К вопросу об этногенезе ранних алан
Ранние аланы оформились в результате синтеза близкородственных ираноязычных племен (или их частей) района Окса–Яксарта–Приаралья. Возможно, решающую роль в генезисе нового этнообразования сыграли политические события в этом регионе в конце П в. до н.э. В новом союзе племен сако-массагетского круга быстро усиливались Кангюй и Усунь (асии). После того, как в 36 г. до н.э. мятежный Бихуаньчжи с 80 000 подданных из-за междоусобиц покинул Усунь и удалился в Кангюй
(синтез !?), последний, разумеется, усилился. Вскоре, в начале н.э., Кангюй завоевывает Яньцай (аорсов), в результате чего владение "Яньцай переименовалось в Аланья" (Н.Я.Бичурин).
Имя "аланы" в восточных источниках появляется в самом начале н.э. (между 25 и 50 гг.). Примерно в это же время данный этноним появляется в античной традиции. Казалось бы, это дает надежное свидетельство времени окончательного оформления этноса. Однако, Д.А.Мачинсий, поддержанный К.Ф.Смирновым и А.С.Скрипкиным, обратили внимание на интересный рассказ Страбона о войне роксолан под предводительством Тасия с полководцем Митридата Эвпатора Диофантом (конец II в. до н.э.). Географ привел также довольно подробную этносоциальную характеристику роксолан. Подтверждение этому сообщению Страбона исследователи видят в Херсонесском декрете в честь Диофанта, где роксаланы названы "ревксиналами".
По мнению Д.А.Мачинского, миграция юечжей и события в закаспийских степях середины П в. до н.э. обусловили появление на исторической арене роксалан - авангарда "аланского этнического массива, восточное, а точнее массагетское происхождение которого несомненно". К.Ф.Смирнов время появления роксалан в юго-восточной Европе отнес ко II в. до н.э. Он признал также "тесную связь роксалан с аланами и тем самым с массагетским массивом восточных племен". А.С.Скрипкин считает, что сведения Страбона, "в основном, относятся к II-I вв. до н.э." и полководцу Митридата Диофанту действительно пришлось "воевать с роксаланами, возглавляемыми Тасием".
Разумеется, имеются определенные сомнения в "безоговорочной добросовестности" и "безупречности" цитированного сюжета Страбона. Указывая на это, Л.С.Ильюков и М.В.Власкин вместе с тем отмечают, что в любом случае "уже в начале н.э. в поле зрения античных писателей появилось новое этническое имя – роксаланы."
Как представляется, прежде чем имя "алан" в начале н.э. попало на страницы произведений античных авторов, носители этнонима должны были какое-то время находится в поле их зрения. В противном случае трудно объяснить поразительную осведомленность римской традиции о жизни и быте алан. Страбон (умер в 23 или 24 гг.) приводит пространную этнографическую характеристику роксалан, едва ли не в деталях совпадающую с характеристикой алан, данной Аммианом Марцеллином. Аланы в начале н.э. настолько хорошо известны в Риме, что упоминаются не только в историко-географических, но и в литературных произведениях (Сенека, Лукан).
Таким образом, уже в середине I в. широким слоям населения аланы были известны. Это косвенно подтверждает гипотезу Д.А.Мачинского, К.Ф.Смирнова и А.С.Скрипкина о возможном появлении роксалан в юго-восточной Европе еще в конце II в. до н.э.
А.А. Цуциев
Яньцай и ранние аланы
1. Упоминание в ряде китайских источников владение Яньцай – одно из государств Западного края, чья географическая локализация и этническая принадлежность – предмет многочисленных споров. По сообщению "Ши цзы" и "Хань шу", Яньцай – кочевое владение, расположенное в 2000 ли СЗ Кангюя, на побережье болотистого Северного моря. Под Северным морем чаще всего понимается Каспий или Арал и локализация Яньцай варьирует от Предкавказья до Сырдарьи. Наиболее аргументированной на сеголняшний день является версия, помещающая Яньцай в р-не г.Кзыл-Орда и низовьев Сырдарьи (Боровкова,1989).
