных карт. Данные археологии привлекались ими в значительно меньшей степени, т.к. изучение древностей Приазовья тогда еще только начиналось. Незначительный сдвиг в этом направлении сделали исследователи, работавшие в начале века (Е.Фелицын, М.Миллер и др.) Опубликованные в то время копии портоланов давно уже стали библиографическими редкостями и большинство исследователей археологических памятников Приазовья не имеет возможности ими пользоваться. В связи с этим интересно идентифицировать с конкретными местами те названия, которые упоминаются на портоланах, главным образом, на побережье Таганрогского залива.
Для идентификации существенны те топонимы и детали очертаний берегов, которые могут быть привязаны к местности бесспорно. К таковым относится Тана, которая безусловно вписывается в пределы Азовской крепости. На некоторых портоланах отчетливо выделен Ейский лиман. На всех картах присутствует Должанская коса. Еще Ф.Брун убедительно сопоставил Паластру итальянцев с совеременной Белосарайской косой.
Река Росса. Связывать название именно с рекой позволяет присутствие на нескольких картах перед топонимом сокращения fuime (Бенинказа, 1480; Фредуче, 1497) и f. (Ит. XV).
Я.Потоцкий и Ф.Брун считали, что это Кальмиус. Аргументация Ф.Бруна имела ярко выраженный дедуктивный характер: Росса - река, по которой русские должны были попадать из Азовского моря в Днепр; наиболее короткий волок лежит на маршруте Кальмиус-Волчья-Самара-Днепр, следовательсно, Росса - это Кальмиус. Однако этому противоречит то, что на всех портоланах Росса находится совсем незначительно западнее Ейского лимана и значительно восточнее Должанской косы, такое соотношение более характерно для Миуса (или мелких рек - Мокрого и Грузского Еланчиков, которые вообще едва ли попали бы на карты). Самым веским доводом в пользу мнения Я. Потоцкого является то, что на карте Московии Сигизмунда Герберштейна к востоку от реки Россы обозначен небольшой залив очень напоминающий Миусский лиман с Беглицкой косой. Но именно на этой карте Росса имеет в среднем течении излучину, обращенную на запад, что скорее, характерно для Миуса. Как видим, данных для идентификации недостаточно, но мне представляется более предпочтительным сопоставление Росса - Миус.
Кабарди. Порт, располагавшийся у Беглицкой косы. Очевидно, это одно из самых удобных мест для разгрузки судов на лодках. Порт упомянут в трактате Франческо Пеголотти. Может быть сопоставлен с поселением на территории Семеновской крепости (западная окраина 16-го участка с.Беглицкая Коса). Не исключен (хотя и очень сомнителен) вариант расположения этого пункта в районе с.Ново-Золотовки, восточнее косы. Во всяком случае совершенно очевидно, что главным ориентиром для составления карт была именно Беглицкая коса.
Порто Пизано. При идентификации необходимо выбрать один вариант из двух возможных: Самбекское или Куричанское поселения (расположены соответственно на западном и восточном берегах р.Самбек). В силу того, что на большинстве портоланов слово расположено у восточной части обозначенной бухты, предпочтительнее связывать название с Куричанским поселением. Об этом же должно свидетельствовать и присутствие на поселении слоя ХIII века.
Маграмиссо. На одной из карт дано полное наименование: Ins. de Magramisi. Следовательно, название должно относиться к одному из островов дельты Дона (ЯПотоцкий и Ф.Брун связывали его с о. Алопекия античных авторов). Целесообразно относить название к тому острову, на котором есть значительное средневекове поселение. Таковым можно считать поселение Казачий Ерик. Однако менее значительное, но более позднее поселение находилось рядом с х.Донским. Именно мимо этого острова шел самый короткий водный путь к Тане. Большое количество монетных находок XIV в. происходит из х.Рогожкино (где также пролегал водный путь по Большой Кутерьме). При этом вполне возможно, что мореплавателям XIII–XV вв. система островов дельты Дона вообще была известна не очень хорошо и название Маграмиссо относилось или к дельте в целом, или могло переходить с одного острова на другой.
Юго-восточное побережье Азовского моря исследовано значительно хуже. Мне известны здесь поселения, которые достоверно относятся ко времени составления портоланов.
Копа. Это название присутствует на портоланах. Иногда этим словом обозначена р.Кубань (Гипанис византийских авторов). Однако известно, что существовал и населенный пункт Копа, где находился генуэзский консул с администрацией. Наиболее вероятна связь Копы с болшим поселением в ст, Голубицкой, где хорошо представлен слой XIV b.
В заключение отмечу, что портоланы, как и более поздние карты, не совсем точно отражают реальную ситуацию: названия населенных пунктов продолжают фигурировать даже после их исчезновения (в этих случаях они обозначают названия местности). При
отсутствии постоянного оседлого население такое название могло со временем перемещаться.
А.Ю. Чирг