Тема: Техника и технология разработки и эксплуатации шельфовых месторождений

Цель: Изучить технику и технологию разработки и эксплуатации шельфовых месторождений

Ключевые слова: шельф, нефтеотдача, освоение, эстакада, дамба, морские стационарные платформы, буровое и нефтегазопромысловое оборудование, объекты про­мыслового сбора, подготовки и транспорта продукции, системы ППД, типовой подводный промысел

Основные вопросы и содержание:

1. Особенности разработки шельфовых месторождений.

2. Основные требования к технике и технологии. Классификация технических средств для добычи нефти и газа на шельфе.

3. Общепринятые и специальные виды оборудования.

4. Особенности эксплуатации оборудования.

5. Технологические режимы разработки и эксплуатации месторождений.

6. Методы увеличения нефтеотдачи пластов.

7. Подводные системы сбора и система подготовки нефти и газа.

8. Текущий и капитальный ремонт морских скважин.

9. Виды ремонтных работ.

10. Организация проведения подводно-технических работ.

11. Технические средства обеспечения.

1.При освоении любых богатств моря человеку приходится созда­вать специальные технические технологические средства с учетом особенностей их освоения.

Многолетняя практика разработки морских нефтегазовых место­рождений как у нас в стране, так и за рубежом показывает, что для эффективного использования их запасов применяемые на суше традиционные методы разработки и эксплуатации не всегда при­емлемы.

Опыт разработки нефтяных и газовых месторождений Каспий­ского моря, накопленный азербайджанскими нефтяниками в тесном содружестве с работниками других отраслей промышленности страны, позволяет раскрыть и показать характерные технические и технологические особенности добычи нефти и газа на море, ра­циональные методы их интенсификации, а также основные факто­ры, способствующие увеличению нефтеотдачи пластов.

К особенностям освоения морских нефтегазовых месторожде­ний можно отнести следующие.

I. Создание, с учетом суровых морских гидрометеорологических условий, специальных гидротехнических сооружений новых плавучих технических средств (плавучих крановомонтажных судов, судов обслуживания, трубоукладочных барж и других специальных судов) для геофизических, геологопоисковых работ и строительства нефтепромысловых объектов на море и их обслуживания в процессе обустройства, бурения, эксплуатации и ремонта скважин,а также при сборе и транспорте их продукции.

II. Бурение наклонно-направленного куста скважин с индивидуальных стационарных платформ, с приэстакадных площадок, на искусственно создаваемых островках, с самоподъемных и полупогружных плавучих установок и других сооружений как над водой, так и под водой.

III.Решение дополнительных технических, технологических и
экономических задач при проектировании разработки нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений. К ним относятся:

1. Широкое применение аналитических методов для более пол­ного изучения особенностей нефтепромысловых процессов. Для управления процессами морской нефтегазодобычи недостаточно сведений только о конкретной точке залежи, важно знать инте­гральные параметры, характеризующие пласт в целом. Имитацион­ные модели наиболее адекватно отражают реальный объект. Уста­новлено, что при моделировании можно пользоваться выборочным методом, позволяющим определять интегральные параметры по достаточно малой выборочной совокупности данных.

Использование этого и других математических методов, а также различных методов диагностирования с привлечением ЭВМ стано­вится насущной необходимостью, так как с их помощью можно успешно решить вопросы проектирования и управления процессами рациональной и эффективной разработки морских месторождений нефти и газа.

2. Выбор при проектировании наиболее рациональной для дан­ного месторождения или залежи сетки скважин, которая должна иметь такую плотность, чтобы не требовалось ее уплотнения, так как оно в морских условиях связано с чрезвычайно большими трудностями из-за уже существующей системы обустройства ме­сторождения и сети подводных коммуникаций, когда размещение новых гидротехнических сооружений для бурения дополнительных скважин может оказаться невозможным.

3. Выбор рациональных конструкций и числа стационарных платформ, приэстакадных площадок, плавучих эксплуатационных палуб и других сооружений для размещения на них оптимального числа скважин (в зависимости от глубины залегания пластов, сроков проводки скважин, расстояния между их устьями, их дебитов, ожидаемых при имеющихся устьевых давлениях, и т. д.).

