Б. Допустимость отмены (ан-насх)
В отношении ан-насх возникает четыре вопроса:
а) допустим ли ан-насх с точки зрения разума?
б) допустим ли ан-насх согласно традиции?
в) если допустим, то имело ли это место?
г) имеет ли место ан-насх в Священном Коране?
Ответ на первый вопрос является положительным, и допустимость ан-насх с точки зрения разума признана всеми мусульманами. Второй вопрос также имеет положительный ответ, и это подтверждается следующими аятами:
1. “Если Мы отменяем послание или делаем так, чтобы забылось оно, мы присылаем взамен лучшее или такое же”[135]
2. “Аллах стирает то, что Он пожелает, и упрочивает (то, что Он пожелает)”[136]
3. “А когда заменяем Мы одно послание на другое – и Аллаху лучше ведомо, что ниспосылает Он, - они говорят: "Ты просто измышляющий". О нет, не знает большинство из них”[137]
На третий вопрос также ответ положительный. Подобно тому, как во времена прежних пророков происходили отмены законов, так и шариат Пророка нашего, (мир ему и благословение Аллаха), отменил прежние шариаты[138]. ан-Насх имел место и в производных нормах, установленных Пророком, (мир ему и благословение Аллаха). Доказательством тому является изменение кыблы[139].
Есть два мнения относительно наличия ан-насх в Священном Коране.
1. Положительное мнение. Большинством исламских ученых признано наличие ан-насх в Священном Коране. В добавление к тому, что Коран сам по себе является ан-насх по отношению к прежним книгам, ими признано вполне естественным наличие свойства ан-насх в развитии и совершенствовании зарождающейся исламской системы.
2. Отрицательное мнение. Некоторые ученые, среди них известен Абу Муслим Мухаммад бин Бахр аль-Исфагани (ум.322 г.х.), утверждали, что ан-насх допустим с рациональной точки зрения. Он имел место в прежних законах, Коран сам отменил прежние религии, однако в структуре самого Корана ан-насх не присутствует. Это мнение не имело большого числа сторонников.
В. Смыслы ан-насх
1. Защита интересов и благ людей: Основной целью шариатских норм является осуществление интересов людей. Если какая-либо норма через определенное время теряет силу и вместо нее устанавливается другая норма, значит, в этом был интерес людей, поскольку интересы людей могут время от времени подвергаться изменениям.
2. Постепенное приобщение людей к религии: Главное в религиозном воспитании - вызывать в людях любовь, а не антипатию к религии. Общество, живущее хорошими или плохими обычаями и привычками, психологически невозможно в короткий срок избавить от этих предрасположенностей. Священный Коран, в течение более двадцати двух лет передаваемый Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), постепенно и в мягкой форме приобщал людей и народы к религии Ислама. Например, метод постепенного внедрения можно наблюдать в процессе установления культовой практики (’ибâдат), запрещения опьяняющих напитков.
3. Испытание людей: Люди пришли в этот мир для испытаний. Успешно выдержавшие испытание будут награждены, не прошедших испытания ждет наказание. Всевышний Аллах ниспослал свои установления соответствующими силам каждого человека. Производные (фар’и) нормы человеческого общества до Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), и нормы его уммы отличны друг от друга. Каждое общество несет ответственность за исполнение переданных ему норм. Испытание будет проводиться согласно им. Установления являются прерогативой Аллаха, на долю же человека приходится следование этим установлениям.
Г. Условия ан-насх
1. Нâсих (отменяющий), подобно мансух (отменяемому), должен иметь производные-законные доводы.
2. Нâсих должен по силе соответствовать доводу мансух или быть еще более сильным. Другими словами, в качестве законного (шариатского) довода должен выступать текст Корана и Сунны. Иджмâ’ и Кыйâс по силе уступают Корану и Сунне, поэтому не могут быть нâсих (отменяющим).
3. Отменяющий (нâсих) довод должен предшествовать отменяемой (мансух) норме. Тахсис, истиснâ’, шарт, сифат, гâйа, бадаль аль-ба’д, будучи смежными с нормой шариата и соответствующими по времени появления, не могут считаться нâсих.
4. Если отмена (ан-насх) не является ясной (сарих), совместимость двух текстов должна быть невозможной. В местах возможной совместимости противоречивых текстов нельзя идти по пути отмены (ан-насх), предпочтителен путь согласования и разъяснения.
Д. Разновидности ан-насх
ан-Насх можно разделить на два вида: сарих, димни и кулли, джуз’и
а) Ясная и скрытая отмена (ан-Насх ас-сарих ва ад-димни)(النسخ الصريح و الضمني)[140]
1. ан-Насх ас-сарих: ан-насх Законодателя является ясным. Например, отмена запрета на посещение могил и хранение жертвенного мяса была провозглашена самим Пророком, (мир ему и благословение Аллаха).
2. ан-Насх ад-димни: Законодатель, в норме, установленной впоследствии, открыто не упоминает об отмене предшествующей. Однако эта норма, устанавливаемая в качестве противодействующей предыдущей норме, не может быть совместима с ней и должна быть отменена. В этой ситуации более поздний довод принимается в качестве отменяющего (нâсих). Например, в аяте: “Предписано вам, когда смерть приближается к одному из вас, если оставляет он после себя добро для родителей и близких родственников, чтобы оставил он завещание по доброму обычаю, и это обязанность для исполняющих долг свой”[141] - предписано оставлять завещание. И в аяте: “Аллах призывает вас относительно детей ваших: мужчина имеет долю, равную доле двух женщин...”[142] - указаны доли наследников. Второй аят, находящийся в противоречии с предыдущим, согласно большинству âлимов, является отменяющим (нâсих). Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), после ниспослания аята о наследовании, объясняя эту ситуацию, установил: “Аллах предоставил каждому правопреемнику его право, впредь для наследника нет завещания”[143].
