В. Место Сунны в законотворчестве

В исламском праве Сунна является вторым источником и в законотворчестве идет вслед за Кораном. С точки зрения разъяснения норм Сунна является вспомогательным средством и дополнением к Корану. Одно­временно Сунна может предложить некоторые положения, отсутствующие в Коране. Место Сунны в законо­творчестве можно кратко обозначить тремя определениями:

1. Сунна – разъясняет неясные и сжато изложенные места, выделяет общезначимые положения. По мнению большинства факихов, дает определение отменяющему (нâсих) и отменяемому (мансух).

2. Сунна – разъясняет и дополняет положения сюжетов достоверного коранического происхождения.

3. Сунна – разъясняет часть положений, отсутствующих в Коране.

В качестве примера для первого определения можно привести молитву (салят) и налог в пользу нуж­дающихся (закят). Хадис “Нельзя совершать никах одновременно на тетках жены по отцовской и мате­ринской линии, на дочерях сестер и братьев жены”[54] выделяет аят “И законны для вас (все женщины), кроме этих...”[55].

Как пример для второго определения, можно напомнить клятвенное заверение о невинности (ли’âн)[56]. В Коране этот термин объяснен подробно.

Сунна также требует, чтобы после клятвенного заверения супруги оформили развод окончательно.

В качестве примера того, что Сунна непосредственно выдвигает положение, которое делает ее источ­ником права в тех случаях, когда Коран об этом умалчивает, можно привести следующее: молочное родство, запрет или нежелательность шелковых одеяний для мужчин, молитва витр, необходимость искупления за нарушение поста в месяц рамадан.

III. ТРЕТИЙ ДОВОД: АЛЬ-ИДЖМÂ’ (الاجماع)

А. Определение[57]

В языке слово иджмâ’имеет такие значения, как решимость (’азм), намерение (касд) и согласие, еди­нодушие (иттифâк). Терминологически это слово определено следующим образом: «аль-Иджмâ’ - это еди­нодушное мнение всех муджтахидов - мусульман в одно из столетий после кончины Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу».

الاجماع : "هو اتفاق جميع المجتهدين من المسلمين في عصر من العصور بعد وفاة النبي (صلعم) على حكم شرعي في امر من الامور العملية"

Б. Предмет аль-иджмâ’ и сфера его применения[58]

Действие иджмâ’ распространяется на часть шариатских норм, то есть на дела, имеющие отношение к религии, имеет место в вопросах, связанных с культовой практикой (’ибâдат) и правом. Что касается вопро­сов, связанных с убеждением (и’тикâд), то здесь иджмâ’ не является очевидным; в таких вопросах имеет силу традиция (накл). Точно также применение иджмâ’ не оправдано при рассмотрении вопросов рацио­нального характера и не связанных с религией.

В. Условия образования иджмâ’

Иджмâ’ образуется муджтахидами, находящимися в стадии иджтихâда (самостоятельного решения юридическо-богословских вопросов), не являющимися грешниками и еретиками (ахл аль-бид’ат). Согласие представителей простого народа по какому-либо вопросу не может считаться иджмâ’.

Все факихи согласны в том, что иджмâ’ не присуще исключительно ахл аль-бейт (люди дома) и спод­вижникам. Единодушное мнение всех факихов одного века является достоверным иджмâ’. Причем не обя­зательно истечение целого века от согласия муджтахидов, и даже то, что часть из тех, кто составлял своим согласием иджмâ’, затем отозвали свое мнение, не может отрицательно повлиять на состоявшееся иджмâ’.

Г. Основа иджмâ’

Согласие муджтахидов относительно какого-нибудь инцидента опирается не только на их мнение, но и на определенный законный (шар’и) довод. Этим доводом может служить хадис (хабар аль-вâхид) или кыйâс (аналогия). Эти доводы в свою очередь подкрепляются иджмâ’.

Д. Иджмâ’ как аргумент (худжжат)

Иджмâ’, как аргумент, подтверждается в аятах, хадисах и рационалистических (’акли) доводах:

Аяты

1. «А кто действует враждебно Посланнику после того, как было явлено ему руководство, кто следует пути иному, чем путь верующих, того Мы обратим к тому, к чему он (сам) обращается, и вве­дем его в ад: а это злое пристанище»[59]. Под "путем верующих" подразумевается то, что они избрали на сло­вах и в своих деяниях.

2. «Вы – лучший из народов, вознесенный для людей; вы призываете к добру и запрещаете зло...»[60]. Этот аят указывает на доброе упоминание о народе (умме). А это добро вызывает потребность в справедливости того, ради чего они объединились и пришли к согласию.

3. «И так Мы сделали вас возвышенным народом, дабы вы могли быть приносящими свиде­тельства для людей...»[61]. Аят указывает на то, что характерной чертой этой уммы является справедливость и свидетельство. Таким образом, этот аят предписывает поступать в соответствии с единодушным согласием этой уммы по какому-либо вопросу.

Хадисы

1. (لا تجتمع امتي على الضلالة) «Моя умма не объединяется на заблуждении»[62].

2. ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن) ) «То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим подле Аллаха»[63]

Рационалистические доводы

То, что иджмâ’ является аргументом (худжжат), подтверждается рационалистическими доводами. За­думаемся: Посланник Аллаха Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), - последний пророк. Религия, которую он проповедовал, останется до Судного Дня. Теперь представим себе некое событие, на которое нет определенной ссылки ни в Книге, ни в Сунне. Следовательно, если фикх не в состоянии объяснить этот слу­чай, не останется ли он без решения до Судного Дня? Подобная ситуация не возникнет с признанием иджмâ’ в качестве аргумента.

4. Отмена иджмâ’

Согласно некоторым факихам, собравшиеся в одном веке муджтахиды имеют право отменить при по­мощи нового иджмâ’ свои прежние иджмâ’.

Согласно же большинству ученых законоведов, если после века, в котором было достигнуто иджмâ’, повторно будет иметь место другое иджмâ’ по аналогичному вопросу, это другое не будет иметь признания. Потому что второе иджмâ’ в этом случае отменит первоначальное, тогда как после ухода Пророка Мухам­мада, (мир ему и благословение Аллаха), отмены (насх) прежних решений нет.

Степени иджмâ’

Степени иджмâ’, с учетом их влияния, расположены в следующем порядке:

1) Словесное (каули) иджмâ’ сподвижников.

2) Молчаливое (сукути) иджмâ’ сподвижников.

3) Иджмâ’, достигнутое без разногласий в период после сподвижников.

4) Иджмâ’, достигнутое путем урегулирования первоначального разногласия в период после спод­вижников.

IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ДОВОД: КЫЙАС (القياس)

Наши рекомендации