4. Использование прогрессивных методов интенсификации до­бычи нефти и газа для повышения нефтегазоотдачи пластов, не допуская при этом отставания методов воздействия на пласт от темпов добычи, — основной принцип.

5. Применение методов интенсификации для увеличения охвата пласта как по площади, так и по его толщине (на многопласто­вых месторождениях).

Для рационального решения технико-экономических задач раз­работки нефтегазовых месторождений и в интересах форсирования их эксплуатации необходимо широко применять методы совместной раздельной эксплуатации многопластовых залежей.

Это ускорит темпы разработки многопластовых месторождений и сократит число добывающих скважин.

6. Форсирование строительства скважин созданием надежной техники и прогрессивной технологии для бурения наклонно-на­правленных прицельных скважин с необходимым отклонением от вертикали и обеспечением автономности работы буровых бригад (чтобы их работа не зависела от гидрометеорологических условий моря) в стесненных условиях платформ, приэстакадных и других площадок, что позволяет за короткий срок завершить разбуривание всех запроектированных скважин и только после этого при­ступить к их освоению, исключая необходимость в одновременном бурении и эксплуатации скважин.

7. Соответствие долговечности и надежности гидротехнических и других сооружений срокам разработки нефтяных и газовых месторождений, т. е. периоду максимального извлечения нефти из залежи и всего месторождения в целом.

IV. Создание специализированных береговых баз для изготовления гидротехнических сооружений, технологических комплексов в модульном исполнении, плавучих средств и других объектов для бурения, добычи нефти и газа, строительства и обслуживания комплекса морского нефтепромыслового производства.

V. Создание новейших, более усовершенствованных технических средств для освоения, эксплуатации и ремонта скважин в морских условиях.

VI. Решение вопросов одновременного бурения, эксплуатации и ремонта скважин при малых расстояниях между их устьями, когда это связано с длительным сроком их строительства.

VII. Создание малогабаритного, высокой мощности, надежного в работе блочного автоматизированного оборудования в модульном исполнении для ускорения строительства объектов бурения, экс­плуатации и ремонта скважин и обустройства платформ для сбора, транспорта добываемой продукции в морских условиях.

VIII. Решение научно-исследовательских, конструкторских задач по созданию новой, совершенно отличной от традиционных технологии и техники для бурения, эксплуатации и ремонта скважин с подводным расположением устья и обслуживания этих объектов как под водой, так и на специальных плавучих средствах.

IX. Разработка техники и технологии освоения шельфов морей и океанов в особо суровых гидрометеорологических условиях, когда необходимо создавать весьма дорогостоящие сооружения для бурения, обустройства, добычи нефти и газа, транспортировки продукции в условиях дрейфующих льдов, айсбергов, частых ураганных
ветров, сильных донных течений и т. д.

X. Создание специальных технических средств и технологических процессов, а также плавучих установок и физико-химических веществ, обеспечивающих охрану морской среды, а также воздушного бассейна при проведении геологопоисковых, геофизических и буровых работ, эксплуатации и ремонте скважин, сборе и транспортировке их продукции и обслуживании многогранного нефтепромыслового хозяйства разрабатываемых морских нефтегазовых месторождений.

XI. Решение комплекса задач по созданию технических средств и принятию специальных мер по охране труда персонала, что диктуется необходимостью безопасного проведения работ на ограниченной площади при повышенных шуме, вибрации, влажности и других вредных условиях, когда создание культурно-бытовых и caнитарных мер по охране здоровья морских нефтегазодобытчиков особенно важно.

XII. Специальная физическая и психологическая подготовка ра­бочего и инженерно-технического персонала к работе в морских условиях. Обучение морских нефтегазодобытчиков безопасным ме­тодам проведения работ при освоении подводных месторождений. При этом особое внимание должно уделяться подготовке водола­зов и акванавтов, так как от их профессиональной подготовки во многом зависит ускоренное и безопасное проведение работ по ос­воению больших морских глубин и бесперебойное обслуживание процессов морской нефтегазодобычи.

