О переосмыслении некоторых образов античного искусства сармато-аланами (сер. I - сер. III вв. н.э.)
В докладе анализируется сводка античных ремесленных изделий с изображениями греко-римских божеств, найденных в могилах европейских кочевников. (Исследуется период от крупного перемещения основных степных племен ок. сер. I в. н.э. до миграции готов).
Среди сараматологов преобладает мнение, что такие предметы оказывались в руках номадов случайно (в ходе торговли или во время набегов); из чего следует, что специальное рассмотрение данного материала вряд ли имеет смысл. Однако анализ изображений античных божеств из степной Сараматии дает неожиданную и весьма любопытную картину.
Предметы с изображениями обнаружены в погребениях лиц определенного пола, возраста и социального положения – у взрослых женщин-аристократок (у знатных мужчин найдены лищь вещи с "туземными" персонажами: пояс из Порогов, пиксида из Косики; пол умерших из Садового и Соколовского №3 не установлен).
В женских могилах известны целые серии предметов с античными антропоморфными изображениями от 2 до 8 экз. (Соколова Могила, Хохлач, Чугуно-Крепинка). При этом греко-римские изображения подчас выломаны из соответствующих изделий и вставлены в золотые аксессуары кочевнического костюма (диадема из Хохлача, гривна из Чугуно-Крепинки); в Чугуно-Крепинке бронзовые личины актера и негра во вторичном использовании помещены вместе в кожаный мешочек.
Изображения античных божеств представлены на немногочисленных типах изделий, обычно - предметах костюма и сосудах: металлические статуэтки, диадемы, браслеты, перстни, фибулы-броши и медальоны, а также металлические тазы, чаши и ойнохойи.
На изображениях степной Сарматии из всего многообразия греко-римских божеств неоднократно представлены только три персонажа: Эрот, Силен и Афина/Минерва, которые, видимо, ассоциировались с определенными местными божествами (Эрот: золотая статуэтка из Хохлача, золотой браслет из Ногайчина, золотая диадема из Мигулинской,
бронзовый медальон из кург. 9 Валового 1, бронзовый перстень из Соколовой Могилы; Силен: гемма из Чугуно-Крепинки, сосуды из Соколовой Могилы, Соколовского №3 и Садового; Афина/Минерва: золотая фибула-брошь из кург.32 в Усть-Лабинской, бронзовая гиря из хут.Холодный, бронзовая статуэтка из Зернограда). При этом лишь Эрот представлен на массивных золотых предметах.
Показательно сравнение нашего материала с изображениями греческих божеств, использовавшихся европейскими скифами V–IV вв. до н.э. (Раевский, 1985). При не меньшем обилии как драгоценных, так и недорогих предметов античного импорта у сарматов-аланов сер.I – сер.III вв., круг используемых сюжетов невелик, а сами изделия встречаются много реже Естественный общий со скифами образ – Афина. Отсутствуют обычные для скифов Горгона, Геракл, нереиды, сирены, менады, Пан, Ахилл, зато довольно обильно представлены Эрот и Силен.
В чем причина подобных отличий? Во-первых, это, видимо, заметная разница в структуре пантеона. Во-вторых, у отдельных группировок кочевников раннеаланского времени, вероятно, не сложились стабильные дружественные контакты с причерноморскими греками и Римом, в результате чего античные мастера гораздо реже выполняли заказы кочевников. В-третьих, в связи с несколько большим архаизмом и культурной обособленностью номадов I–III вв., их божества, видимо, в целом реже изображались, и при этом чаще - собственными мастерами.
С какими же божествами сармато-аланов ассоциировались три названных античных персонажа? Выяснить это нелегко, так как в текстах развитого античного и раннесредневекового индоиранского общества не представлены ни могучая богиня-воительница с функциями плодородия, ни лесной демон со звериными ушаи, подобный греческому Силену, а крылатый юный бог-лучник не играет в пантеоне большой роли (индийский Кама). Что же касается более архаичных религиозных воззрений кочевых индоиранцев, то их тексты до нас почти не дошли. В связи с этим перспективно обращение к сохранившим древние языческие верования группам индоиранцев: осетинам и кафирам (нуристанцы).
Изображения мужского божества со звериными ушами и, иногда, рогами, подобного греческому Силену, встречаются у ираноязычных народов скифского и хунно-сарматского времени на огромной территории от Ордоса и Западной Монголии до Украины и Ирана (этот предполагаемый "хозяин зверей" представлен в облике всадника верхом на олене или на горном козле; конного охотника на копытных; танцующим вместе с богиней; держащим за лапы пару хищников; в виде личин и др.). У осетин, потомков сармато-аланов, одним из важнейших божеств до сих пор оставался покровитель диких животных Афсати, имевший некоторые зооморфные черты и представлявшийся зачастую всадником на олене.
При идентификации двух других персонажей может в какой-то степени помочь кафирское язычество. У кафиров до недавних пор почиталась богиня Дизани, по функциям близкая архаической Афине. К сожалению, у потомков сармато-аланов облики основных женских божеств подверглись в средневековье серьезной деформации.
Образ греческого Эрота в I–VII вв. получил известную популярность у ираноязычных кушан и затем - согдийцев (предметы костюма из Тилля-Тепе, рельефы айвана в Пенджикенте, роспись зала № 3 в Афрасиабе и др.). Очевидно приспособление образа этого бога-лучника к местным верованиям (изображены подчас группами, в воде, входят в свиту речного божества, часто бескрылы и т.д.). Весьма важны в связи с этим образы 7 кафирских братьев Панеу, которые, видимо, первоначально играли в пантеоне несколько большую роль.
А.А. Туаллагов