ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ – СОЗИДАТЕЛИ ПОЧВЫ
Коммерческое выращивание дождевых червей берет свое начало в самоотверженных миссионерских работах пионеров-ученых и исследователей, у которых всепоглощающим интересом была особая ценность дождевых червей для улучшения плодородия почвы. Такими учеными были Чарльз Дарвин, сэр Альберт Говард, Джордж Шефилд Оливер, а в последние годы – доктор Томас Барретт, Дж. И. Родейл и специалист по охране почвы Генри Хопп из Департамента сельского хозяйства США.
Мы не предлагаем вам в этой книге включиться в научную дискуссию о важности дождевых червей в создании плодородной почвы или о методах их использования. Для полноценной дискуссии в этой области мы предлагаем вам следующие дополнительные материалы: книга «Одомашнивание дождевого червя» Т. Барретта или книга «Пусть дождевой червь будет Вашим мусорщиком», в которой содержатся исследования Генри Хоппа из Департамента сельского хозяйства.
Большинство ученых, зоологов, людей, занимающихся почвой, и сельскохозяйственных экспертов согласно с тем, что очень важно увеличивать численность популяций дождевых червей в почве для максимального ускорения роста и развития растений и увеличения урожая, а также для сохранения и улучшения почвы.
Дождевые черви, по мере того, что они роют норки в почве, питаются, поглощая большое количество почвы, переваривают ее, извлекают ценные питательные вещества и выделяют из себя экскременты (копролиты), которые значительно богаче азотом, фосфором, кальцием и магнием, чем почва самых плодородных верхних слоев.
Все элементы в копролите становятся водорастворимыми и доступными для растений. (Скорее всего они становятся водонерастворимыми, но биодоступными для растений – прим. ред.). Также важно, что дождевые черви постоянно неутомимо обрабатывают землю вокруг корней. Норки дождевых червей образуют туннели, по которым растущие корни могут достигать глубоких слоев почвы и поглощать минеральные вещества и влагу, а также благодаря этим туннелям почва быстро впитывает и задерживает дождевую воду, не позволяя ей стекать и смывать ценный верхний слой.
ФОТОГРАФИИ ДЕПАРТАМЕНТА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА США
СЛЕВА: Тяжелая, плотная, практически водонепроницаемая почва. Выжжена под солнцем; трудно обрабатывается; препятствует росту корней и растений. Отсутствие дождевых червей.
СПРАВА: В присутствии дождевых червей; почва гранулированная, легкая, рыхлая; впитывает воду; легко обрабатывается; способствует нормальному росту растений.
В статье «Чудесные вермифермеры» (г. Колумбус, штат Огайо, США) описываются результаты применения садоводами компоста в сочетании с дождевыми червями. В ней сообщается «о стручках зеленых бобов длиной в 30 см, растениях томатов высотой до 3 м, растениях фасоли длиной более 4 м и урожаях клубники в три раза большем, чем на контрольном участке».
Доктор Томас Дж. Барретт - известный чемпион по выращиванию дождевых червей, ученый, экспериментатор и писатель, писал о «моркови, которая весила 2,7 кг, пастернаке, весившем 1,8 кг, репе весом 3,5 кг. Урожай ирландского картофеля, равен 12 000 бушелей (43 560 л) с акра, урожай лука более 800 бушелей (около 30 000 л) с акра (Это соответствует урожаю картофеля около 109 000 л, а лука - 75 000 л с одного гектара)». Все это было выращено в рамках его проекта «Earthmaster Farms» (Земледельческие фермы) с использованием его собственной популяции дождевых червей.
Доктор Томас Дж. Барретт - многоуважаемый автор и исследователь дождевых червей. На этой фотографии он демонстрирует некоторые гигантские овощи, выращенные в Калифорнии на его червеферме. Пастернак весом 1,8 кг и морковь весом 2,7 кг, что было типично для невероятных достижений его экспериментов по применению дождевых червей в садоводстве; его результаты способствовали тому, что в его доме стали появляться именитые посетители со всех уголков мира.
