Можно ли в кассетном стереофоническом магнитофоне осуществить четырехдорожечную запись (воспроизведение)?
Кассетные стереофонические магнитофоны не рассчитаны на четырехдорожечную монофоническую запись (воспроизведение). Однако радиолюбители для экономии ленты переделывают свои магнитофоны (и не только стереофонические), вводя в них переключатели дорожек. Следует отметить, что в практике звукозаписи на магнитофонную кассету (в отличие от катушечных, магнитофонов) блок ГС не используется, поскольку он стирает сразу две дорожки записи. Поэтому запись на четырех дорожках в кассетном магнитофоне отличается от аналогичной записи на катушечном, но производится на чистой (предварительно размагниченной) ленте.
Чтобы переделать монофонический магнитофон для четырехдорожечной записи (воспроизведения), надо ГУ заменить на блок ГУ и ввести в схему переключатель дорожек и эквивалент ГС. Такие изменения показаны на рис. 1б,а, где приведена часть схемы магнитофона «Электроника-302». Здесь переключатель дорожек В1 показан в положении, когда включены дорожки 1 — 4 блока ГУ Е1 и ГС МГ2 (обозначение по схеме магнитофона). При переходе на дорожки 8 — 2 ГС отключается и вместо нее включается эквивалент — катушка L1 индуктивностью 0,3 мГн. Необходимость в этом обусловлена тем, что ши« рина сердечника ГС перекрывает две соседние дорожки, стирая с них сигнал и подготавливая ленту для записи. Следовательно, при переходе на дорожку 3 или 2 запись будет производиться на чистую ленту, и если на этих дорожках была нужная фонограмма, требующая сохранения, то первоначально ее следует переписать на другой магнитофон, а уж потом производить запись. Надобность в эквиваленте вызвана тем, что при отключении ГС ток подмаг-ничившия резко изменяется, и для сохранения его на прежнем уровне к ГСП требуется подключить ГС или ее эквивалент.
В стереофонический кассетный магнитофон, например «Весна-211-стерео», следует только ввести переключатели дорожек В1 и В2, как это показано на рис. 16, б. Отличие этой схемы от предыдущей заключается в использовании в качестве эквивалента L1 еще одной ГС типа ЗС 124.21.0 и записи на предварительно размагниченную ленту. При монофонической записи нужно подобрать сопротивление резистора R1 в пределах 2,4 — 3,9 кОм таким образом, чтобы ток подмагничивания как в стерео, так и в монорежиме не изменялся.
Лампочка H1 индуцирует режим монофонической записи. Она должна быть рассчитана на напряжение 3 — 6 В и ток 20 — 50 мА. Можно, конечно, лампочку и не включать. В заключение укажем, что при стереофонической записи (воспроизведении) кнопки В1 и В2 должны находиться в отжатом (как на схеме) положении. Стрелками показаны провода, идущие к выводам блоков магнитофона А2 — А4, а также к конденсатору СЗ, установленному на шасси.
Многие магнитофоны II и III групп сложности имеют только регулятор тембра верхних частот. Можно ли добавить регулятор тембра нижних частот?
Конечно, можно. Однако способы введения регулятора тембра нижних частот зависят от построения усилителя мощности. Наиболее просто это можно сделать, если последовательно в цепь базы входного транзистора усилителя мощности включить конденсатор и параллельно ему переменный резистор. Для примера на рис. 16 показано включение в магнитофон «Весна-201 -стерео» регулятора тембра нижних частот — резистора RH (приведена схема для левого-канала). Работает регулятор тембра следующим образом. В крайнем правом (по схеме) положении движка переменного резистора RH его сопротивление равно нулю, конденсатор Сн закорочен и нижние частоты беспрепятственно проходят к базе транзистора VT6 (обозначения элементов согласно заводской схемы) и АЧХ звена линейна. По мере передвижения движка переменного резистора влево его сопротивление возрастает и в крайнем левом положении превыси! полное сопротивление конденсатора Сн для нижних частот. Общее сопротивление цепи КнСн для нижних частот возрастет, они ослабятся, в то время как верхние и средние частоты проходят через это звено без ослабления. Работа регуляторов громкости R4 и тембра верхних частот R3-1 остается без изменений.
