Глава 1. педагогические технологии: путь развития
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическое пособие
г. Екатеринбург, 2013
Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
Рецензенты: Дягилева Н.А., к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии детства УРГПУ.
Научный руководитель инновационных проектов:
О.В.Толстикова, доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО “ИРО”
Издание осуществляется в рамках реализации инновационных проектов ИРО «Модель организации образовательного процесса ДОУ на основе индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников», «Развитие комплекса образовательных услуг в условиях автономного дошкольного образовательного учреждения» (в рамках государственного задания), по результатам исследования “Качество дошкольного образования в Свердловской области”, участия в рамках проекта, инициированного ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (г. Москва), по апробации модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования.
Методическое пособие предназначено для переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, руководителей дошкольных образовательных организаций, руководителей и специалистов муниципальных программ и проектов, методических служб, педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций.
Материалы пособия с одинаковым успехом могут быть использованы как для проведения курсов повышения квалификации, переподготовки кадров так и для самостоятельной работы. Материалы носят практико ориентированный характер, нацелены на деятельностное освоение теоретических основ педагогической практикии в системе дошкольного образования Свердловской области.
В методическом пособии раскрыта сущность современных педагогических технологий и предложено описание тех технологий и алгоритмов их реализации, которые вызывают наибольший интерес у педагогов дошкольных образовательных организаций при организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами.
© ГАОУ ДПО СО “ИРО”, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Педагогические технологии: путь развития 7
Глава 2. Педагогические технологии на основе деятельностного подхода 22
Глава 3. Игровые педагогические технологии 76
Глава 4. Педагогические технологии обучения и развития 112
Глава 5. Организация разнообразных форм работы с детьми (алгоритмы) 151
Заключение 192
ВВЕДЕНИЕ
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
Комплексное исследование «Качество дошкольного образования в Свердловской области», проводимое в сентябре-декабре 2012 года специалистами Института развития образования целью которого было выявление уровня личностной, интеллектуальной, социально-психологической, эмоционально-волевой готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе и обусловливающих ее факторов. В ходе психолого-педагогического исследования стартовой готовности к школьному обучению выявлено, что большинство начинающих первоклассников имеют достаточный уровень сформированности инструментальной и личностной компонентов готовности к систематическому школьному обучению. При этом уровень инструментальной готовности (интеллектуальных умений) значительно выше личностной. Были выявлены проблемы в сформированности учебно-познавательного мотива, развитии субъектности старших дошкольников. Ориентация их на формальные стороны обучения, а не на содержание учебной деятельности.
Исследования показали, что при выборе дошкольным образовательным учреждением образовательной программы в условиях реализации ФГТ, в Свердловской области сохраняются тенденции к использованию в образовательном процессе методических комплектов, пособий программ опирающихся на предметный принцип, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный подход, который, с точки зрения подготовки ребенка к школе обеспечивает практически 70% готовность детей к школе на инструментальном уровне (по данным исследования), но при этом личностная, мотивационная готовность к школе обеспечивается лишь на 30% - ребенок не ориентирован на правило, инструкцию взрослого.
Перспективные идеи развивающего образования дошкольников не могут быть реализованы эффективно, т.к. педагогам не известен «ключ новой технологии», они работают, как умеют (опираясь на традиционные методы, приемы в работе с детьми), им трудно выделить в ней ключевые положения, понять особенности, соотнести с заявленными в ФГТ принципами организации образовательного процесса. Педагогическим коллективам сложно перестраиваться в современных условиях переходя на Федеральный государственный стандарт дошкольного образвоания (далее – ФГОС ДО), уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и единой формы (занятия) организации детской деятельности, т.к. в методических пособиях к примерным основным образовательным программам, сохраняются отдельные элементы традиционных технологий, преобладают иллюстративно-объяснительные методы и приемы, а педагоги не могут самостоятельно проанализировать программу, методическое пособие, технологию, осуществит их отбор.
Наряду с другими возникает еще одна важная проблема – необходимость педагогам «учиться в любом возрасте» - и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений.
В связи с этим в современной практике дошкольного образования необходима подготовка воспитателя дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до школы, с учетом их интересов, особенностей, что должно являться особой задачей и направлением переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития качеств ребенка (личностных, интеллектуальных, физических) формирования предпосылок учебной деятельности.
Развитие - это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.
Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта. В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как: компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования; инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость). Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели; критериальной оценки результатов) включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога. Педагогические технологии, помимо этапности, отличают также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога; система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. При применении педагогических технологий педагогу дошкольного учреждения удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка, потому что образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность - потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей), функционально связанных между собой.
