Какие функции выполняет лентопротяжный механизм?
На лентопротяжный механизм (ЛПМ) магнитофона возложены функции равномерного поступательного продвижения магнитной ленты с заданной скоростью (или с заданными скоростями), ее прямая и обратная перемотка. В некоторых упрощенных аппаратах, например в автомобильных кассетных магнитофонах-проигрывателях, обратная перемотка ленты, как правило, отсутствует.
Кроме этого, ЛПМ должен обеспечивать: пространственную ориентацию ленты, которая осуществляется с помощью направляющих стоек, обводных я натяжных роликов и т. п.; натяжение ленты в подающей ветви (до ведущего вала) и ее подмотку в приемной ветви (после ведущего вала).
В сложные многомоторные ЛПМ, предназначенные для аппаратов высшей и I групп сложности, вводят электронные системы автоматической регулировки (САР) скорости движения ленты, ее натяжения, дистанционное управление ЛПМ (иногда беспроводное), а также электронные переключатели скорости движения ленты.
Какие факторы влияют на выбор электродвигателя для лентопротяжного механизма?
Чтобы полнее ответить на этот вопрос, надо учитывать кинематическую схему, по .которой построен ЛПМ, и род питания электродвигателя.
В трехмоторных ЛПМ магнитофонов с питанием от сети переменного тока боковые электродвигатели, работающие- в режимах подмотки и перемотки, ленты, должны иметь мягкую механическую характеристику, т. е. сильную зависимость частоты вращения от нагрузки на вал. Ведущий (или ведущие) электродвигатель, работающий в режиме рабочего хода ленты, наоборот, должен иметь жесткую или абсолютно жесткую механическую характеристику, при которой частота вращения мало или совсем не зависит от нагрузки на вал.
В одномоторных ЛПМ с питанием от сети переменного тока обычно используют электродвигатели с жесткой механической характеристикой, а в одномоторных ЛПМ с питанием от автономных источников тока — электродвигатели постоянного тока с электронной стабилизацией частоты вращения вала. Трехмоторных ЛПМ с питанием от автономных источников тока радиолюбители, как правило, не делают.
Жесткой механической характеристикой обладает асинхронный электродвигатель переменного тока; абсолютно жесткой — синхронный и асинхронный гистерезисный электродвигатели и мягкой — асинхронный электродвигатель, ротор которого выполнен в виде так называемой «беличьей клетки» и залит алюминиевым сплавам с большим удельным электрическим сопротивлением.
В ЛПМ кассетных магнитофонов наиболее часто используют коллекторные электродвигатели постоянного тока с системой регулирования частоты вращения вала, построенной по мостовой схеме. Помимо коллекторных используют и бесколлекторные электродвигатели с регулировкой частоты вращения вала с помощью тахорегулятора.
Можно ли изменить механическую характеристику асинхронного электродвигателя, сделав ее мягкой?
Изменить механическую характеристику асинхронного электродвигателя, сделав ее мягкой, можно тремя способами. В первом из них ротор электродвигателя, выполненный в виде «беличьей клетки», заменяют целшковым, изготовленным из чугуна или мягкой стали. Во втором — ротор электродвигателя протачивают и надевают яа него стальную трубу, толщина стенки которой должна быть в пределах 1 — 2 мм. Третий способ заключается в том, что надо разорвать «беличью клетку». Для этого торцевую часть ротора с короткой стороны вала протачивают под углом 45° до тех пор, пока «беличья клетка» не будет вскрыта и разорвана.
Считаем нужным напомнить, что как вновь изготовленный ротор, так е переделанный требуют обязательной статической, а лучше — динамической балансировки и тщательной центровки при постановке на место.
Можно ли в качестве ведущего использовать электродвигатель с мягкой механической характеристикой?
Электродвигатель с мягкой механической характеристикой может быть использован в качестве ведущего в том случае, если его блок питания включить в систему автоматической регулировки (САР) частоты вращения вала.
Чаще всего (регулирование частоты вращения вала осуществляют подачей на одну из обмоток подтормаживающего напряжения постоянного тока, значение которого зависит от частоты вращения вала. В таких системах обычно используют стандартные электродвигатели с одной или двумя парами полюсов. Возможна также стабилизация частоты вращения вала электродвигателя с помощью электронной САР на основе широтно-импульсной модуляции. Выбор того или иного способа стабилизации частоты вращелия вала зависит от требований, которые предъявляются к ЛПМ и магнитофону в целом. Использование электродвигателя с мягкой механической характеристикой и электронной САР частоты вращения вала позволяет получить параметры ЛПМ, соизмеримые и даже лучшие, чем при использовании в качестве ведущего синхронного или асинхронного гистерезисного электродвигателя.
Почему в лентопротяжных механизмах кассетных магнитофонов используют электродвигатели без центробежных регуляторов?
