Краткие теоретические сведения. Валки прокатных станов выполняют основную операцию прокатки – деформацию (обжатие)
Валки прокатных станов выполняют основную операцию прокатки – деформацию (обжатие) металла и придание ему требуемой формы поперечного сечения. Валки прокатных станов можно разделить на две основных группы: листовые и сортовые. Листовые валки служат для прокатки листов, полос, ленты. Бочка у этих валков цилиндрической формы, поэтому эти валки называют гладкими (с гладкой бочкой). Валок состоит из бочки валка (диаметром D и длиной L) рис.1.1, шеек (диаметром d и длиной l), расположенных с обеих сторон бочки и опирающихся на подшипники, концевых частей служащих для соединения валка со шпинделем. К качеству валков прокатных станов предъявляются высокие требования, т.к. они определяют нормальную работу стана, его производительность и качество выпускаемой продукции. Валки работают в условиях непрерывного истирания их металлом, испытывая большие давления и воздействие резкоменяющейся температуры. Чтобы валки могли работать в течение длительного времени без поломок они должны обладать высокой прочностью.
При расчете на статическую прочность прокатный валок условно представляют как балку, лежащую на двух опорах и загруженную силами и крутящими моментами. Схема нагружения рабочего валка стана дуо 160 при прокатке листа представлена на рис. 1.1.
Поскольку ширина листа обычно бывает сопоставима с длиной бочки валка, то нагрузку на бочку валка от усилия прокатки Р полагают равномерно распределенной по ширине листа В (q = Р/B) и приложенной симметрично относительно вертикальной оси валка.
Поэтому реакции на шейки валков равны R = Р/2. К приводной шейке валка приложен крутящий момент Мкр. Подверженный такому нагружению валок испытывает изгиб и кручение. Однако в силу того, что диаметр бочки D обычно бывает существенно больше диаметра шейки d, напряжениями кручения в бочке обычно пренебрегают и рассчитывают бочку только на изгиб, а шейку - на изгиб и кручение.
Рис. 1.1. Схема нагружения валка рабочей клети дуо.
Максимальные напряжения изгиба в бочке валка рассчитывают по формуле
(1.1)
где
Мизг- максимальный изгибающий момент, Н·м;
Wизг = 0,1D3 - момент сопротивления бочки валка изгибу, м3.
(1.2)
Максимальные изгибающие напряжения в шейке валка возникают по галтели (в месте соединения шейки и бочки валка) и, принимая (С ≈ l/2), определяются по формуле:
(1.3)
Наибольшие касательные напряжения кручения получаются в приводной шейке валка (см. рис. 1.1) и составляют:
(1.4)
где
- момент сопротивления шейки кручению.
Суммарное напряжение в шейке определяют в зависимости от материала валка:
- для стальных валков по 4-й теории прочности
(1.5)
- для чугунных валков по теории Мора
(1.6)
Напряжения в приводной концевой части валка определяют в зависимости от ее формы.
Концевая часть валка, выполненная с цилиндрической шпонкой под съемную головку шпинделя (рис. 1.2), рассчитывается только на кручение по формуле
(1.7)
Затем для каждого элемента валка проверяют выполнение условия прочности:
или , (1.8)
где σ, τ - расчетные нормальные и касательные напряжения соответственно,
[σ], [τ]-допускаемые нормальные и касательные напряжения,
σв, τв- предел прочности материала по нормальным и касательным напряжениям,
[n] – допустимый коэффициент запаса прочности.
Расчетный коэффициент запаса прочности n должен превышать допустимое значение [n] , которое для рабочего валка равно 5.
Численные значения предела прочности валков по нормальным напряжениям σв в зависимости от материала приведены в табл. 1.
Рис. 1.2. Форма концевой части прокатного валка
Таблица 1.1 Предел прочности материала валков
Кованые валки | Литые валки | ||
Марка стали | σв, МПа | Марка материала | σв, МПа |
1. Углеродистые стали 50-60 | 600-650 | 1. Углеродистые стали 50-70 | 500-600 |
2. Легированные стали 55Х, 55ХН, 60ХН | 620-680 | 2. Легированные стали 50Х, 55Х, 55ХН, 60ХН, У15ХНМ | 580-650 680-700 |
3. Легированные стали 9Х, 9Х2, 9ХФ, 9ХМ, 9Х2М | 800-1000 | 3. Чугун СШ-СШХН, ЛШ-ЛШХН СП-СПХН, ЛП-ЛПХН | 400-500 400-500 |
Значения предела прочности металла на сдвиг обычно принимают как 0,6÷0,7 от σв
Порядок выполнения работы.
1. Ознакомиться с конструкцией рабочего валка стана дуо 160 с гладкой бочкой.
2. Провести необходимые для расчетов промеры всех элементов рабочего валка. Привести эскиз рабочего валка, пример выполнения эскиза приведен в приложении к работе.
3. Провести опытную прокатку4-х стальных образцов(H0хB0хL0=4х30х150 мм) с обжатиями Δh=0,5; 1; 1,5; 2 с фиксированием величины силы прокатки воздействующей на каждую шейку валка и полное усилие прокатки по показаниям полученным с мессдоз, установленных под нажимными винтами, и значений крутящих моментов на приводных шейках валков по крутящим моментам зафиксированным с датчиков установленных на верхнем и нижнем шпинделе. Результаты эксперимента занести в табл. 1.2
4. Провести расчеты на прочность рабочего валка по максимальному значению силы прокатки и приходящегося на валок крутящего момента.
Выводы по работе.
По полученным результатам сделать выводы о выполнении условия прочности рабочего валка стана дуо 160 с гладкой бочкой.
Таблица 1.2
№ п/п | H0 мм | h1 мм | Δh мм | ε, % | Pперев Кн | Рпривода Кн | Р∑ Кн | Мкр.в.шп Нм | Мкр.н.шп Нм |
Приложение. Пример выполнения эскиза рабочего валка
Контрольные вопросы