XIII. Создание гидрометеорологической службы и пунктов на­блюдения по прогнозированию и своевременному обеспечению тре­буемой для морских нефтяников краткосрочной и долгосрочной ин­формации об обстановке погоды для принятия мер безопасности.

XIV. Обеспечение команд пожарной безопасности и службы по предупреждению и ликвидации газовых и нефтяных фонтанов спе­циальной техникой для проведения работ по локализации и ликви­дации фонтанов и пожаров в морских условиях.

Учет этих особенностей и соблюдение предъявляемых требова­ний к рациональной разработке нефтегазовых месторождений, осо­бенно на больших глубинах моря (типа многопластового месторож­дения им. 28 Апреля на Каспийском море), для освоения которых приходится создавать дорогостоящие сооружения и технику, будет способствовать их экономически целесообразному освоению.

2.При разработке залежей нефти и газа, расположенных под дном моря, не­обходимо учитывать особенности природно-климатических, гидрологических и горно-геологических условий в связи с необходимостью выбора способа их ос­воения и соответствующего вида морского промысла.

Отметим, что современные морские нефтегазодобывающие промыслы представляют собой высокомеханизированные и автоматизированные комплек­сы для бурения и эксплуатации скважин, сбора, подготовки и транспортирова­ния нефти и газа на берег по трубопроводам или танкерами.

Существуют следующие виды морских промыслов :

- надземный или надводный;

- подводный;

- подземный (туннельно-шахтный);

- комбинированный, представляющий различные сочетания первых трех видов.

При организации надземного или надводного промысла освоение морских месторождений нефти и газа осуществляют следующими способами:

- разбуриванием и эксплуатацией подводных залежей нефти и газа наклон­ными скважинами, закладываемыми на берегу;

- образованием искусственной суши путем сплошной засыпки дна моря на участке нефтегазоносной площади и размещением на ней промысловых объек­тов;

- осушением дна моря на участке нефтегазоносной территории;

- осушением дна моря на участке месторождения с помощью постройки оградительной дамбы с последующей откачкой воды;

- сооружением морских эстакад с приэстакадными площадками;

- строительством морских стационарных нефтегазопромысловых плат­форм;

- бурением морских скважин с оснований островного типа в комбинации с тендерными судами;

- проходкой скважин со специально сконструированных плавучих плат­форм и плавсредств.

При организации подводного промысла морские месторождения нефти и газа осваивают с помощью бурения скважин с плавучих буровых установок с подводным заканчиванием устьев скважин и размещением объектов добычи, сбора, подготовки и транспорта нефти и газа непосредственно на дне моря или плавучем либо стационарном основании.

Управление режимом работы скважин и подводных комплексов осуществ­ляют дистанционно с близлежащей стационарной или плавучей платформы. По конструкции оборудования для подводной эксплуатации скважин выделяют "мокрые", "сухие" и гибридные системы.

При организации подземного промысла морские месторождения нефти и газа осваивают с помощью тоннельно-шахтной или тоннельно-камерной системы, которая включает буровые кусты, транспортный тоннель, связывающий их между собой и с береговой рампой, и соединительные камеры для обеспечения разъезда транспортных средств и разводки коммуникаций из тоннеля в буровые кусты.

Процесс освоения нефтегазового месторождения может быть интенсифицирован за счет организации и применения комбинированного морского промысла, например, сочетания подводного заканчивания устьев скважин на подводных комплексах с размещением основных производственных объектов обустройства промысла и управления на технологических платформах.

Освоение морского нефтяного месторождения путем засыпки дна моря впервые начато в 1909 г. в Биби-Эйбатской бухте в районе г. Баку.

Первая скважина на этой засыпанной территории была пробурена в 1922 г.

В дальнейшем данный метод для образования суши площадью около 6140 м2 был применен также в районе Нефтяных Камней. Здесь построили ком­прессорные станции, ТЭС и некоторые другие нефтегазопромысловые про­мышленные объекты.

