Основные теоретические положения. Пневмотранспорт – техника транспортировки сыпучих и штучных грузов под действием
Пневмотранспорт – техника транспортировки сыпучих и штучных грузов под действием сжатой или разряженной воздушной смеси.
По принципу действия пневмотранспортные установки бывают: всасывающие, нагнетательные, комбинированные. В данной работе рассматривается установка всасывающего действия (рис. 3.1).
Рисунок 3.1 − Схема пневмотранспортной установки всасывающего действия
Перемещение груза с помощью пневмотранспортной установки производится следующим образом. Вакуум-насос создает разряжение во всей системе. Под действием атмосферного давления воздух через сопло вместе с грузом засасывается в рабочий трубопровод, далее аэросмесь поступает в осадительную камеру-разгрузитель, откуда груз выводится с использованием шлюзового затвора. Воздух, содержащий мелкую пыль, по трубопроводу поступает в фильтр, из пылеуловителя чистый воздух по трубопроводу поступает в вакуум-насос и через воздухоотводную трубу выбрасывается в атмосферу. Пылевидные частицы, осевшие в пылеуловителе, выгружаются через шлюзовый затвор. Для приема груза из осадительной камеры и пылеуловителя могут использоваться конвейеры, бункеры.
Пневмотранспортные установки всасывающего действия позволяют производить забор груза в нескольких точках, а выгрузку в одной, дальность транспортирования 10…15 м, производительность 40…100 т/ч.
Достоинствами пневмотранспортных установок является их высокая производительность, комплексная механизация перегрузочных и транспортных операций, герметичность и компактность трассы перемещения грузов, что исключает загрязнение окружающей среды и потери ценных грузов, улучшает условия труда.
К недостаткам следует отнести высокий удельный расход энергии и интенсивный износ трубопровода и других частей установки, соприкасающихся с перемещаемым грузом, ограниченность крупности кусков грузов до 80 мм, прилипание влажных грузов к стенкам трубопровода и другим частям установки. При перемещении порошкообразных и тонкодисперсных материалов размером частиц менее 5 мк усложняется отделение груза от воздуха.
При выборе пневмотранспортных установок заданной производительности необходимо знать коэффициент массовой концентрации смеси воздуха с перемещаемым грузом, скорость движения аэросмеси, потребное количество воздуха, диаметры рабочих и воздушных трубопроводов, мощность двигателя вакуум-насоса или компрессора.
Производительность пневмотранспортной установки определяется по формуле
, (3.1)
где – расход воздуха, м3/с;
– коэффициент массовой концентрации, равный отношению массы перемещаемого в единицу времени груза к массе расходуемого за то же время воздуха. Зависит от расстояния перемещения, высоты подъема степени слеживаемости, влажности, склонности к аэрированию и др. (табл. 3.1);
– объемная масса воздуха: в нормальных условиях – 1,29 кг/м3, для всасывающих установок кг/м3, для нагнетательных кг/м3.
Расход воздуха в трубопроводе, м3/с,
, (3.2)
где – коэффициент, учитывающий потери воздуха через неплотности в трубопроводе и др.; принимают равным 1,1…1,15;
– внутренний диаметр трубопровода, м;
– рабочая скорость воздуха (аэросмеси), м/с:
(3.3)
где – коэффициент запаса ( = 1,5);
– скорость витания однородного сыпучего груза, м/с;
(3.4)
где – коэффициент, зависящий от формы частицы груза (шар – 1,0; округлая форма – 0,67; овальная – 0,57; пластинчатая – 0,45);
– диаметр шара, равновеликого объему частицы груза, м (табл. 3.2);
– объемная масса груза, кг/м3 (табл. 3.2).
Необходимая мощность привода воздушного насоса, к Вт,
(3.6)
где – коэффициенты полезного действия воздуходувной машины и ее привода;
- необходимые перепады давления по трассе, Н/м2:
(3.7)
где 1,25 – коэффициент неучтенных потерь;
– разряжение (необходимый вакуум) у сопла всасывающей установки или потери при вводе материала в трубопровод:
(3.8)
– потери на перемещение груза и воздуха по трубопроводу диаметром на горизонтальное расстояние , м, и высоту , м:
(3.9)
где – коэффициент сопротивления, зависящий от скорости (табл. 3.1);
– потери на вертикальный подъем груза и воздуха:
(3.10)
– средние потери в колене или отводе:
(3.11)
– потери в фильтре, принимаются .
