Формирование описания системы грузопотоков через терминал
Грузопотоки, рассмотренные в предыдущих разделах, образуют взаимосвязанную систему, показанную на рис. 8.
Рисунок 8 - Система внутренних грузопотоков терминала
Для целей технологического проектирования и расчета параметров отдельных элементов терминала следует определить количественные характеристики каждого частного потока. Очевидно, что поток трансшипмента является отдельным (несвязанным с другими потоками) и может быть исключен из этого анализа.
Предположим сначала, что рассматриваемый терминал представляет собой закрытую сбалансированную систему, т.е. объем импорта равен объему экспорта:
(1)
Импортные контейнеры, поступающие на терминал морем, включают импортные порожние, импортные транзитные и импортные растариваемые:
(2)
Экспортные контейнеры, покидающие терминал морем, включают экспортные порожние, экспортные транзитные, экспортные затариваемые:
(3)
Импортные транзитные контейнеры растариваются в хинтерленде, в результате чего появляются порожние контейнеры, возвращаемые в порт и репозиционироуемые в хинтерленде:
(4)
Экспортные транзитные контейнеры для своей затарки используют порожние контейнеры, частично репозиционированные и частично отправляемые из порта:
(5)
Количество входящих в депо порожних контейнеров равно количеству исходящих из него:
(6)
Для 11 переменных ( ) имеется 6 связывающих их уравнений (1)-(6). Выбрав любые пять переменных в качестве независимых, значения остальных шести зависимых переменных могут быть получены из имеющейся системы равенств.
Чаще всего в практике технологического проектирования в качестве независимых выбираются описываемые ниже переменные (точнее – связывающие их соотношения).
1. Общий грузопоток через терминал. В предположении о закрытости и сбалансированности системы это эквивалентно , т.е. позволяет определить значение одной (любой) переменной . Это условно показано на рис. 9.
Рисунок 9 - Полный грузопоток и его импортно-экспортные составляющие
2. Отношение порожних/груженых в импорте. Это отношение, или , при уже известном значении , задает значение переменной .
3. Отношение порожних/груженых в экспорте. По аналогии с предыдущим, данное отношение задает значение переменной (рис. 10).
Рисунок 10 - Разделение на груженые и порожние грузопотоки в импорте и экспорте
4. Доля растариваемых контейнеров импорте. Это отношение, или , через уже заданные величины определяет значение .
5. Доля затариваемых контейнеров экспорте. Аналогично предыдущему, соотношение задает значение переменной (рис. 11).
Рисунок 11 - Разделение на потоки контейнерного и генерального грузов
6. Доля репозиционируемых контейнеров. Полученные ранее величины позволяют через соотношение задать значение . В результате получается полное описание системы грузопотоков (рис. 8 и 12).
Рисунок 12 - Результирующее описание системы грузопотоков
Точно такое рассуждение может быть проведено для любой открытой системы, при условии введения четырех дополнительных переменных, характеризующих связи с внешней средой взаимодействия системы.