Сущность данного метода заключается в том, что морской участок над площадью залежи по контуру нефтегазоносности отделяют от моря огради­тельным сооружением (дамбой) и засыпают грунтом, доставляемым как с бере­говых карьеров, так и со дна моря при помощи технического флота. Огради­тельные сооружения необходимы для защиты засыпки от размыва.

Для решения вопроса о целесообразности создания искусственной терри­тории на том или ином нефтегазоносном участке необходимо располагать сле­дующими данными:

- достаточно полной информацией о геологическом строении морского нефтегазового месторождения и сведениями о запасах углеводородов и контуре нефтегазоносности, обеспечивающими технико-экономическое обоснование способа освоения;

- о гидрометеорологических условиях района засыпки и инженерно-геологических свойствах грунтов, слагающих дно моря;

- о наличии необходимого количества строительных материалов вблизи месторождений;

- проектно-сметной документацией, позволяющей проводить с достаточ­ной точностью технико-экономические расчеты.

Организация морского нефтегазового промысла на искусственной суше путем засыпки грунта имеет следующие преимущества:

- исключаются трудности материально-технического обеспечения, связан­ные с проведением работ в море, а также простои, вызванные штормовыми вет­рами;

- не требуется ремонт стальных гидротехнических сооружений, их защита от коррозии и разработка специальных конструкций ледостойких платформ;

- обеспечивается экономия огромного количества дефицитных же­лезобетонных строительных материалов за счет применения местных материа­лов (песок, гравий, щебень и др.).

Таким образом, данный способ освоения морских нефтегазовых месторождений может быть одним из наиболее экономичных в условиях замерзающих акваторий, что подтверждает строительство искусственного острова в условиях моря Бофорта (Канада).

Однако наряду с указанными преимуществами этот метод имеет недостат­ки, например:

- засыпку дна грунтом со сравнительно малыми капитальными затратами можно организовать в спокойных бухтах и на небольшой глубине вод, а в усло­виях открытого моря вдали от берега и на значительных глубинах проведение работ сопряжено с большими трудностями;

- для образования суши требуется наличие больших запасов грунта и кам­ня, которые не всегда могут оказаться поблизости, и в таком случае данный способ окажется нерентабельным.

В связи с этим для уменьшения объема работ по образованию огражденной акватории отсыпку осуществляют не по всей ее площади, а отдельными поло­сами - дамбами, на которых прокладывают промысловые дороги и размещают буровые площадки. Такая разновидность способа может быть выгодной в слу­чае редкого расположения дамб и широкого применения кустового наклонного бурения.

В практике месторождения нефти и газа не осваивают с по­мощью осушения дна моря, хотя в свое время некоторые специалисты рассмат­ривали этот способ как один из альтернативных вариантов. Он был предложен для разработки подводных залежей нефти в Биби-Эйбатской бухте.

Преимущества способа ограждения участка моря заключаются в следую­щем:

- создании участка суши, обеспечивающего возможность организации и эксплуатации нефтегазового промысла в условиях, аналогичных континенталь­ным;

- уменьшении объема и ускорении строительных работ.

Недостатки рассматриваемого метода:

- большая сложность и капиталоемкость работ по сооружению ог­раждающей дамбы;

- значительные эксплуатационные расходы по откачке воды, поступающей за счет фильтрации;

- опасность затопления территории промысла в случае разрушения огради­тельной дамбы под воздействием природных и техногенных факторов.

При применении метода осушки дна на огражденном участке буровые ус­тановки и сооружения промысла располагают ниже уровня моря. Поэтому це­лесообразнее использовать системы дамб с прокладкой по ним промысловых дорог и размещением всех нефтегазопромысловых объектов выше уровня воды. Размещение буровых установок и объектов добычи, сбора, подготовки и транс­порта нефти ниже уровня моря требует создания мощной оградительной дамбы, способной противостоять постоянному давлению, напору фильтрующейся во­ды, а также воздействию ледовых полей.

Учитывая указанные факторы, способ освоения нефтегазовых ме­сторождений ограждением и осушением участка дна моря не может быть реко­мендован при большой его глубине. Способ можно применять при малых глу­бинах (до 5 м), благоприятных природно-климатических условиях и наличии производственно-технической базы и местных стройматериалов.