Таблица 3.1 − Предельные значения параметров для разных групп грузов
Наименование группы грузов | Скорость воздуха, м/с | Концентрация, кг/кг | Коэффициент сопротивления, К |
Мелкоштучные | 25-35 | 3-5 | 0,5-1,0 |
Зернистые | 16-25 | 3-8 | 0,5-0,7 |
Порошкообразные и пылевидные | 20-30 | 15-25 | 0,3-0,5 |
Волокнистые | 15-18 | 0,1-0,6 | 1,0-2,0 |
Задание
1. Изучить конструкцию и принцип действия пневмотранспортной установки всасывающего действия.
2. Рассчитать производительность установки (формула 3.1)
3. Рассчитать мощность привода воздушного насоса для пневмотранспортной установки заданной мощности (формула 3.6) .
4. Исходные данные к расчету приведены в табл. 3.2.
Таблица 3.2 − Исходные данные к расчету пневмотранспортной установки
№ вар. | Груз | Размер частицы, мм | , кг/м3 | , м | , м | , % | , % | , мм |
Алебастр | 0,01-0,02 | 700-900 | ||||||
Арахис | 21х12 | 620-640 | 8,5 | 2,5 | ||||
Асбест | 0,15 | 500-600 | ||||||
Бобы какао | 27х14х7 | 510-610 | 9,5 | 3,5 | ||||
Гипс | 0,02 | 800-950 | ||||||
Глина | 0,1 | 1000-1500 | 10,5 | 4,5 | ||||
Горох | 6,5 | 700-750 | ||||||
Зола | 0,044-0,82 | 600-800 | 11,5 | 5,5 | ||||
Известь | 0,1 | 500-700 | ||||||
Калийная соль | 0,93 | 890-990 | 12,5 | 6,5 | ||||
Комбикорм | 2,0 | 350-450 | ||||||
Крупа манная | 0,4 | 630-680 | 13,5 | 7,5 | ||||
Пшено | 1-2,6 | 710-750 | ||||||
Рис | 3х10 | 620-680 | 14,5 | 8,5 | ||||
Кукуруза | 8-8,5 | 600-820 | ||||||
Мел | 0,1-0,3 | 1120-1200 | 9,5 |
Продолжение табл. 3.2
Мука пшеничная | 0,001-0,016 | 8,5 | ||||||
Овес | 2,5х4,0 | 390-500 | ||||||
Подсолнух | 11х6х4 | 250-440 | 9,5 | 2,5 | ||||
Песок | 0,5 | |||||||
Песок пылевидный | 0,1-0,2 | 800-1000 | 10,5 | |||||
Просо | 2,0-2,3 | 700-850 | 3,5 | |||||
Пшеница | 4,0-4,5 | 650-810 | 11,5 | |||||
Рожь | 3,0-3,5 | 660-790 | 4,5 | |||||
Сахар | 0,51-1,5 | 720-880 | 12,5 | |||||
Соль мелкая | 1,0 | 900-1300 | 5,5 | |||||
Сульфат натрия | 0,2-0,3 | 1300-1400 | 13,5 | |||||
Суперфосфат | 1-4 | 1100-1300 | 6,5 | |||||
Уголь бурый | 0,06 | 14,5 | ||||||
Уголь каменный (пыль) | 0,07 | 800-850 | 7,5 | |||||
Фосфат | 0,15 | 800-1000 | ||||||
Цемент | 0,02-0,09 | 800-1400 | 8,5 | 8,5 | ||||
Щепа | 10-20 | 270-350 | ||||||
Ячмень | 3,5-4,2 | 600-700 | 9,5 | 9,5 |
Практическая работа № 4.
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА
Цель: изучить методику расчета технико-эксплуатационных параметров ленточного конвейера