На выбор электродвигателя для магнитофона с автономным питанием влияют два фактора: момент нагрузки на вал электродвигателя и помехи, создаваемые им. В кассетных магнитофонах, габаритные размеры которых обычно ограничены, наиболее важным фактором становятся помехи от электродвигателя. Известно, что каждый разрывной контакт, находящийся под напряжением, в моменты соединения и разъединения создает помехи и они тем больше влияют на рабочий режим магнитофона, чем ближе электродвигатель расположен к магнитным головкам и первым каскадам усилителя. С исключением центробежного регулятора уменьшаются помехи от электродвигателя и повышается его эксплуатационная надежность, так как зачастую причиной неисправности электродвигателя является выход из строя центробежного регулятора, контакты которого в процессе работы обгорают и требуют чистки. Для стабилизации частоты вращения вала электродвигателя постоянного тока без центробежного регулятора обычно используют мостовые схемы, схемы сравнения и схемы, основанные на изменении напряжения питания электродвигателя при изменении момента нагрузки на его вал. Получили распространение и схемы, в которых используется изменение обратной связи (отрицательной или положительной). Следует отметить, что во всех этих устройствах могут работать электродвигатели с металлическими щетками коллектора, сопротивление которых невелико и во много раз меньше сопротивления угольных щеток. Из отечественных могут быть использованы электродвигатели типов ДКС-9-2600, МД-0У36-9А, ДПР-2Т и ДПБ-902, причем последний комплектуется специальным регулятором частоты вращения вала типа PC-1-09.
В кассетных магнитофонах используют и бесконтактные (бесколлекторные) электродвигатели постоянного тока. Регулятор частоты вращения такого электродвигателя обычно состоит из электронных ключей, поочередно включающих рабочие обмотки датчика положения «ротора, управляющего работой электронных ключей, тахогенератора и схемы сравнения опорного напряжения с напряжением, развиваемым на выводах обмоток тахогенератора. К бесконтактным относится электродвигатель типа БДС-0,2 (БДС-0,2М).
В чем различие между массозависимым и массонезависимым подающими (приемными) узлами?
Основное различие между ними состоит в том, что первый может работать только при горизонтальном положении ЛПМ, а второй — при любом положении ЛПМ.
Одной из главных задач подающего и приемного узлов следует считать обеспечение постоянства натяжения магнитной ленты от начала рулона до его конца как при рабочем ходе ЛПМ, так и в режимах перемотки ленты. В массо-зависимых узлах эта задача решается довольно просто и зависит от конструкции фрикционного сцепления. При использовании сухого трения в массозависи-мых подающем и приемном узлах удается получить относительно небольшие изменения натяжения ленты, если отношение максимального диаметра рулона ленты к его минимальному диаметру не превышает 3,5. При использовании катушек по ГОСТ 13275 — 77 это отношение колеблется от 2,8 до 3.
Когда подающий (приемный) узел массонезависим, для обеспечения постоянства натяжения ленты приходится применять САР. Наиболее просто САР осуществляется в трехмоторных ЛПМ, где в подающем и приемном узлах применяют электродвигатели с мягкой механической характеристикой. В одномоторных ЛПМ используют механические САР, обычно связанные с подающим узлом. Одна из возможных механических САР натяжения ленты показана на рис. 4. Здесь ведомый фланец 1 подающего узла охвачен капроновым шнуром 2, выполняющим функцию ленточного тормоза. Один конец шнура через пружину 3 соединен с подвижной планкой 4. Второй конец закреплен на рычаге 6 датчика натяжения ленты. На другом конце этого рычага установлена колонка 8, соприкасающаяся с магнитной лентой 7. Предварительное натяжение шнура 2 производится пружиной б, воздействующей на «измерительное» плечо рычага 6.
Рис. 4. Устройство механической САР натяжения ленты
Работает механическая САР так. Магнитная лента, нажимая на колонку 8, поворачивает против часовой стрелки рычаг 6. Угол поворота пропорционалеи натяжению ленты на участке подающий узел — ведущий вал. При новоро-те рычага происходит изменение натяжения шнура и, как следствие, изменение тормозящего момента подающего узла, что влияет на натяжение ленты. В результате натяжение ленты устанавливается на выбранном значении, зависящем от усилия дружин 3 и 5.
При работе такого типа узла в качестве приемного в режиме перемотки ленты САР должна отключаться. Это .может быть достигнуто перемещением вправо рычага 4 и освобождением шнура (показано двунаправленной стрелкой). Таким образом, если магнитофон должен работать в любом положении (носимые магнитофоны) или только в вертикальном (стационарные магнитофоны) приходится применять массонезависимые подающий и приемный узлы, хотя это требует усложнения конструкции ЛПМ.
Почему в кассетных магнитофонах применяют только массонезависимые подающий и приемный узлы?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что в магнитофонной кассете может быть помещен ограниченный рулон ленты. Его минимальный диаметр 22 и максимальный 46 мм. Если к этому добавить, что в магнитофонной кассете может быть .использована только тонкая лента, толщина которой не превышает 18 мкм, а рабочий слой — 6 — 8 мкм, то станет ясно — масса такого рулона невелика и не может обеспечить нормальную работу массозависимо-го подающего (приемного) узла. Кроме этого, большинство кассетных магнитофонов относятся к носимым и должны работать в любом положении. Поэтому в ЛПМ кассетных магнитофонов используют только массонезависимые подающий и приемный узлы.
Почему коэффициент детонации кассетного магнитофона несколько выше, чем катушечного?
Это справедливо только для носимых и переносных моделей небольшого объема. В стационарных моделях с питанием от сети переменного тока коэффициент детонации того же порядка, что и для катушечных магнитофонов. Увеличение коэффициента детонации простого кассетного магнитофона вызвано небольшим вращающим моментом на валу малогабаритного электродвигателя и при ограниченном (не более 3 мм) диаметре ведущего вала — невозможностью применения маховика с большим моментом инерции. Если к этому добавить, что носимый магнитофон должен работать в любом положении, то станет ясно, как трудно при небольших габаритных размерах и малом объеме обеспечить небольшой коэффициент детонации, который в большой степени зависит еще и от качества изготовления деталей ЛПМ.