Для разработки крупных месторождений нефти и газа отечественными учеными были предложены конструкции и высокопроизводительные методы строительства морских эстакад и примыкающих к ним специальных приэстакадных площадок как для бурения скважин, так и для размещения на них про­мысловых объектов сбора, подготовки и транспорта продукции скважин, под­держания пластового давления системы (ППД). Строительство первой такой эстакады было начато в 1947 г. для освоения морского нефтяного месторожде­ния в районе о. Артема в Каспийском море.

Эстакадные сооружения можно выполнять из дерева, металла, железобето­на. В настоящее время в основном используют два последних материала. Роль эстакад могут играть и каменно-земляные дамбы. Эффективность применения последних зависит от глубины моря, гидрометеорологических условий и спосо­ба строительства, которое оправдано в спокойных акваториях с глубиной не более 5 - 6 м. При больших же глубинах моря, а также на площадях, где имеют место значительные морские волнения и течения, продолжительность земляных работ увеличивается, а вместе с этим возрастает и объем капиталовложений.

Анализ экономической целесообразности строительства фунтовых дамб показывает, что применение их рационально при глубине не более 6 м. Следует отметить, что они отличаются долговечностью, пожаробезопасностью, устой­чивостью против действия ледовых нагрузок и не подвергаются коррозии, ха­рактерной для стальных эстакад. Кроме того, земляные дамбы выполняют функции волнозащитных сооружений и огражденные ими акватории использу­ют для стоянки судов.

Как отмечалось выше, в связи с большой сложностью и высокой стоимо­стью сооружения земляных дамб на морских участках с большими глубинами широкое применение нашли стальные сооружения эстакадного типа. Использо­вание данного способа разработки месторождений позволяет комплексно ре­шать технологические вопросы, связанные с бурением скважин, добычей, транспортом, подготовкой и хранением нефти и газа, организацией системы ППД, функционирования всей инфраструктуры морского промысла. Приэстакадные площадки, на которых размещают основные и подсобные объекты, свя­зывают между собой специальным транспортным сооружением мостового типа.

По эстакадам прокладывают различные трубопроводы, электрокабели и линии связи, по которым осуществляется движение автомобильного и техноло­гического транспорта, железнодорожных составов узкой колеи, тракторов, подъемных кранов и пр. Поэтому все работы на морском промысле можно про­водить почти независимо от состояния погоды и волнений моря.

Сооружение эстакад позволяет создать на территории промысла крупную материально-техническую базу, обеспечивающую бесперебойное снабжение материалами и оборудованием для гидротехнического строительства и после­дующую эксплуатацию нефтегазового месторождения. Такая база может быть создана на берегу моря, если эстакада берет с него начало.

Эстакадный способ освоения месторождении имеет следующие преимуще­ства:

- обеспечивается возможность реализации полного цикла освоения ресур­сов моря, включая строительство эстакад, бурение скважин, добычу, подготов­ку и хранение, транспорт нефти и газа, ППД, оперативную организацию произ­водства и управления на местах;

- совмещаются работы по разведке и разработке нефтяного или газового месторождения;

- исключается необходимость использования плавучих средств в процессе монтажа конструкций, движение которых зависит от погодных условий, за счет применения "пионерного" метода строительства эстакад (наращивание послед­них с берега);

- осуществляется связь между отдельными объектами, расположенными на разных приэстакадных площадках, посредством узкоколейного железнодорож­ного и автомобильного транспорта независимо от погодных условий;

- обеспечивается бесперебойность снабжения морского промысла всеми необходимыми материалами и оборудованием, электроэнергией и телефонной связью непосредственно с баз, расположенных на берегу.

Вместе с тем, данный способ обладает и рядом недостатков:

- происходит интенсивная коррозия металлоконструкций в агрессивной морской среде, снижающая их долговечность, и, как следствие этого, возникает необходимость в проведении большого объема дорогостоящих работ по защите металла;

- наблюдается низкая механическая сопротивляемость сооружений эста­кадного типа действию ледовых нагрузок;

- отрицательно сказываются на работе технологических установок и узлов строительных конструкций недостаточная динамическая жесткость и вибрация.

