Какие функции выполняет лентопротяжный механизм?

На лентопротяжный механизм (ЛПМ) магнитофона возложены функции равномерного поступательного продвижения магнитной ленты с за­данной скоростью (или с заданными скоростями), ее прямая и обратная пере­мотка. В некоторых упрощенных аппаратах, например в автомобильных кассет­ных магнитофонах-проигрывателях, обратная перемотка ленты, как правило, отсутствует.

Кроме этого, ЛПМ должен обеспечивать: пространственную ориентацию ленты, которая осуществляется с помощью направляющих стоек, обводных я натяжных роликов и т. п.; натяжение ленты в подающей ветви (до ведущего вала) и ее подмотку в приемной ветви (после ведущего вала).

В сложные многомоторные ЛПМ, предназначенные для аппаратов высшей и I групп сложности, вводят электронные системы автоматической регулиров­ки (САР) скорости движения ленты, ее натяжения, дистанционное управление ЛПМ (иногда беспроводное), а также электронные переключатели скорости движения ленты.

Какие факторы влияют на выбор электродвигателя для лентопротяж­ного механизма?

Чтобы полнее ответить на этот вопрос, надо учитывать кинематиче­скую схему, по .которой построен ЛПМ, и род питания электродвигателя.

В трехмоторных ЛПМ магнитофонов с питанием от сети переменного тока боковые электродвигатели, работающие- в режимах подмотки и перемотки, лен­ты, должны иметь мягкую механическую характеристику, т. е. сильную зави­симость частоты вращения от нагрузки на вал. Ведущий (или ведущие) элект­родвигатель, работающий в режиме рабочего хода ленты, наоборот, должен иметь жесткую или абсолютно жесткую механическую характеристику, при ко­торой частота вращения мало или совсем не зависит от нагрузки на вал.

В одномоторных ЛПМ с питанием от сети переменного тока обычно ис­пользуют электродвигатели с жесткой механической характеристикой, а в од­номоторных ЛПМ с питанием от автономных источников тока — электродвига­тели постоянного тока с электронной стабилизацией частоты вращения вала. Трехмоторных ЛПМ с питанием от автономных источников тока радиолюбите­ли, как правило, не делают.

Жесткой механической характеристикой обладает асинхронный электродви­гатель переменного тока; абсолютно жесткой — синхронный и асинхронный гистерезисный электродвигатели и мягкой — асинхронный электродвигатель, ротор которого выполнен в виде так называемой «беличьей клетки» и залит алюми­ниевым сплавам с большим удельным электрическим сопротивлением.

В ЛПМ кассетных магнитофонов наиболее часто используют коллекторные электродвигатели постоянного тока с системой регулирования частоты вращения вала, построенной по мостовой схеме. Помимо коллекторных используют и бес­коллекторные электродвигатели с регулировкой частоты вращения вала с помо­щью тахорегулятора.

Можно ли изменить механическую характеристику асинхронного элек­тродвигателя, сделав ее мягкой?

Изменить механическую характеристику асинхронного электродвигате­ля, сделав ее мягкой, можно тремя способами. В первом из них ротор электро­двигателя, выполненный в виде «беличьей клетки», заменяют целшковым, изго­товленным из чугуна или мягкой стали. Во втором — ротор электродвигателя протачивают и надевают яа него стальную трубу, толщина стенки которой должна быть в пределах 1 — 2 мм. Третий способ заключается в том, что надо разорвать «беличью клетку». Для этого торцевую часть ротора с короткой сто­роны вала протачивают под углом 45° до тех пор, пока «беличья клетка» не будет вскрыта и разорвана.

Считаем нужным напомнить, что как вновь изготовленный ротор, так е переделанный требуют обязательной статической, а лучше — динамической ба­лансировки и тщательной центровки при постановке на место.

Можно ли в качестве ведущего использовать электродвигатель с мяг­кой механической характеристикой?

Электродвигатель с мягкой механической характеристикой может быть использован в качестве ведущего в том случае, если его блок питания вклю­чить в систему автоматической регулировки (САР) частоты вращения вала.

Чаще всего (регулирование частоты вращения вала осуществляют подачей на одну из обмоток подтормаживающего напряжения постоянного тока, значе­ние которого зависит от частоты вращения вала. В таких системах обычно ис­пользуют стандартные электродвигатели с одной или двумя парами полюсов. Возможна также стабилизация частоты вращения вала электродвигателя с по­мощью электронной САР на основе широтно-импульсной модуляции. Выбор то­го или иного способа стабилизации частоты вращелия вала зависит от требо­ваний, которые предъявляются к ЛПМ и магнитофону в целом. Использование электродвигателя с мягкой механической характеристикой и электронной САР частоты вращения вала позволяет получить параметры ЛПМ, соизмеримые и даже лучшие, чем при использовании в качестве ведущего синхронного или асинхронного гистерезисного электродвигателя.

Почему в лентопротяжных механизмах кассетных магнитофонов ис­пользуют электродвигатели без центробежных регуляторов?

