Между первичными цивилизациями и степным
Евразийским миром
Отношения "взаимного интереса", распространение инноваций, обмена между ранними цивилизациями и степным евразийским миром возникли с эпохи энеолита. Они были обусловлены рядом исторических причин, среди которых приоритетными были следующие: разные типы присваивающего и производящего хозяйства в конкретных природных макро– и микрозонах, охота, преимущественное земледелие, преимущественное скотоводство. Появление новых транспортных средств - повозки; начало металлургии и распространение металла. Определенным следствие этого явилась подвижность групп населения. Возможно, она была связана с двумя причинами: кризисом присваивающей экономики и поисками новых природных ниш, отвечающих хозяйственным потребностям. Здесь можно отметить пять наиболее крупных явлений: освоение новых территорий культурой кукутени, импульс влияния переднего Востока и Иранского нагорья на Кавказ, Среднюю Азию и на Север вплоть до Южного Приуралья, освоение степей и установление новых направлений связей степных широтных (ямники и афанасьево).
Это было время более или менее устойчивых путей и связей. Они фиксируются по распространению металла, сюжетов наскального искусства, отдельным предметам. Их условно можно назвать направлениями. Это направления: 1). Балканы – Северное Причерноморье; 2). Передний Восток – Кавказ – Поволжье; 3). Иранское нагорье – Средняя Азия – Урал; 4). Индостан – Синьцзянь – Тянь-Шань – Алтай; 5). Степное – по поясу степей; 6). Северный Урал – Поволжье – Сейма. Сбор источников, исследование контактов - это область специального исследования. Вряд ли есть основания говорить о каких-то конкретных путях в то время. Они только устанавливались, носили эпизодический характер, и фиксируются или по передвижению групп населения: индоарии, путь через Тянь-Шань в Сицзянь в долину Лоб-Нор, андроноидного комплекса вдоль степей и карасукского в конце эпохи бронзы, связи восток-запад вдоль степей, или по распространению фиксированых предметов металла, в местах, где он не производился, раковин каури, скарабеев, инкрустированных бус и авестийской символики.
В конце палеометаллической эпохи устанавливаются связи степной Азии и иньского Китая. Здесь можно отметить шелк из Сапалли-Тепе, каменные ножи китайского типа на территории Бактрии. Вряд ли их надо рассматривать как результат одностороннего влияния.
Видимо прав А.-П. Франкфор, указывая на связь окуневской культуры с югом вплоть до верховьев Инда. Сюда можно добавить общие сюжеты и стилистические штампы (так называемый битреугольный стиль, колесницы), которые одинаково присутствуют в наскальном искусстве Саймалы-Таш и наскальном искусстве Индии.
Палеометаллическая эпоха вывела на определенную лидирующую историческую роль скотоводов, номадов, они начинают играть определенную роль в передаче товаров и новшеств, технологий того времени. Это мы видим в формах ножей, серпов, кельтов и других предметах.
Второй этап контактов связан с античной цивилизацией, эллинистическим миром Востока и скифо-сибирским миром IV–Ш веков до н.э. и первых веков нашей эры. Для этого времени характерны три основных типа исторических связей.
Первый – это три зоны постоянных контактов: греческий мир и скифы; ахеменидская Персия и Средняя Азия; Китай и хунну и Северная и Центральная Азия.
Второй тип – устойчивые торговые типы. Основной среди них – Великий Шелковый путь с ответвлениями на север на Алтай и Сибирь, в Поволжье и отдельный путь на Север, в Забайкалье. Особенность его в устойчивости и определенной направленности связей. Они носят принципиально иной характер по сравнению с палеометаллической эпохой. Основная тенденция в том, что эти пути выполняли роль определенных экономических и организационных стержней, объединявших другие народы, соединявших разные хозяйственные и культурные традиции Евразии в меридиональном и широтном направлениях.
Третий блок – это фиксированное распространение вещей, связанное, очевидно, с этими путями. Это прежде всего шелк. В Европе шелк с о. Кос, из могильника Хохмишель, Хохдорфе (Баден-Вюртемберг, VI в. до н.э.), из могильников в Афинах и Пантикапея IV–Ш вв. до н.э. и из Пазырыкских могил Горного Алтая, узор которых сходен с узорами на тканях из Персеполя V–IV вв. до н.э. и из Ай Ханума IV–III вв. до н.э. Вполне справедливо считать, что мог быть и другой путь – вдоль степей Северной Азии из Забайкалья, по которому мог попадать шелк к правителям Горного Алтая, на Енисей. Далее он мог продолжаться к Южному Уралу к Поволжью. А на юге современного Казахстана и Тянь-Шаня, в сакском мире, эти пути могли соединяться.
В.Р. Эрлих