Следует отметить, что в ледовых условиях эффективность применения эстакадного способа резко снижается.

Назначение, классификацию, способы строительства и монтажа опорной части и оборудования морских стационарных платформ были подробно рас­смотрены в четвертой главе. Необходимо еще раз отметить преимущества и це­лесообразность использования МСП при создании морских промыслов добычи нефти и газа.

После открытия морского нефтегазового месторождения выполняют ком­плекс работ, включающих конструирование, изготовление и установку системы бурового и нефтегазопромыслового оборудования, сооружение объектов про­мыслового сбора, подготовки и транспорта продукции, системы ППД и др. Для этого, как правило, в соответствии с традиционной практикой строят стацио­нарную, опирающуюся на морское дно, базовую платформу. Первая была со­оружена на деревянных сваях в 1925 - 1934 гг. в районе о. Артема вблизи г. Ба­ку. Ввиду того, что такие платформы обладали низкой прочностью и сложной технологией монтажа, впоследствии отказались от их строительства.

Стационарные платформы за рубежом были применены в нефтяной про­мышленности примерно в середине 30-х годов в акватории Мексиканского за­лива. С их помощью можно было работать в условиях мелкой воды. Следует отметить, что многие из первых металлических стационарных платформ, по­строенных в 30-х и 40-х годах у нас в стране и за рубежом, продолжают успеш­но эксплуатироваться и в настоящее время.

Освоение более глубоких акваторий шельфа потребовало создания более совершенных конструкций:

- эффективных - конструкция должна наилучшим образом соответствовать своему функциональному назначению;

- надежных - вся конструкция в целом и ее элементы должны без повреж­дений противостоять нагрузкам на них и воздействиям в условиях эксплуата­ции;

- долговечных - с безотказной работой в течение установленного срока ее эксплуатации;

- технологичных - при проектировании необходимо устанавливать соот­ветствующие производственно-технические возможности изготовления, транс­портирования, монтажа в море, а также предусматривать удобства эксплуата­ции и возможность усиления конструкций;

- экономичных - затраты на проектирование, изготовление, монтаж и экс­плуатацию должны быть минимальными;

- эстетичных и эргономичных - конструкция должна отвечать условиям технической эстетики и эргономики;

- с полным или частичным демонтажем после завершения буровых и экс­плуатационных работ.

Сказанное выше говорит о высоком уровне надежности и технических со­вершенствах конструкции используемых стационарных платформ.

Их применение имеет следующие преимущества:

- используются простые методы строительства платформ на освоенных глубинах моря и в районах с различными гидрометеорологическими условиями благодаря их крупноблочности;

- имеется при необходимости возможность расширения палубной площади основания;

- обеспечивается частичный или полный демонтаж стационарных плат­форм после завершения буровых и эксплуатационных работ;

- создается сравнительно большая устойчивость против действия волновой и ветровой нагрузок благодаря пространственности конструкций и пирами­дальной форме блоков.

Эти преимущества обеспечили широкое применение стационарных плат­форм не только при разведке, но и разработке и эксплуатации морских нефтега­зовых месторождений.

Стационарные платформы имеют и недостатки, так как все строительно-монтажные работы, производственно-техническое снабжение и обустройство платформ зависят от гидрометеорологических условий.

Опыт показывает, что создание нефтегазового промысла на стационарных платформах не всегда является экономически выгодным, потому что производ­ственно-техническое обеспечение, эксплуатация и обустройство морских промыслов связаны с необходимостью широкого использования морских судов и спецтранспорта, прокладкой подводных трубопроводов и пр.

Строительство стационарных платформ рентабельно для бурения разве­дочных скважин и при организации нефтегазового промысла на глубинах, пре­вышающих 20 - 25 м, а также в условиях ледовой обстановки.

В целом вопрос о целесообразности применения стационарных платформ для освоения нефтегазовых месторождений и организации морского промысла следует решать в каждом конкретном случае с учетом всех природно-климатических, гидрологических и технических условий, характерных для на­меченного к разработке месторождения.

