Всесторонняя ориентировка в окружающем мире
На основе исследований О.В. Дыбиной, Р.М. Чумичевой были обоснованы концептуальные принципы, обеспечивающие эффективность реализации технологии детского экспериментирования:
• Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность старшего дошкольника. Стимулирующими факторами является ситуация выбора, проблемность.
• Принцип свободы и самостоятельности. Предоставление ребенку самостоятельного определения отношения к среде, самостоятельного исследо-вания, выбора цели и применения результата.
• Принцип активности. Позволяет воссоздавать детям взрослые формы деятельности (эксперимент, опыт).
Исследовательский и деятельностный подходы были взяты О.В. Дыбиной за основу при разработке структуры реализации технологии детского экспериментирования.
Алгоритм реализации технологии детского экспериментирования /О.В. Дыбина/ | |||
Этапы реализации | Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Подготовительный этап | Актуализация проблемной ситуации. Создание условий, необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д. Мотивация детей к исследовательской деятельности. Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием. | Осознание и осмысление проблемы. Подготовка рабочего места. | Появление у детей заинтересованности, желания принять участие в опыте или эксперименте, познавательного интереса. Создание оптимальных условий для проведения опыта или эксперимента. |
Этап формулирования цели эксперимента или опыта | Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез. Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости. | Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым). Выдвижение рабочих гипотез. | Обозначена цель эксперимента или опыта. Выдвинуто несколько рабочих гипотез. |
Этап планирования экспериментальной деятельности | Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта. Подведение детей к выполнению алгоритма действий. | Составление алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта. Осмысление содержания карты-схемы эксперимента или опыта. | Составлен алгоритм действий по проведению эксперимента или опыта. |
Этап коррекции проблемы | Коррегирующие действия по мере необходимости. | Уточнение проблемы. Обсуждение новых гипотез по мере необходимости. | Предотвращение отклонений от поставленной цели. |
Практический этап детского экспериментирования | Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение). По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий. Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента. | Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии. В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии. Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов. | Проведенный эксперимент или опыт. |
Заключительный этап | Подведение итогов, оценивание результатов. Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность. | Самооценивание, повторное осмысление проблемы с новой точки зрения. | Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы. |
Мотивационная характеристика технологии детского экспериментирования:
• технология детского экспериментирования основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций;
• в основе технологии лежит отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельному осознанию и выдвижению гипотезы эксперимента или опыта;
• в ходе детского экспериментирования происходит построение оптимальной системы реализации эксперимента или опыта, посредством заинтересованного включения детей на каждом этапе;
• в основе технологии лежит личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, которое способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, возникновению желания практически осуществить эксперимент или опыт, с целью получения подтверждения или же опровержения экспериментальной гипотезы.
Такая мотивационная характеристика должна ставить ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности. Ребенок должен проявить способность к аргументации, необходимости принятого им решения, о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.
Одна из характерных особенностей дошкольников заключается в недостаточном развитии произвольных действий, произвольного поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес, который, безусловно, возникает и проявляется в процессе экспериментальной деятельности. Именно наличие у ребенка познавательного интереса и повышает эффективность процесса практического познания и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями. На основе классификации Ю.К. Бабанского, можно выделить методы, которые являются преобладающими в ходе реализации технологии детского экспериментирования.
Особую роль в процессе детского экспериментирования дошкольников приобретает первая группа методов - методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к познавательной деятельности. Сам же интерес к познавательной деятельности значительной мере зависит от широты и устойчивости интересов ребенка к окружающим его предметам и явлениям, от умения творчески, со своих детских позиций осмысливать новые факты и события, что является основной составляющей детского экспериментирования.
Разрабатывая методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста, исследователи существенное внимание уделяют созданию специальных условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний и конструирования способов умственной и практической деятельности. В их работах подтверждается, что эмоциональное состояние ребенка в процессе экспериментальных действий позволяет формировать прочные познавательные навыки.
Вторая группа методов - методы организации и осуществления познавательных действий.
Первая подгруппа - методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Это такие приемы как наблюдение и рассматривание, безусловно, широко используемые в процессе экспериментирования.
Вторая подгруппа - методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей, соответствующие, в известной мере, словесным методам.
Третья подгруппа - это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, навыков и умений. Эта подгруппа соответствует практическим методам обучения, которые нашли широкое применение в дошкольной педагогике и которые являются базовой составляющей детского экспериментирования.
Известные отечественные ученые внесли много ценного в разработку этих методов. Так, широкое признание получил метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной и др. Этот метод заключается в том, что мышление детей дошкольного возраста развивается с помощью специально разработанных схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта и являются неотъемлемой частью содержания групповых детских лабораторий.
Использование этого метода создает для детей возможность получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. Кроме того, при овладении способами использования моделей в процессе экспериментирования перед детьми раскрывается область особых отношений - отношений моделей и оригинала - и соответственно формируются два тесно связанных между собой отражения - план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Формирование данных планов отражения имеет решающее значение для развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного, логического).
Третья группа методов обучения - методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности детей, разработка которых ведется в дошкольной педагогике.
В ходе реализации данной технологии в условиях ДОУ, ребенок ставится в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности, присваивает опыт этой самой деятельности и овладевает рядом умений.
Этапы | Алгоритм деятельности взрослого и детей «Экспериментирование» |
1. | Целеполагание (узнать…) |
2. | Выдвижение гипотезы |
3. | Планирование деятельности по проверке гипотезы |
4. | Осуществление эксперимента |
5. | Наблюдение за преобразованием объекта |
6. | Фиксация преобразований объекта |
7. | Выводы |
Педагогу необходимо побуждать детей к выдвижению гипотез при проведении эксперимента, учить находить нарушение последовательности.
Вместе с детьми создать «технологическую карту» проведения хорошо знакомых экспериментов знаками, где будут отражены: цель (что хотим узнать), необходимые материалы, последовательность действий, предполагаемые результаты. В процессе самостоятельного детского экспериментирования обязательно уточнять цель (что хочет узнать ребенок), гипотезу (как ты думаешь, что получится). При планировании эксперимента уточнить, в какой последовательности ребенок будет выполнять действия, что получится, если некоторые действия поменять местами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания / О.В. Дыбина. – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002. - 130 с.
2. Иванов, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения / А.И. Иванов // Педагогический вестник. - 2004. - №3. – 90 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
4. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Поддьяков. – Волгоград: Перемена, 1995. - 87 с.
5. Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира / Л.Н. Прохорова, Л.Н. Балакшина // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада «Подсолнушек» г. Владимира). – Владимир: ВОИУУ, 2001. - 47 с.
6. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.
7. Тугушева, Г.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.В. Чистякова // Дошкольная педагогика. - 2001. - №1. - С. 23-26.