Популярный афоризм: «Скажите мне, что вы едите, и я скажу вам, кто вы есть» можно применить также к цветам, кустам, деревьям, фруктам и овощам. Потому что на рост и развитие растений, вкусовые и питательные качества растений и съедобных частей влияют поглощенные их корневой системой элементы и вещества из почвы, на которой они произрастают.
Пищевые продукты, выращенные на плодородной почве с большим содержанием органического вещества, которое подверглось компостированию в присутствии дождевых червей (вермикомпостирование) и обогатило почву их экскрементами, являются более вкусными и полезными для здоровья.
Дарвин в своей книге «Образование растительного слоя почвы с помощью дождевых червей» писал: «Во многих районах Англии через их тела ежегодно проходит более 10 тонн сухой земли и остается на поверхности на каждом акре земли; таким образом, весь верхний субстрат - верхний слой почвы за несколько лет проходит через их тела».
Сэр Альберт Говард подсчитал, что ежегодный выброс экскрементов дождевыми червями в хорошо проветриваемой почве составляет более 25 тонн на каждом акре (около 63 тонн/га). Он пишет: «Дождевые черви подготавливают питательные материалы, необходимые для корневой системы растений. Это достигается с помощью выделения экскрементов, количество которых может в хороших условиях в садовой земле превысить 25 тонн на акр за один год».
«Копролиты образуются в пищеварительной системе дождевого червя из отмерших растительных остатков и частичек почвы. При прохождении пищи у этих созданий происходит ее нейтрализация в результате химической реакции с углекислым кальцием, постоянно выделяющемся из трех пар кальциевых желёз, расположенных рядом с преджелудком, в котором она тщательно измельчается, перемешивается до ее переваривания. В копролитах содержится все, что требуется растениям (азот, фосфор и калий) в изобилии и в доступных для растений формах».
«Недавние исследования в США доказывают то, что свежие копролиты дождевых червей содержат в пять раз больше азота, в семь раз больше фосфора и в одиннадцать раз больше калия, чем в верхнем слое почвы до глубины в 15 см. Компостный (навозный) червь, таким образом, представляет собой садово-огородную микробиофабрику по переработке навоза».
Доктор Т. Барретт пишет: «В химической и механической лаборатории кишечника дождевого червя соединены в единое целое все стадии и процессы по созданию плодородной почвы. Дождевой червь заглатывает огромное количество минеральных веществ из земли, содержащей в себе отмершие остатки растительного и животного происхождения, а также остатки отмерших бактерий и микроскопических обитателей почвы. В сильной мускульной «дробилке» его преджелудка, где используются в качестве «жерновов» песчинки, пища тщательно перемалывается и перемешивается, по мере того, как избыток пищеварительного сока выделяется для того, чтобы повлиять на процессы расщепления и нейтрализации. Такая полужидкая масса медленно движется по кишечнику дождевого червя, смешиваясь при встрече с физиологически активными веществами и гормонами. В конечном счете, эта масса выделяется затем на поверхность земли в виде экскрементов; экскременты дождевого червя и гумус создают плодородный рассыпчатый верхний слой почвы, снабжающий всеми питательными элементами растения в растворенном и доступном виде».
В книге Джорджа Шеффилда Оливера «Наш друг дождевой червь» звучит нотка предостережения: «Фермеры, начинающие выращивать дождевых червей, должны понимать, что пройдет какое-то время, прежде чем будет заметно положительное влияние на растения, кустарники и овощи от постоянной и эффективной деятельности дождевых червей в прикорневой зоне».
«Рост и развитие растений, овощей и фруктов заметно улучшаются через 30-60 дней после того, как дождевые черви были заселены в почву в прикорневую зону; но для некоторых видов сельскохозяйственных культур только в конце сезона можно увидеть эти преимущества».
Далее в этой главе говорится о том, что это относится в большой степени к тем дождевым червям, которые являются ЕСТЕСТВЕННЫМИ(аборигенными – прим. ред.) дляданной почвы, в которой они обитают; это садовые и пашенные дождевые черви, популяции которых можно существенно численно увеличить, внесением дополнительного корма для них, добавляя гумус, запахивая навоз, пожнивные остатки и другие органические материалы. Все это же можно применить по отношению к одомашненному красному червю, но с определенными оговорками.