Способ применения подводных промыслов является наиболее пер­спективным при освоении глубоководных месторождений. Он основан на ис­пользовании так называемых систем подводного заканчивания скважин, у ко­торых устья располагаются на морском дне. Там же находятся оборудование системы сбора и транспорта продукции скважин, подводные нефтегазо- и тру­бопроводы, системы ППД, энергоснабжения, телекоммуникаций и управления. Подводные промыслы могут быть полностью автономными, а также приме­няться в сочетании со стационарными или плавучими технологическими плат­формами. По сравнению с традиционными методами освоения, когда устья скважин размещены на стационарных платформах, данный способ имеет сле­дующие преимущества:

- ускоренный вывод месторождения на проектную мощность за счет пуска в эксплуатацию ранее пробуренных с ПБУ скважин;

- гибкость технологии подводной добычи из-за возможности быстрой сме­ны оборудования (например, при переходе с фонтанного на газлифтный способ добычи путем замены одной технологической платформы на другую);

- возможность сезонной и непрерывной разработки месторождений, распо­ложенных в суровых арктических условиях, независимо от наличия ледовой обстановки, торосов, айсбергов и др.

3. Наиболее простая система добычи "мокрого" типа (рис. 1) состоит из устья одной скважины, оборудованной подводной фонтанной арматурой и со­единенной выкидной линией (подводным трубопроводом) и райзером со ста­ционарной платформой или плавсредством, как правило, расположенными над скважиной. Для этой цели могут быть использованы переоборудованные танке­ры, плавучие и стационарные платформы.

Тема: Техника и технология разработки и эксплуатации шельфовых месторождений - student2.ru

Рис. 1. Фонтанная арматура обычного (открытого) типа:

1 - стойка для крепления каната при повторном спуске и подъеме оборудования; 2 -верхняя крышка; 3 - распределительный клапан; 4 - клапан, применяемый при поршневом тартании; 5 - распределительная катушка; 6 - узел электрогидравлического управления; 7 -выкидная линия; 8 - соединительный патрубок; 9 - устройство регулировки положения вы­кидной линии; 10 - направляющая рама; 11 - стойка буя; 12 - буй; 13 - клапаны гидросисте­мы; 14 - клапан на обводной линии; 15 - обводные линии; 16 - трехходовой клапан; 17 - глав­ная задвижка; 18 - соединительный фланец; 19 - постоянная опора; 20 - временная опора

Для контроля за параметрами добываемой продукции, положением запор­ных органов и управления ими существует несколько типов систем, выпол­няющих указанные функции: с гидравлическим, электрическим и комбиниро­ванным приводом. При этом пульт управления расположен на платформе и свя­зан с подводным устьем шлангокабелем.

Заканчивание и ремонт подводной скважины осуществляют с ППБУ или бурового судна. В первом случае подводную арматуру монтируют на устье при использовании специального технологического стояка и автономной гидравли­ческой станции управления. Ремонт, обследование и техническое обслуживание проводят или с помощью водолазов, или телеуправляемых необитаемых под­водных аппаратов либо роботов-манипуляторов.

"Сухие" системы (рис. 2) , разработанные, например, фирмой "Кэн Оушн", представляют собой одноатмосферную камеру с расположенным внут­ри нее устьевым оборудованием [21]. Камера оснащена шлюзом для стыковки с подводным аппаратом, доставляющим в нее оператора. Преимущества этого типа систем заключаются в том, что они могут работать на больших глубинах моря (до 800 - 900 м) без применения сложной водолазной техники, которая в настоящее время пока еще не соответствует требованиям для данных условий. Такая система была испытана на месторождении Гароупа (шельф Бразилии) при глубине моря до 123 м.

Тема: Техника и технология разработки и эксплуатации шельфовых месторождений - student2.ru

Рис. 2. Фонтанная арматура закрытого типа:

1 - одноатмосферная камера; 2 - фонтанная арматура; 3 - катушка; 4 - соединитель фон­танной арматуры; 5 - оборудование устья скважины; 6 - соединитель выкидной линии типа «ОА»; 7 - система управления; 8 - посадочная площадка

Гибридные системы состоят из основного комплекта оборудования устья скважин, размещенного на дне, и дополнительного - на стационарной платфор­ме. Оба они находятся один над другим и соединяются вертикальным райзером. Число таких систем составляет около 5 % общего числа подводных скважин.

