Результаты практического применения методики обучающего тестирования в учебном процессе
Впервые методика обучающего тестирования применялась автором настоящего пособия в 2000 году в Политехническом университете (СПбГПУ). По дисциплинам «Предпринимательское право» и «Коммерческое право» были подготовлены электронные комплекты методического обеспечения, включающие и курсы лекций и систему обучающих тестов. Группа студентов очной формы образования прошла обучение по дисциплине «Предпринимательское право», а группа вечерников – по дисциплине «Коммерческое право» с применением новой методики. В процессе обучения применялись как оперативное тестирование, так и рубежный контроль. Студентами новая технология была принята с полным одобрением. Уже со второго лекционного занятия посещаемость студентами занятий существенно повысилась. Большинство из них, освоив лекционный курс, досрочно прошли тестовый контроль по всем составляющим курса, продемонстрировав весьма хороший уровень знаний и навыков их применения на практике.
Первое масштабное применение данной технологии имело место в 2001 – 2002 учебном году в Морском техническом университете (СПбГМТУ).
В связи с изменением учебного плана, связанного с принятием нового Государственного образовательного стандарта, преподавание дисциплины «Правоведение» было перенесено с третьего на второй курс. В данном учебном году третий курс изучал «Правоведение» еще по старому стандарту, а второй также изучал эту дисциплину уже по новому стандарту. Нагрузка на преподавателей дисциплины удвоилась. К решению возникшей проблемы подключилась кафедра права. Было необходимо в течение одного семестра силами одного преподавателя, оформленного на 0,5 ставки, обучить данной дисциплине более 400 студентов (18 учебных групп). По принятым в вузе правилам в нагрузку преподавателя включалось только чтение поточных лекций (по 100 человек в потоке) и прием зачетов. Работа по выдаче задания для самостоятельной работы и проверке выполненных заданий в нагрузку преподавателя не включалась и, следовательно, не оплачивалась. Чтобы принять зачет у такого количества студентов при нормативе 15 минут на одного студента требовалась не одна зачетная неделя (как было предусмотрено планом), а 2,5 недели непрерывной работы. В указанных условиях традиционная организация учебного процесса не могла обеспечить необходимого качества обучения. В короткий срок был создан электронный комплект методических материалов, включающий новую программу, отвечающую требованиям стандарта, структурированный курс лекций, практикум по составлению основных видов правовых документов (завещаний, доверенностей, исковых заявлений, кассационных жалоб и т.п.) и комплект обучающих тестов. Все студенты были обеспечены электронными учебниками, а для небольшой части студентов, не владеющих персональным компьютером, силами студентов были изготовлены компактные распечатки текстов данного курса.
Учебный процесс с самого начала был организован на принципах сочетания очной и заочной форм обучения с применением обучающего тестирования, как это изложено в предыдущем разделе. Это позволило обеспечить качественное усвоение за один учебный семестр всеми четырьмя сотнями студентов учебного материала, содержащего основы 15-ти юридических дисциплин, полный и объективный контроль этих знаний с персональным обсуждением ошибок каждого студента и устранением этих ошибок. Все студенты выполнили задания по самостоятельному составлению правовых документов, представили выполненные задания в электронном виде на дискетах, которые были проверены преподавателем и допущенные ошибки студентами устранены.
Данная работа была выполнена в пределах отведенного преподавателю ресурса времени и с высоким качеством усвоения студентами учебного материала, что стало возможным исключительно благодаря использованию информационной технологии с применением обучающего тестирования.
Аналогичным образом было организовано обучение студентов второго курса в 2002 – 2003 учебном году по дисциплинам «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран». Применение данной технологии позволило поднять степень усвоения учебного материала большинства студентов до отличной оценки. Средний показатель качества был доведен до 100% по всем трем учебным группам.
В процессе подготовки вуза к министерской проверке в 2002 году были созданы комплекты групповых обучающих тестов по дисциплинам «Теория государства и права», «Гражданское право» и «Конституционное право России». Студенты, обучающиеся специальности «Юриспруденция», выдержали контрольное испытание по этим тестовым заданиям и положительные результаты тестирования были учтены комиссией министерства при вынесении решения об аттестации данной специальности в вузе.
На основании указанной технологии был создан автором настоящего пособия и издан консорциумом «Кодекс» электронный учебник по дисциплине «Правоведение» для неюридических специальностей.
«Кодексу» по факту издания одного из первых в стране лицензионных электронных учебников по правоведению
Мы встретились, и каждый встрече рад -
Морская леди наша Корабелка
И Ваш, что также плавает не мелко,
Авторитетный питерский фрегат.
Пусть возраст наш бальзаковский уже,
А КОДЕКС ваш из молодых да ранний,
Но все же, как ни странно, между нами
Установилась связь на вираже.
И Вы нас повели за поворот
На трассу электронных технологий,
Нам с Вами повезло, нам по дороге;
Мы выиграли с Вами этот лот.
Два месяца совсем не длинный срок.
И вскоре после первой встречи брачной
В том браке все сложилось так удачно,
Что тут же и родился наш сынок.
Он будет жить, играя и шутя,
Студентов будет обучать играя.
Легко, как эта рифма кольцевая,
Шутя, ведь он - любимое дитя.
5 марта 2003 г.
