Об одном античном образе в скифских памятниках
В европейской части России и Украины известно около 20 изображений зайцев, происходящих из скифских памятников. Этот образ встречается на навершиях штандартов, конских налобниках, накладках и нашивках на одежду и головные уборы, пекторалях, зеркалах, происходящих из курганов Чертомлык, Куль-Оба, Большая Близница, Ульского аула, Семибратних, Темир-Гора, Старшая могила, Острая могила, Осняги, Басовка, Скоробор, Гуляй-Город, Аксютинцев, Нартанский, Новосельские сады.
Раннние изображения зайцев VII–нач.V вв. до н.э. немногочисленны (5 экз.) и стилистически связаны со скифскими традициями. Наибольшее распространение образа зайца приходится на середину V–IV вв. до н.э. (13 экз.), когда изображения имеют ярко выраженное античное влияние. Для раннего периода характерно изображение голов животного. В античных изображениях выделяются: сцены охоты на зайца (псовой и конной), терзания (орлом и хищным животным), в ряде случаев зайцы помещены на голове животных и птиц. Животные изображены скачущими или сидящими. Сцены охоты и терзания сопутствуют друг другу и, вероятно, являются семантически идентичными. Изображение охоты на зайца из кургана Куль-Оба иллюстрирует, по мнению Д.С.Раевского (1985), рассказ Геродота о погоне скифов за зайцем перед битвой с персами, а также эпизод охоты Хамыца на зайца из осетинского нартовского эпоса. При этом им отмечается связь образа зайца с женским началом, водной стихией и хтоническим миром. Существует определенная связь образа зайца с божеством охоты "упустить зайца значит упустить удачу" (военную или охотничью).
Божество охоты, покровитель диких зверей у многих народов мира первоначально имело женский облик. "Хозяйки зверей" известны еще с эпохи бронзы (Афродита, Астарта, Иштар, Кибела, Дали и др.). Однако с переходом к земледелию, от материнского рода к отцовскому, многие из них утрачивают свои первоначальные функции и становятся божествами плодородия. Зайцы в качестве животных, посвященных этим богиням и сопутствующие им на изображениях, вместе с женскими божествами уходят из сферы охотничьих культов. Образ этого животного продолжал сопутствовать богиням и в их новом качестве. Например Афродита, как богиня плодородия, изображалась с зайцем и зеркалом (рельеф Вилла Альбани). С.С.Бессонова (1983) связывала такие изображения с аграрными мистериями. В погребениях скифянок (Стайки Верх, Осняги, Чертомлык, Гуляй-Город, Новосельские Сады) наряду с изображениями зайцев на различных предметах также обнаружены зеркала. Сочетание солнечного оплодотворяющего начала (зеркало) и водного-порождающего (заяц) является отражением земледельческих культов.
В женском погребении могильника Новосельские Сады изображению пары зайцев на зеркале сопутствует алтарь с кусочком красного реальгара, олицетворяющий кровь и жертвоприношение. S-образно вывернутые зайцы на этом зеркале аналогичны телам животных в сценах терзания в памятниках савроматского, саккского и сибирского зооморфного искусства. В азиатской части скифского мира, по мнению Д.С.Кубарева (1991) S-образность тел отражает границу соединения женского и мужского начала. Это соединение происходит через терзание = оплодотворение в земледельческих культах. Заяц в них является жертвенным животным, посвященным богине плодородия и соответствует женскому порождающему началу. Поэтому изображения зайца чаще встречаются в женских погребениях; в мужских заяц присутствует в сценах охоты.
Довольно редкое изображение зайцев на собственно скифских предметах, вероятно, связано с его табуированием в скифской среде воинов и охотников. Сохранилось негативное отношение к зайцу среди охотников Северного Кавказа (кабардинцев, осетин, вайнахов). В этих пережитках отразилось негативное отношение патриархального института к архаичным женским культам, связанным с охотой, которые были заменены мужскими. В античной среде заяц воспринимался лишь как эротический символ Афродиты и ее порождающего начала, как покровитель женщин. Поэтому, благодаря античным мастерам, образ зайца получил распространение в скифской среде.
Ф.Х. Гутнов