Наиболее перспективным в настоящее время считают создание крупных подводных комплексов в "мокром" исполнении на одной донной плите, содер­жащих подводный куст скважин, манифольд и энергоблок. Первая такая экспе­риментальная система была установлена фирмой "Экссон" в Мексиканском за­ливе при глубине воды 52 м и состояла из опорной плиты, выкидных линий, добычного стояка и судна для хранения и первичной обработки нефти и газа. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт этой системы проводили с по­мощью аппаратов-роботов типа ММС. С их помощью только за 1974 -1980 гг. было выполнено 85 заданий (замена модулей управления, клапанов манифольда и трубопроводов, блоков системы контроля, разворот клапанов и переключате­лей, визуальный осмотр и т.п.) при средней продолжительности каждого 12 -17ч.

Анализ современных тенденций освоения морских месторождений нефти и газа на средних и больших глубинах моря с использованием систем подводного закачивания показал:

Для изолированных небольших (так называемых малорентабельных) ме­сторождений, разрабатываемых 1-2 скважинами, в качестве технологической платформы используют переоборудованный танкер, на палубе которого разме­щают оборудование для подготовки нефти. Танкер посредством вертлюга швартуют к плавучему погрузочному бую, соединенному со скважиной глубо­ководным райзером.

Для месторождений средних размеров предполагают применять подвод­ный манифольдный центр, включающий куст скважин на одной донной плите и ряд сателлитных, используемых как добычные или нагнетательные. Манифольд соединяют со стационарной или плавучей платформой с помощью нескольких гибких трубопроводов, которые, как показали натурные эксперименты в Север­ном море, успешно выдерживают возникающие при этом динамические напря­жения. Такие системы проходили опытную проверку на месторождении Балмо­рал.

Для крупных месторождений используют систему, состоящую из цен­трального куста скважин с подводным манифольдом, нескольких периферий­ных кустов и ряда одиночных скважин, управляемых со стационарных или пла­вучих технологических платформ.

4. В случае разработки морских месторождений многоскважинными систе­мами традиционную буровую технику можно применять лишь после сооруже­ния и ввода в эксплуатацию стационарной платформы. Это затруднило бы оку­паемость исходных капиталовложений вплоть до последних этапов освоения залежей. Вследствие этого разработка глубоководных месторождений и их пе­риферийных участков, а также месторождений в районе Арктики стала бы эко­номически нерентабельной [3].

Если стоимость сооружения стационарной платформы оказывается эконо­мически неприемлемой, следует использовать подводную добычную систему, содержащую комплекс средств эксплуатации: плавучие буровые системы, фон­танную арматуру, рабочие трубопроводы и приспособление для нагнетания газа и воды. В противном случае подводная система может служить лишь коллекто­ром для скважин-спутников, которые соединены с мелководной стационарной платформой, либо посредством гибкого стояка с плавучей платформой в преде­лах промысла. Такое применение подводных эксплуатационных средств позво­ляет рентабельно разрабатывать периферийные месторождения и даже неболь­шие залежи крупного промысла, доступ к которым невозможен с центральной платформы при горизонтально или наклонно направленном бурении.

Подводные промысловые системы в своем многообразии могут включать как одну сателлитную освоенную скважину, так и кустовой эксплуатационный комплекс с полным обеспечением подсобной энергетикой, а также коллектор для транспортирования добытой продукции на плавучую установку. Тип выби­раемой системы зависит от многих факторов: места, размера и глубины разра­батываемого месторождения и др. Значительную роль при этом также играет требуемый уровень контроля и сбора данных, который должен учитываться проектом. Общий вид типового подводного промысла показан на рис. 3.

Тема: Техника и технология разработки и эксплуатации шельфовых месторождений - student2.ru

Наши рекомендации