2. Вопрос об этнической идентификации Яньцай должен решаться в соответствии с локализацией этого владения. Низовья Сырдарьи археологически представлены культурой "болотных городищ", которая связывается с массагетами (Бернштам,1951; Толстов,1962). Описание Страбоном области массагетов содержит интересные совпадения с описанием Яньцай в китайских хрониках. В обоих случаях речь идет о регионе, богатом лесами и насыщенном болотами; страна массагетов, как и Яньцай, граничит с морем; название моря у Страбона то же, что и у Сыма Цяня - Северное, причем в обоих случаях имеется в виду Арал.
По сообщению "Хоу Хань шу" где-то в сер. I в.н.э. Яньцай меняет свое имя на Аланьна, отождествляемое с аланами. Несколько позднее в европейской письменной традиции появляются сведения об аланах, как о бывших массагетах.
Древним китайским авторам были достаточно хорошо известны кочевые племена, населяющие Среднюю Азию - тохары (юэчжи, позднее тухоло), саки (сэ), асии-асианы (усунь) и т.д. Массагетов же мы ни в одном китайском источнике не встречаем, хотя они несомненно должны быть известны, но, верояно, фигурируют под каким-то другим именем. И.Маркварт высказывал предположение, что Ам-тсат (древнее чтение Яньцай) в действительности есть китайская передача имени массагетов.
З. Если принять равенство Яньцай=массагеты, наиболее ранний этап этногенеза алан можно предположительно представить следующим. Юго-восточнее Яньцай было расположено крупное кочевое владение Кангюй, населенное вероятно, несколькими родственными ираноязычными племенами. С севера и запада сюда проникали сарматы и массагеты, с востока - усуни, а позднее - хунну, с юга - да-юэжчи. Здесь формируется, а затем и возвышается первоначально небольшое племя - аланы, которое становится своеобразным нобилитетом, аристократической верхушкой других, родственных племен. В результате политических событий (образование Кушанской державы, давление усуней и хунну и т.д.), а возможно и климатических изменений, кингюйские аланы приходят в движение. Где-то во 2 четв. I в. до н.э. часть их проникает в Предкавказье и СВ Причерноморье,где оставляет богатейшие курганы на Нижнем Дону и Нижней Кубани, содержащие внушительное количество центральноазиатских элементов. Судя по исключительной роскоши курганов, аланы и здесь сохранили свой "элитный" статус, а различия в погребальном обряде между донскими и кубанскими группами показывают, что этнически они не были абсолютно идентичны.
В то же время другая группа кангюйских алан подчиняет себе Яньцай, что и отразилось в "Хоу Хань шу" как факт переименования Яньцай в Аланьна и попадания его в зависимость от Кангюя. Вероятно и здесь могущественная аланская знать стала во главе массагетского объединения. Спустя сто лет в результате событий, происходивших в глубинах Азии, часть алан-массагетов также продвигается на запад, придав восточное
своеобразие "позднесарматской" культуре. С.А.Яценко (1993) отмечена закономерность наименования "бывшие массагеты" по отношению к аланам – "поздним сарматам".
4. К V в.н.э. относятся два противоречивых сообщения: "Вэй шу" информирует о новом названии владения Яньцай - Сутэ, а "Ши сань чжоу ши" дифференцирует два этих владения, отмечая что "Яньцай и Сутэ имеют каждый своего владетеля". Учитывая, что большинство специалистов локализует Сутэ в долине Зеравшана и идентифицирует его с Согдом, можно предположить, что автор "Вэй шу" ставил знак равенства не между двумя географическими, а между двумя этническими понятиями, свидетельствуя, таким образом, о переселении группы кочевников из Яньцай и Кангюя в Согд. Археологические материалы подтверждают реальность миграций населения Нижней и Средней Сырдарьи как на запад, так и на юг и юго-восток, в районы Западной Ферганы и Бухары во П–IV вв. (Левина,1993; Заднепровский 1994). Более того, китайские хроники позволяют нам высказать мнение, что часть переселенцев была аланами. "Суй шу" и "Бэй ши" сообщают, что одно из согдийских владений, My, управлялось потомком канпойского дома по имени Аланьми. В "Тан шу" говорится, что владение Ань (Бухара) – земля кангюйского малого правителя, а столица владения до сер. VII в. называлась Аланьми.
5. Наиболее сложной для разрешения остается проблема выделения аланских древностей в археологических материалах ЮВ Приаралья Согда и Средней Азии в целом.
С.А. Яценко