Дискуссионным является и вопрос о классификации педагогических технологий применительно к дошкольному образованию. Педагогические технологии, которые предлагаются для использования в школьном звене, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических особенностей дошкольников). Но наиболее распространено мнение о том, что в каждой комплексной программе (которая реализуется в дошкольном учреждении) заложены те или иные технологии, которые ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы. Вариативность образовательных программ дошкольных учреждений предполагает использование многообразных педагогических технологий. Как отмечает М.В. Крулехт, важно, чтобы педагогическая технология была адекватна педагогической системе, без этого условия цели педагогической системы и ее образовательная программа не могут быть реализованы.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПУТЬ РАЗВИТИЯ
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При выборе новых образовательных программ педагоги в первую очередь обращают внимание на их эффективность. Так как технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высоко эффективными, педагоги, стремящиеся повысить качество воспитания и обучения, все настойчивее включаются в поиск, освоение и внедрение педагогических технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
В современной образовательной практике возникают вопросы: «Как гарантировать достижение результатов обучения и воспитания?», «Как повысить эффективность образовательного процесса?»
Поиск ответов на поставленные вопросы приводят не только ученых, но и практиков к попытке «технологизировать» воспитательно-образовательный процесс.
Что же такое педагогическая технология? Прежде всего, необходимо обратиться к общему толкованию понятия «технология». Слово «технология» происходит от греческих слов: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Известный американский философ М. Вартофский анализирует искусство и технологию и убедительно показывает, что эти понятия представляют не противоположные, а взаимодополняющие модели единой человеческой деятельности. «Технология является не альтернативной, не противоположной искусству моделью, а составной частью жизнеспособной модели искусства. И наоборот, эстетическое, исследовательское, творческое – это то, что должно обязательно входить в жизнеспособную модель технологии».
Можно привести ряд определений понятия «технология», но, в сущности, все они отражают основные, характерные признаки технологии: как процессуальная категория, как совокупность методов изменения состояния объекта, как проектирование и использование эффективных процессов.
Каково же понимание технологии в педагогическом аспекте. В современных условиях реформирования образовательных систем происходит технологизация образовательных процессов. К настоящему времени накоплен значительный теоретический и практический опыт технологизации всех «параметров» образовательного процесса: целей, содержания, степени усвоения информации, способов деятельности и воздействия, оценки и контроля достижения заданных результатов.
В.И.Боголюбов в работе «Введение в педагогическую технологию» отмечает, что начало проникновения термина «технология» в образование относится к 1930-м годам, когда в США стали использовать первые, аудиовизуальные программы. Именно появление и широкое использование технических средств в образовании способствовало развитию дискуссии о правомерности и целесообразности использования термина «технология». Анализируя зарубежный опыт, автор выделяет четыре основных периода в понимании содержания этого понятия.
Первый период (1940-е – середина 1950-х годов), когда термин «технология» в образовании означал применение достижений инженерной мысли в учебном процессе благодаря использованию различных технических средств представления информации.
Второй период (середина 1950-х – 1960-е годы), когда от понятия «технология в образовании» происходит переход к «технологии образования», под которой стали подразумевать научные описания педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. Теоретической базой такого перехода стала идея программированного обучения, характерными чертами которого были четкое описание учебных целей и последовательная процедура их достижения. В 1960-х годах специалисты по программированному и аудиовизуальному обучению нашли общий язык в рамках новой дисциплины – педагогические технологии.
Третий период (1970-е годы) характеризуется использованием, как новых технических средств, так и новых разделов педагогической науки (психологии обучения, теории направления учебно-познавательной деятельности). В этот период технология учебного процесса разрабатывается на основе системного подхода, а под педагогической технологией понимают изучение, разработку и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники.
Четвертый период (1980-е – 1990-е годы) характеризуется применением в обучении не только новейших технических средств (компьютеров, дисплейных классов), но и построением на этой основе интерактивных технологий.
В педагогике выделяются три точки зрения на понятие «педагогическая технология»: 1) комплекс современных технических средств; 2) процесс коммуникации; 3) средства и процесс обучения.
Первая точка зрения на педагогические технологии как комплекс современных технических средств раскрывается в определениях Ф.Персинваля и Г.Эллингтона (любые возможные средства представления информации, аудиовизуальные средства), М.Кларка (применение изображений, промышленных изделий в сфере образования) и др.
Точка зрения на педагогические технологии как процесс коммуникации, педагогического воздействия выявляется в определениях Ф.Якушевича (система указаний), Дж.Брукнера (область знания, связанная с определением системы предписаний), Т.Сакамато (способы оптимизации педагогического воздействия), Л.Лейя (рациональные приемы дидактической работы).