На выбор электродвигателя для магнитофона с автономным питани­ем влияют два фактора: момент нагрузки на вал электродвигателя и помехи, создаваемые им. В кассетных магнитофонах, габаритные размеры которых обычно ограничены, наиболее важным фактором становятся помехи от электро­двигателя. Известно, что каждый разрывной контакт, находящийся под напря­жением, в моменты соединения и разъединения создает помехи и они тем боль­ше влияют на рабочий режим магнитофона, чем ближе электродвигатель рас­положен к магнитным головкам и первым каскадам усилителя. С исключением центробежного регулятора уменьшаются помехи от электродвигателя и повы­шается его эксплуатационная надежность, так как зачастую причиной неис­правности электродвигателя является выход из строя центробежного регулято­ра, контакты которого в процессе работы обгорают и требуют чистки. Для ста­билизации частоты вращения вала электродвигателя постоянного тока без цент­робежного регулятора обычно используют мостовые схемы, схемы сравнения и схемы, основанные на изменении напряжения питания электродвигателя при из­менении момента нагрузки на его вал. Получили распространение и схемы, в которых используется изменение обратной связи (отрицательной или положи­тельной). Следует отметить, что во всех этих устройствах могут работать элект­родвигатели с металлическими щетками коллектора, сопротивление которых не­велико и во много раз меньше сопротивления угольных щеток. Из отечествен­ных могут быть использованы электродвигатели типов ДКС-9-2600, МД-0У36-9А, ДПР-2Т и ДПБ-902, причем последний комплектуется специальным регулятором частоты вращения вала типа PC-1-09.

В кассетных магнитофонах используют и бесконтактные (бесколлекторные) электродвигатели постоянного тока. Регулятор частоты вращения такого электро­двигателя обычно состоит из электронных ключей, поочередно включающих ра­бочие обмотки датчика положения «ротора, управляющего работой электронных ключей, тахогенератора и схемы сравнения опорного напряжения с напряжени­ем, развиваемым на выводах обмоток тахогенератора. К бесконтактным отно­сится электродвигатель типа БДС-0,2 (БДС-0,2М).

В чем различие между массозависимым и массонезависимым подаю­щими (приемными) узлами?

Основное различие между ними состоит в том, что первый может работать только при горизонтальном положении ЛПМ, а второй — при любом по­ложении ЛПМ.

Одной из главных задач подающего и приемного узлов следует считать обеспечение постоянства натяжения магнитной ленты от начала рулона до его конца как при рабочем ходе ЛПМ, так и в режимах перемотки ленты. В массо-зависимых узлах эта задача решается довольно просто и зависит от конструк­ции фрикционного сцепления. При использовании сухого трения в массозависи-мых подающем и приемном узлах удается получить относительно небольшие из­менения натяжения ленты, если отношение максимального диаметра рулона ленты к его минимальному диаметру не превышает 3,5. При использовании катушек по ГОСТ 13275 — 77 это отношение колеблется от 2,8 до 3.

Когда подающий (приемный) узел массонезависим, для обеспечения по­стоянства натяжения ленты приходится применять САР. Наиболее просто САР осуществляется в трехмоторных ЛПМ, где в подающем и приемном узлах при­меняют электродвигатели с мягкой механической характеристикой. В одномо­торных ЛПМ используют механические САР, обычно связанные с подающим уз­лом. Одна из возможных механических САР натяжения ленты показана на рис. 4. Здесь ведомый фланец 1 подающего узла охвачен капроновым шнуром 2, выполняющим функцию ленточного тормоза. Один конец шнура через пру­жину 3 соединен с подвижной планкой 4. Второй конец закреплен на рычаге 6 датчика натяжения ленты. На другом конце этого рычага установлена колон­ка 8, соприкасающаяся с магнитной лентой 7. Предварительное натяжение шну­ра 2 производится пружиной б, воздействующей на «измерительное» плечо ры­чага 6.

Какие функции выполняет лентопротяжный механизм? - student2.ru

Рис. 4. Устройство механической САР натяжения ленты

Работает механическая САР так. Магнитная лента, нажимая на колонку 8, поворачивает против часовой стрелки рычаг 6. Угол поворота пропорционалеи натяжению ленты на участке подающий узел — ведущий вал. При новоро-те рычага происходит изменение натяжения шнура и, как следствие, изменение тормозящего момента подающего узла, что влияет на натяжение ленты. В ре­зультате натяжение ленты устанавливается на выбранном значении, зависящем от усилия дружин 3 и 5.

При работе такого типа узла в качестве приемного в режиме перемотки лен­ты САР должна отключаться. Это .может быть достигнуто перемещением впра­во рычага 4 и освобождением шнура (показано двунаправленной стрелкой). Таким образом, если магнитофон должен работать в любом положении (носи­мые магнитофоны) или только в вертикальном (стационарные магнитофоны) приходится применять массонезависимые подающий и приемный узлы, хотя это требует усложнения конструкции ЛПМ.

Почему в кассетных магнитофонах применяют только массонезависи­мые подающий и приемный узлы?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что в магнитофонной кассете может быть помещен ограниченный рулон ленты. Его минимальный ди­аметр 22 и максимальный 46 мм. Если к этому добавить, что в магнитофон­ной кассете может быть .использована только тонкая лента, толщина которой не превышает 18 мкм, а рабочий слой — 6 — 8 мкм, то станет ясно — масса тако­го рулона невелика и не может обеспечить нормальную работу массозависимо-го подающего (приемного) узла. Кроме этого, большинство кассетных магнито­фонов относятся к носимым и должны работать в любом положении. Поэтому в ЛПМ кассетных магнитофонов используют только массонезависимые подаю­щий и приемный узлы.

Почему коэффициент детонации кассетного магнитофона несколько вы­ше, чем катушечного?

Это справедливо только для носимых и переносных моделей неболь­шого объема. В стационарных моделях с питанием от сети переменного тока коэффициент детонации того же порядка, что и для катушечных магнитофонов. Увеличение коэффициента детонации простого кассетного магнитофона вызвано небольшим вращающим моментом на валу малогабаритного электродвигателя и при ограниченном (не более 3 мм) диаметре ведущего вала — невозможностью применения маховика с большим моментом инерции. Если к этому добавить, что носимый магнитофон должен работать в любом положении, то станет ясно, как трудно при небольших габаритных размерах и малом объеме обеспечить не­большой коэффициент детонации, который в большой степени зависит еще и от качества изготовления деталей ЛПМ.

Наши рекомендации