Показатели работы внутреннего водного транспорта
Производительность судна – транспортная работа в тонно-километрах или пассажиро-километрах в единицу времени (обычно сутки), исчисляемая на 1 л.с. или 1 т грузоподъемности. Различают чистую и валовую производительность судна. Чистая производительность характеризует использование судна во время движения в груженом состоянии. Определяется делением общей суммы тонно-километров данного вида работ на сило-сутки (тоннаже-сутки) хода в груженом состоянии. Валовая производительность – показатель, характеризующий использование судна в течение всего затраченного эксплуатационного времени, т.е. времени движения в груженом и порожнем состояниях, времени всех стоянок и работ нетранспортного характера – определяется делением общих тонно-километров на сило-сутки (тоннаже-сутки) нахождения судна в эксплуатации.
Показатели использования судов по загрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности судов.
Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа, определяют делением массы груза, погруженного в судно, Qэ, на регистрационную грузоподъемность Qр:
Средняя нагрузка на 1 т грузоподъемности грузового судна определяется делением тонно-километров
(где lхгр– протяженность хода судна с грузом) на тоннаже-километры
с грузом:
Средняя нагрузка на 1 л.с. мощности буксирных судов определяется делением тонно-километров
, выполненных в груженых рейсах, на сило-километры
с составом груженых судов и плотов:
Доля ходового времени с грузом агопределяется делением тоннаже-суток хода судна с грузом на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации
:
Средняя производительность 1 т грузоподъемности самоходных и несамоходных судов Мэгропределяется делением тонно-километров на общее количество тоннаже-суток
в эксплуатации:
Время оборота судна – время, затраченное на движение судна от пункта погрузки до пункта выгрузки и обратно, включая время, необходимое на начальные и конечные операции (погрузка, выгрузка, шлюзование и др.), задержки в пути и технические операции. Определяется сложением стояночного времени tст; времени, затрачиваемого на маневры tм; ходового времени tх:
Рассмотрим показатели работы речных портов.
Общий грузооборот порта – суммарное количество грузов в тоннах, отправленных из порта и поступивших в порт. Этот показатель планируется и учитывается по всем грузам в целом и с распределением по номенклатуре: нефть и нефтепродукты, лес в плотах, сухогрузы (хлебные, руда, каменный уголь, руда и др.). Особо выделяют грузы, перевозимые в контейнерах, а также подлежащие передаче с речного транспорта на железнодорожный и принимаемые от него.
К погрузо-разгрузочным работам относятся все выполняемые средствами портов на грузовых причалах и складах работы, связанные с перегрузкой грузов, перевозимых речным транспортом. Сюда входят портовые и внепортовые работы, а также перегрузка нефтеналивных грузов нефтеперерабатывающими станциями. К внепортовым относятся хозяйственные работы порта, а также работы, выполняемые для других организаций в целях сохранения постоянных кадров рабочих и более полного использования основных фондов.
Объем погрузо-разгрузочных работ планируют и учитывают в физических тоннах и тонно-операциях. Объем погрузо-разгрузочных работ в физических тоннах соответствует грузообороту порта за вычетом суммарной массы отправленных с причалов клиентуры и поступивших на эти причалы различных грузов, а также отправленных из порта и прибывших в порт лесных грузов в плотах.
Тонно-операция – это перемещение 1 т груза по определенному варианту погрузо-разгрузочных работ. Вариантом называется завершенное перемещение груза независимо от расстояния, способа и произведенных при этом дополнительных работ (взвешивание, сортировка и др.). При определении объема перегрузочных работ в тонно-операциях учитываются любые работы, связанные с перемещением 1 т груза в порту, по следующим вариантам: транспорт-склад; склад-транспорт; транспорт-транспорт; склад-склад; внутрискладские помещения (выполняемые в процессе основной работы, а по отдельным нарядам).
Отношение числа выполненных портом тонно-операций к объему погрузо-разгрузочных работ в физических тоннах за определенный период называется коэффициентом перевалки грузов.
Основные понятия взаимодействия различных видов транспорта.
Взаимодействие различных видов транспорта – взаимные действия перевозчиков различных видов транспорта, направленные на выполнение смешанных перевозок.
Рациональное взаимодействие различных видов транспорта является основой эффективного функционирования единой транспортной системы страны.
Транспортная система – это целостная отрасль экономики, состоящая:
- из транспортной сети путей сообщения всех видов транспорта общ. и неообщ. пользования;
- из транспортных средств (подв. состава всех видов тр-та);
- из трудовых ресурсов инженерных, технических, рабочих кадров;
- систем управления всеми видами тр-та.
Транспортная сеть— материально-техническая основа, по кот. осуществляются перевозки в транспортной системе, т.е. совокупность коммуникаций с расположенными на них устроиствами и обустройствами.
Транспортный комплекс – совокупность нескольких отраслей хозяйства, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.
Взаимодействие различных видов транспорта преимущественно осуществляется в транспортных узлах, где перерабатывают грузопотоки и обслуживают пассажиров, а также перемещают грузы с одного вида транспорта на другой.
Транспортный узел – пункт, в кот. сходятся не менее 2х, 3х линий одного или разного вида транспорта. Это комплекс различных видов тр-та, работающих по единой технологии, в тесном взаимодействии, обеспечивающих транзитные, внутриузловые, внутризаводские перевозки грузов и пассажиров.
Транспортный пункт – жд станции, автовокзалы, аэропорты, речные и морские порты.
Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы государства.
Транспорт общего пользования— транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией или частным лицом.
К транспорту общего пользования относятся:
- железнодорожный транспорт, находящийся в ведении ОАО «РЖД»;
- морской транспорт, находящийся в ведении Министерство транспорта РФ;
- речной транспорт, находящийся в ведении Министерство транспорта РФ;
- автомобильный транспорт, находящийся в ведении Министерство транспорта РФ;
- воздушный транспорт находится в ведении Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ России);
- дорожное хозяйство — в ведении Российского дорожного агентства (РДА России)
- все виды городского общественного транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус, такси), находящиеся в ведении ОАО «РЖД» (метро).
Транспорт необщего пользования— ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только для своего ведомства и не обязанный удовлетворять требования всех других клиентов. Ведомственный транспорт промышленных предприятий часто называют промышленным транспортом.