Рис. 15. Схемы переделки кассетных магнитофонов для четырехдорожечной записи:
а —монофонический; б — стереофонический
Рис. 16. Схема включения регулятора тембра нижних частот
Аналогично можно ввести регулятор тембра нижних частот и в другие магнитофоны, например «Электроника-301», «Дайна» и др.
В магнитофонах типа «Спутник» и «Легенда» есть раздельные регуляторы громкости и уровня записи, но нет регулятора тембра. Можно ли переделать схему так, чтобы потенциометр регулятора уровня записи использовался при воспроизведении как регулятор тембра верхних частот?
Схема такой переделки приведена на рис. 17. Чтобы регулятор уровня записи в режиме воспроизведения мог работать как регулятор тембра верхних частот, надо между контактами 4 и 6 переключателя В1 (обозначение элементов по заводской схеме магнитофона) включить конденсатор Св. В этом случае, когда движок переменного резистора Rl0 находится в верхнем (по схеме) положении, конденсатор Св оказывается включенным параллельно резистору R9, что приводит к некоторому подъему верхних частот. При переводе движка переменного резистора в нижнее положение цепь базы транзистора VT2 соединена через конденсатор Св с общим проводом и верхние частоты будут ослаблены. При переключении магнитофона в режим записи конденсатор Св закорочен контактами 4 и 6 переключателя В1 и переменным резистором R10 можно (как и до переделки) регулировать уровень записи.
Рис. 17. Схема использования переменного резистора регулятора уровня записи как регулятора тембра верхних частот
Следует учесть, что при перезаписи с переделанного таким образом магнитофона движок переменного резистора R10 всегда должен находиться в верхнем положении, иначе в фонограмме-копии верхние частоты будут ослаблены.
Зачем в простые кассетные магнитофоны вводят систему автоматического регулятора уровня записи?
Автоматический регулятор уровня записи (АРУЗ) представляет собой устройство, поддерживающее практически неизменным уровень записи при вначительном изменении уровня входного сигнала. Это позволяет получать фонограммы с примерно одинаковым уровнем остаточной намагниченности рабочего слоя ленты и избежать превышения номинального уровня записи даже на отдельных участках фонограммы, предохраняя усилитель от перегрузки и в конечном счете — весь тракт от повышенных нелинейных искажений.
Введение в магнитофон системы АРУЗ упрощает пользование им, что особенно важно для кассетного магнитофона, в котором узкая дорожка записи, тонкий рабочий слой ленты и малая ее скорость движения особенно благоприятствуют перемодуляции и увеличению коэффициента нелинейных искажений. Наличие АРУЗ в кассетном магнитофоне облегчает использование его начинающими любителями звукозаписи, позволяя получать даже при неблагоприятных условиях качественные записи. Кроме этого, кассетные магнитофоны, имеющие дополнительную скорость 2,38 см/с, часто используют как диктофоны. И здесь, когда напряжение источника звукового сигнала может изменяться в широких пределах, получить фонограмму с примерно одинаковым уровнем остаточной намагниченности рабочего слоя ленты можно только с помощью АРУЗ. Если к этому добавить, что введение системы АРУЗ позволяет исключить из схемы индикатор уровня записи, то станет понятно, почему систему АРУЗ в основном применяют в простых кассетных магнитофонах.
В кассетных магнитофонах показания индикатора уровня записи устанавливают так, чтобы номинальному уровню остаточной намагниченности рабочего слоя ленты (0 дБ) соответствовал магнитный поток короткого замыкания 250 нВб/м. Однако даже при самой тщательной ручной регулировке уровня записи избежать кратковременной перемодуляции ленты не удается. Особенно это относится к источникам звука с большим динамическим диапазоном и острыми пиками ,в звуковых сигналах. Многие любители звукозаписи, чтобы избежать перемодуляции ленты, заранее устанавливают уровень записи на 3 — » 6 дБ ниже номинального. Это приводит к уменьшению динамического диапазона фонограммы и к ухудшению отношения сигнал-шум. Последнее, правда, удается исправить, если в составе магнитофона есть система шумопонижения.
Введение в магнитофон отключаемой системы АРУЗ с возможностью изменения ее динамических характеристик позволяет получать фонограммы достаточно высокого качества при записи программ, которые повторить нельзя, например с радиовещательного или телевизионного приемника.