Глава первая основные доводы
I. ПЕРВЫЙ ДОВОД: КНИГА (КОРАН)[24]
А. Определение термина Книга (Китаб)
Слово китаб в смысле мактуб (написанная книга) в ‘ильм аль-Фикх используется в значении “предмет обсуждения, в полном объеме содержащий в себе различные главы и разделы”. Тогда как в ‘ильм Усуль аль-Фикх под словом Китаб (Книга) подразумевается Коран[25]. В этом учении дается следующее определение Книги:
«Книга – это величественный словопорядок (назм), составить подобный которому человек не в состоянии, она была ниспослана нашему Пророку, (мир ему и благословение Аллаха), записана на листах (аль-масахиф), достоверно передана и богослужение проводится с чтением её»[26].
ألكتاب: "هو النظم المعجز المنزل على رسولنا (صلعم) المكتوب في المصاحف المنقول عنه نقلا متواترا المتعبد بتلاوته"
Б. Особенности Книги (Корана)
В описании Священного Корана присутствуют такие выражения как назм, инзâл, расул, тавâтур, мусхаф, му’джиз, понимание смысла которых полнее раскрывает его особенности.
а) Назм
В языке это слово означает «нанизывание жемчуга». А нечто, расположенное в определенном порядке, сравнивают с нанизанным жемчугом (ад-дурр аль-манзум). Под назмом подразумевается арабское произношение (словопорядок) Корана. По своему смыслу и лексике Коран действительно является чудом, но не только из-за его смыслового содержания. Поэтому комментарий и перевод Корана не могут заменить сам Коран, а богослужение не может совершаться на основе комментария к нему и перевода.
б) Инзâл – Расул
Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, (мир ему и благословение Аллаха), через архангела Джибрила в течение 22 лет 2 месяцев и 22 дней. Священные (божественные) хадисы Пророка не имеют своим источником Коран. А также Таурат, Забур и Инджил, ниспосланные прежним пророкам, остаются вне этого определения.
в) Тавâтур (достоверные) и шâзз (неправильные) версии
Достоверные версии (тавâтур): т.е. “известия, последовательно передаваемые общиной, не уличенной в вымысле”.
Неправильные версии (шâзз): по терминологии законоведов, неправильными (шâзз) считаются версии (выражения), не переданные последовательно (тавâтур). Часть неправильных версий (шâзз) являются широко известными (машхур), а другая часть (âхâд) дошла до нас от отдельных лиц.
г) Мусхаф[27]
Все суры и аяты Корана от "Аль-Фатихи" до суры "Ан-Нâс" записаны и заучены от Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Во время правления халифа Абу Бакра аяты Корана были собраны воедино в виде свитка (мусхаф). Этот мусхаф во время халифа Османа был размножен и разослан по одному экземпляру в большие города. Эти экземпляры известны под названием “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”. Между мусхафами, написанными сподвижниками Ибн Мас’удом и ’Убайй бин Ка’бом для личного пользования и ставшими официальными экземплярами “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”, имеются некоторые различия в последовательности сур, их названии и отдельных словах.
Имеются так же некоторые различия в чтении Священного Корана, которые явились причиной появления вариантов чтения “кираат ас-саб’а” и “кираат аль-’ашара”. Различия в чтении возникают иногда от написания слов (مالك يوم الدين = ملك يوم الدين), а иногда от произношения (مجريها), но различное прочтение или написание не влияют на смысл фраз.
д) Неподражаемость (недосягаемость)[28] Корана
Коран является самым великим чудом Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Известно, что чудо, являясь областью чувственной и духовной, объясняется двояким образом. Разделение луны (шакку′л-камар), излечение больных, хождение посоха считаются чувственными, основанными на ощущениях, чудесами. Тогда, как Коран является духовным чудом, продолжающимся до Воскресения. Человек не в состоянии произвести подобное ему. Некоторые стороны неподражаемости Корана можно расположить в такой последовательности:
1) Красноречие Корана
Изложение Корана отражает высокий уровень красноречия, примера которому на арабском языке не было. Наряду с плавностью речи и превосходным слогом, словопорядок (назм) Корана также в высшей степени устойчив и силен. Назм Корана - это не поэтическое произведение со своим размером и рифмой, не рифмованная проза, не вольный стих и не проза. Назм Корана имеет свойственную лишь ему форму.
2) Известие о событиях прошедших эпох в Коране
В Коране упоминаются события относительно племен ’ад, самуд, пророков Лута (Лот), Нуха (Ной), Ибрахима (Авраам). Также даются повествования о Мусе (Моисей), Мариам (Мария), Исе (Иисус) и о Фараоне. Интерпретации, данные в Коране, соответствуют неискаженным толкованиям этих событий в других божественных книгах. Поистине, является чудом то, как неграмотный пророк получил эти сведения через откровение.
3) Известие о событиях будущего в Коране
В Коране также имеются известия о грядущих событиях. Например, Коран возвещает о последующем поражении Персии, одержавшей ранее победу над Византией, что и подтверждено было со временем[29]. Аллах завещал правоверным победу в великой битве при Бадре до начала ее, и победа осуществилась[30]. Аллах обещал в Коране то, что мусульмане войдут в Заповедную Мечеть (Масджид аль-Харам) и обещание сбылось[31]. Все это причисляется к чудесам Корана.
4) Известие о научных истинах в Коране
В Коране уделено место оригинальным вопросам, имеющим отношение к медицине, астрономии, техники и др. наукам. Нет сомнения в том, что научные истины, на которые было указание в Коране четырнадцать веков назад, которые ранее не были известны и появились лишь в современной науке, являются чудесами Корана. Например, Господь в своем аяте: “И ниспосылаем Мы ветры оплодотворяющие” четырнадцать веков назад указал людям на истину того, что ветры перенося пыльцу растения, оплодотворяют его. Истина же размножения растений опылением является одним из научных открытий нового времени.