Некоторые авторы (Н.В.Борисова) рассматривают технологию как систему наиболее эффективных методов и средств достижения поставленных дидактических целей при минимально возможных усилиях обучаемого и обучающего.
Обобщая определения понятия «технология», Н.В.Борисова делает вывод, что «суть данного термина состоит в следующем: это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности, совокупности методов, средств, способов. Одновременно наука о таких процессах вскрывает закономерности его осуществления наиболее эффективным и экономичным путем» [3, С. 17].
В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определения педагогической системы, реализуемый на практике. Согласно его мнению, педагогическая технология – это часть педагогической системы, имеющей структуру. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.
Из приведенных определений следует:
- результатом технологии образования является процесс становления личности,
- результатом технологии обучения – усвоение опыта,
- результатом педагогической технологии – гарантированное достижение педагогического результата и в процессе образования, и в являющемся его частью процессе обучения.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; /Ст. 2 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273/ |
На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов (В.П.Беспалько, Б.С.Блюм, В.И.Боголюбов, М.В.Кларин, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская) выделяются следующие признаки педагогической технологии:
Из анализа научных работ в области педагогических технологий (В.И.Боголюбов, Н.В.Борисова, Т.И.Ильина, М.В.Кларин) следует, что отправным пунктом ее проектирования является стандарт образования. Отечественные исследования по проблеме проектирования педагогических технологий позволяют выявить тенденцию в разработке личностно-деятельных образовательных технологий, основой которых являются личностно-деятельностный подход, проблемность содержания и рефлексивность поведения.
Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства - правила их использования - результат. Это ядро любой технологии в образовании.
Н.В.Борисова указывает следующие пути проектирования педагогической технологии.
1. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или дополнено обучением деятельностью, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых. Меняется статус педагога (воспитателя): передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.
2. Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст.
3. Изменяются формы взаимодействия педагогов и обучаемых, а также обучаемых между собой. На смену традиционным приходят формы активного обучения: деловые игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т.д.
4. Изменение целей, содержания и формы обучения существенно влияют на характер общения педагога и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в поступках, свобода в выборе, положительный эмоциональный фон – все это становится доминантой отношений.
Выделенные пути проектирования педагогической технологии являются основополагающими.
В ходе проектирования педагогической технологии важно учитывать принципы ее построения (А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков, Н.Ф.Талызина и др.):
- деятельностной активности;
- индивидуализации;
- партнерского взаимодействия;
- рефлексивности;
- свободы личного выбора и ответственности за него.
Принцип деятельностной активности заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Обучающийся становится субъектом деятельности благодаря тому, что он включается в различные виды деятельности, в решение проблемных ситуаций, в совместный коллективный поиск решений научных и практических задач. Принцип деятельностной активности способствует формированию прочных действенных знаний, умений и навыков.
Принцип индивидуализации учебной деятельности направлен на создание наиболее благоприятных условий реализации каждым обучаемым целей обучения. В содержание принципа индивидуализации входят доступность, последовательность, целостность обучения, реализация которых возможна путем структурирования содержания.
Принципы рефлексивности, партнерского взаимодействия, свободы личного выбора и ответственности за него можно объединить в одну группу, так как они определяют условия для творческого подхода к организации взаимоотношений между педагогом и детьми.
Для выявления сущности педагогической технологии важно понять, что ее составляет, какова структура педагогической технологии. Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:
- концептуальная основа (то есть научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент);
- содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и воспитания);
- процессуальная часть (то есть формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).
Структура педагогической технологии.Технология в максимальной степени связана с образовательным процессом - деятельностью педагога и ребенка, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа: (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования), основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция освоения), позиция ребенка в образовательном процессе. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационное), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
б) содержательная часть обучения и воспитания (объем и характер содержания образования):
- категория воспитанников, на которых рассчитана технология;
- цели обучения - общие и конкретные;
- мотивационная характеристика;
- содержание материала;
Программно-методическое обеспечение:
• учебные планы и программы;
• учебные и методические пособия;
• дидактические материалы;
• наглядные и технические средства обучения, медиа средства;
Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий дошкольного образования, принципов определенных федеральными государственными требованиями и социального заказа.
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
в) процессуальная часть - технологический процесс:
- организация образовательного процесса;
- методы и формы образовательной деятельности педагога с воспитанниками;
- деятельность педагога по управлению образовательным процессом (диагностика, планирование, коррекция);
- диагностика образовательного процесса (диагностический инструментарий).
В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту воспитанников.