В разделе учебника «Материалы для преподавателей» включено пособие по созданию и применению рассмотренной выше технологии МОТ. В 2004 году третья редакция этого учебника включала электронные обучающие комплексы уже по пяти учебным дисциплинам: «Правоведение», «Сравнительное правоведение», «Философия права», «Финансовое право», «Налоговое право». В 2006 году вышла его 6-я редакция. Каждый из этих курсов оснащен обучающей тестовой системой на основе изложенной технологии.
В качестве части авторского вознаграждения автор настоящего учебного пособия получил от консорциума «Кодекс» право на бесплатное использование программного обеспечения для создания электронных учебников. Используя это право, были созданы комплекты электронных учебников по учебным курсам. В качестве образца прилагается такой комплект для восьми учебных дисциплин в формате «Кодекс»[57]. Если на Вашем компьютере не установлена программа КОДЕКС, прежде всего ее необходимо установить:
1) откройте папку Setap. откройте файл Setap с изображением паруса.
2) следуйте последовательным указаниям, пока не получите предложения перезагрузить компьютер. Перезагрузите его.
После этого основные файлы учебника будут иметь вид с рисунком синего перышка.
3) через любой из них откройте учебник
Для выхода на его начало щелкните по изображению желтой книги в меню. На открывшейся титульной странице из семи наименований учебных курсов откройте необходимый.
Каждая из учебных дисциплин имеет курс лекций с гипертекстом, тестовый тренажер, систему интеллектуального поиска с включенным массивом нормативно-правовых источников базы КОДЕКСа "Общезначимые документы российского права".
Через окно в меню (внизу слева), записав в него ключевые слова Вы получите подборку всех источников, в которых имеются данные слова (из правовой базы, курсов лекций, учебников и других материалов хрестоматии).
«Антивирусная защита» системы обучающего тестирования.
Применение тестового контроля, как и иного другого контроля знаний, часто вызывает у студентов желание обмануть систему, получить положительную оценку при низком уровне знаний учебного материала. Во все времена студенты писали шпаргалки и с их помощью сдавали экзамены. Но методика написания шпаргалок в действительности является одним из эффективных методов освоения учебного материала, она признана и даже приобрела такую узаконенную форму, как «Методика опорного конспекта».
Писать шпаргалки можно и даже весьма полезно, нельзя только пользоваться ими на экзамене. Особенно большой вред процессу обучения наносят попытки сдачи студентам экзамена с чужими шпаргалками.
В полной мере исключить возможность студенческого обмана не возможно, как не возможно полностью искоренить коррупцию, но в максимальной степени уменьшить его масштабы помогут некоторые специальные приемы противодействия:
1) первым защитным средством является форма тестовых заданий, когда они выполняются в 6-ти вариантах, а нумерация вариантов закодирована;
2) при тестовом контроле студенты должны быть «рассредоточены» по аудитории, т.е. сидеть по одному за столом и не общаться друг с другом;
3) раздавая листки с тестовыми заданиями, следует всех предупреждать, о необходимости их обязательного возврата без пометок и помарок. После завершения тестирования необходимо проследить, чтобы все задания были возвращены вместе с подписанными и заполненными протоколами. Необходимо иметь в виду, что невозвращенный лист с тестовым заданием обязательно превращается в «вирус», из которого будут изготовлены и размножены шпаргалки для всех, участвующих в процессе;
4) даже когда все листки заданий возвращены, «вирус» все же может оказаться в группе, так как кто-то очень ловкий успеет переписать тестовые задания, изготовить и размножить для всех «шпоры», поэтому при повторном тестировании с использованием тех же тестовых заданий необходимо принимать дополнительные антивирусные меры. В частности, если по результатам ответов имеется подозрение на пользование «трафаретом», целесообразно, принимая выполненное задание, предложить студенту устно ответить на два – три вопроса, на которые в протоколе имеются правильные ответы. Если ответы неверные, результат не засчитывать;
5) более надежной антивирусной защитой будет изготовление из выборок первого уровня по тематическим группам дисциплин итоговых комплектов тестовых заданий на дисциплину в целом с разными вариантами не только расположения утверждений, но и разными вариантами самих заданий и их расположения в комплекте. При проведении итогового тестового контроля по дисциплине добросовестные студенты ответят на вопросы верно, а студенты «трафаретники» ответить верно не смогут;
6) следующим уровнем защиты от «вирусов» будет групповое тестирование, которое организуется уже не преподавателем, ведущим дисциплину, а руководством кафедры или факультета.
7) еще одним из методов защиты может служить совмещение двух методик – опорного конспекта (в качестве допуска к тестированию) и тестирование (рубежное или итоговое).
В отдельных случаях студентам при тестировании можно разрешить даже пользоваться собственным опорным конспектом. Это обеспечит более ответственный подход к составлению опорного конспекта и частично облегчит для студентов процесс тестового контроля.
Организовав регулярную систему тестового контроля, при которой обманывать становится менее выгодно, чем работать честно, можно будет надеяться на то, что наши выпускники, не обремененные «вирусом очковтирательства» смогут обеспечить, по крайней мере, на своих рабочих местах, реальное преодоление кризисных явлений современной России, обеспечат хоть небольшое продвижение в направлении правового государства.