Особенности организации и условий перевозок скоропортящихся грузов в международном сообщении
В прямом железнодорожном сообщении перевозки регламентируются Соглашением о Международном Грузовом Железнодорожном Сообщении (СМГС). В странах Европы применяется, в основном, Международная Конвенция о перевозке грузов железными дорогами (ЦИМ)
СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении по Накладным СМГС и только по сети железных дорог – участниц СМГС. Оно имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов.
Перевозка грузов из страны, в которой применяется только СМГС, в страну, в которой применяется ЦИМ, оформляется Накладной СМГС до соответствующей входной пограничной станции, на которой должно производиться переоформление отправки в страну окончательного назначения.
К Накладной отправитель должен приложить согласно статье 11 СМГС в установленном порядке:
-сертификат или спецификацию о качестве;
- ветеринарный сертификат;
-фитосанитарный сертификат;
- гигиенический сертификат
Основным документом, регламентирующим условия перевозок скоропортящихся грузов в международном сообщении между государствами-участниками СМГС, являются правила перевозок скоропортящихся грузов в СМГС, а именно, приложение 4 к СМГС.
В соответствии с этими Правилами, к скоропортящимся грузам относят такие грузы, которые при перевозке требуют мер защиты (охлаждения, отопления, вентилирования) от действия на них высоких или низких температур, ухода или обслуживания.
В международном сообщении перевозят практически все скоропортящиеся грузы. В зависимости от технологической и холодильной подготовки и термического состояния перед погрузкой скоропортящиеся грузы подразделяются на глубокозамороженные (ниже минус 18 °С), замороженные (от минус 6 до минус 18 °С), охлаждённые и неохлаждённые
86. Отбор вариантов доставки груза для технико-экономической оценки и сравнения
Сначала изучают и анализируют факторы, которые определяют выбор необходимого количества сравниваемых вариантов, состав и величину транспортных расходов. К таким факторам относятся: – вид, количество, характеристики и начальная цена груза; – химический состав, механические и теплофизические свойства груза; – потери груза за время доставки, включая его естественную убыль и степень возможного понижения качества; – наличие и вид первичной упаковки груза, транспортной тары, средств пакетирования, их стоимость; – дальность, стабильность, партионность и сроки поставок груза;
– специфические особенности доставки скоропортящихся грузов, такие как: вид холодильной подготовки груза, его температура и предельные сроки хранения и транспортировки, температура наружного воздуха, период перевозки, виды охлаждающих средств. Основой любого варианта доставки груза является логистическая цепь поставки, которая определяет этапность продвижения грузопотока. Такую цепь можно изобразить в виде структурной схемы последовательного выполнения транспортных и перегрузочно-складских операций. Она состоит из набора элементарных логистических цепочек типа «склад-транспорт- склад». Любой груз может доставляться по различным цепям поставок. Это зависит от предназначения груза, партионности поставок, условий и дальности перевозки, а также других выше перечисленных факторов.
Один из вариантов (обычно существующий) принимают за базовый вариант. По сравнению с ним оценивают эффективность предлагаемых решений. При этом сравниваемые варианты должны иметь следующие условия сопоставимости:
– идентичность исходного и завершающего этапов доставки;
– идентичность вида и равенство объёмов поставляемого груза;
– равенство объёмов грузопереработки на одних и тех же этапах доставки (для вариантов, имеющих одинаковые цепи поставок).
87. Показатели сравнительной оценки экономической эффективности вариантов доставки скоропортящихся грузов.
Показатели общей эффективности позволяют оценить эффективность инвестиций по конкретному проекту при учёте всех затрат и результатов. Показатели сравнительной эффективности дают возможность выбирать наиболее рациональные решения из числа рассматриваемых вариантов при учёте только изменяющихся по вариантам частей затрат и результатов, что снижает трудоёмкость оптимизации решения.
При расчёте сравнительной экономической эффективности необходимо использовать следующие показатели:
– сравнительный интегральный эффект (Эинт);
– приведённые строительно-эксплуатационные расходы (Эпр);
– срок окупаемости дополнительных инвестиций (Тр).
Для сравнительной оценки экономической эффективности в макрологистических системах доставки грузов в качестве оценочного показателя используется минимальная величина удельных годовых суммарных приведённых затрат (Зпр). В то же время принимается допущение, что все капиталовложения (инвестиции) приводятся к годовым эксплуатационным расходам через нормативную величину дисконта (Ен). Затраты при этом соотносят на единицу доставляемого груза (рубли на тонну). Это даёт возможность анализировать результаты расчётов с государственных позиций, а также определять удельный экономический эффект разработок при изменяемых объёмах внедрения.