б) Полная и частичная отмена (ан-Насх аль-кулли ва аль-джуз’и)
(النسخ الكليِّ و الجزئي)[144]
1. ан-Насх аль-кулли: Снятие полностью отдельных положений установленной ранее Законодателем нормы. Например, аятом: “А те из вас, кто умирают и оставляют позади жен своих, должны сделать завещание в пользу жен о содержании на протяжении года без изгнания (их)”[145] установлена норма ожидания сроком в один год для женщины, у которой умер муж. Эта норма отменена аятом: “А (что же до) тех из вас, кто умирают и оставляют после себя жен, эти женщины должны блюсти себя в ожидании в течение четырех месяцев и десяти дней”[146], и для подобных ситуаций установлена норма для ’иддата четыре месяца и десять дней.
2. ан-Насх аль-джуз’и: Снятие некоторых отдельных положений нормы, установленной ранее Законодателем для всех обязанных исполнять предписания, ниспосланным позже доводом. Например, в аяте: “Те же, кто обвиняют свободную женщину, но не представляют четырех свидетелей, покарайте их восемьюдесятью ударами...”[147] сообщается о мере наказания за клевету. Аят же: “А те, кто обвиняют жен своих, но не имеют свидетелей кроме самих себя, пусть свидетельствует такой четыре раза, призывая в свидетели Аллаха, что говорит он правду”[148] устанавливает норму клятвенного заверения для супругов. Второй аят отменяет меру наказания за клевету только в отношении мужа.
II. Предпочтение (ат-Тарджих) (الترجيح)
А. Значение ат-тарджих
В арабском языке слово ат-тарджих имеет такие значения, как «заставлять склониться», «приводить к превосходству», а терминологически "выявление и принятие какого-либо преимущества, свойства, имеющегося в одном (рâджих) из доводов, находящихся в противоречии, и способствующего его верховенству над другим (марджух) и отказу от него".
Б. Условия ат-тарджих
а) Равенство в достоверности: Коран с точки зрения достоверности непререкаем, что же до единичного сообщения, то оно является предположительным (занни). Вследствие этого, между Кораном и единичным сообщением не может быть противоречия (та’âруд). Однако в отношении доводов противоречие может возникнуть.
б) Равенство в силе: Противоречие не может возникнуть между достоверным (мутавâтир) преданием (сунна) и единичным преданием. Так как достоверное предание по силе предпочтительнее единичного.
в) Единство времени, места и направления: Противоречивые доводы с точки зрения нормы могут находиться во взаимном противоречии. А противоречие доводов с точки зрения нормы возможны в том же месте, в то же время, в том же направлении. Вследствие этого, в нормах текстов, посланных для разного места, времени, направления, не может быть противоречия. Например, не существует противоречия между текстами, запрещающими приближаться к женщине во время регулы, и текстами, дающими свободу действий в другое время, так как отсутствует единство во времени. Нет противоречия между текстами, запрещающими брать в жены мать, и текстами, дающими свободу действий в женитьбе с теми, с кем брак возможен, так как отсутствует единство места. Нет противоречия между текстами, обязывающими совершать молитву лицом к Каабе и текстами, запрещающими обращаться лицом к другим сторонам при совершении молитвы, так как отсутствует единство направления.
III. Объединение и согласование (аль-Джам’ ва ат-тауфик) (الجمع و التوفيق)
А. Значение аль-Джам’:
В арабском языке слово аль-джам’, означающий объединение разрозненных вещей в одном месте, терминологически используется в смысле устранения противоречия между двумя противоречивыми доводами, предоставляя им возможность получить значение путем интерпретации (та'вил), ограничения (такйид), побуждения (хамл). Если при устранении противоречия между двумя доводами посредством аль-джам’ действие происходит с обоими доводами, ханафиты называют это "’амал би шибхайн (действие с двумя подобиями)"[149].
Б. Условия аль-Джам’:
1. Противоречие (та’âруд) возникает между двумя равносильными доводами. Значит, аль-джам’ ва ат-тауфик становится темой для разговора в случае противодействия двух одинаковых по силе доводов. Поскольку противоречие не может возникнуть между различными по силе доводами, то идти путем объединения и согласования становится невозможным из-за отсутствия между ними общих точек соприкосновения.
2. При устранении противоречия между двумя противоречивыми доводами методом аль-джам’ ва ат-тауфик будет неверным выносить решение, противное духу Ислама. То есть, интерпретация (та'вил), выполняемая при устранении противоречия, должна соответствовать духу Ислама. Например, в аяте: “О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток”[150] (فاغسلوا وجوهَكم... و امسحوا برؤوسِكم و ارجلـَكم...) возникает противоречие при разночтении. Слово " ارجلـَِكم" (ваши ноги) могло читаться в винительном (насб) и родительном (джер) падежах. Сунниты, устраняя противоречие, приняли за основу винительный падеж, установив при этом обязательность (фард) омовения ног. Чтение же в родительном падеже (джер) получило следующую интерпретацию (та'вил): после совершения омовения человек, носящий сафьяновые носки (маст), для возобновления ритуальной чистоты (тахâрат) может провести мокрой рукой (масх) по кожаным носкам. К тому же подобное возобновление ритуальной чистоты закреплено хадисами. Что касается шиитов, то предпочтение родительного падежа (джер) в этом слове привело их к решению о дозволенности совершения масх. Подобная интерпретация шиитов привела к противоречию с текстами, указывающими на обязательность (фард) омовения ног для приобретения ритуальной чистоты. Сунниты считают подобную интерпретацию недопустимой, так как она не соответствует духу Ислама[151].