Пластинчатые конвейеры
Пластинчатыми называют конвейеры, перемещающие грузы на настиле, образованном из отдельных пластин, прикрепленных к гибкому тяговому элементу или составляющих одно целое с ним. Во избежание падения груза с настила в ряде случаев конвейеры снабжают неподвижными или подвижными (перемещающимися вместе с настилом) бортами.
Типы и область применения
Пластинчатые конвейеры (рис. 5.15, а) применяют для транспортирования насыпных (крупнокусковых, абразивных), волокнистых и штучных грузов.
При перемещении пластинчатым конвейером грузы-изделия иногда подвергаются технологическим операциям - мойке, окраске, охлаждению и т. п.
По конструкции настила и расположению трассы различают вертикально замкнутые конвейеры общего назначения (горизонтальные, наклонные и комбинированные) и изгибающиеся конвейеры с пространственной трассой. К специальным пластинчатым конвейерам условно относят планочные и прутковые конвейеры, эскалаторы и т. п.
Пластинчатые конвейеры бывают стационарными и передвижными.
Примерная область применения пластинчатых конвейеров приведена в табл. 5.31.
Основные параметры и размеры пластинчатых конвейеров выбирают из следующих предусмотренных ГОСТ 22281 рядов:
Ширину настила при транспортировании штучных грузов выбирают в зависимости от габаритных размеров груза, так же как и для ленточных конвейеров.
Элементы конвейеров
Грузонесущий элемент.Согласно ГОСТ 22281 грузонесущим элементом является настил; его изготавливают из стальных пластин, пластмассовых или деревянных планок. Определяющим в конструктивном исполнении настила является вид груза, подлежащий транспортированию.
В зависимости от конструкции настила ГОСТ 22281 устанавливает шесть типов конвейеров (см. табл. 5.31); конвейеры каждого типа изготавливают двух исполнений - с катками и без катков. У конвейеров первого типа ходовые катки служат опорными элементами; в конвейерах без катков опорными элементами служат ролики, укрепленные на станине, по которым движутся втулочные или роликовые цепи конвейера.
Тяговый элемент.Согласно ГОСТ 588 тяговым элементом пластинчатых конвейеров служат, как правило, две пластинчатые катковые цепи (для конвейеров первого исполнения) или две втулочные, роликовые или круглозвенные цепи (для конвейеров второго исполнения).
В пищевой промышленности широко используют конвейеры легкого типа с плоским петлевым настилом для транспортирования мелких штучных грузов (бутылки, банки, мелкие детали). В этих случаях конвейерные цепи объединяют с настилом (см. рис. 5.15, б); такой настил скользит по металлическим или пластмассовым направляющим путям.
Видом тягового элемента определяется и конструкция звездочек и блоков.
Натяжное устройство.Пластинчатые конвейеры снабжены винтовым или пружинно-винтовым натяжным устройством. Они обычно устанавливаются на концевых звездочках, причем в двухцепных конвейерах одну из концевых звездочек насаживают на вал без шпонки, что обеспечивает ее самоустановку по положению шарниров цепи. Ход натяжного устройства зависит от шага тяговой цепи (не менее 1,6...2 шага).
Привод конвейеров общего назначения (обычно один) располагается в головной части. Состоит из приводных звездочек, передаточного механизма и электродвигателя: приводные звездочки (ГОСТ 592) имеют 6... 12 зубьев; передаточный механизм - редуктор или редуктор с дополнительной зубчатой или цепной передачей. При необходимости плавного бесступенчатого изменения скорости между электродвигателем и редуктором устанавливают вариатор скорости.
Опорные конструкции.Направляющие пути изготавливают из уголков, швеллеров, а для тяжелых конвейеров - из узкоколейных рельсов. Станину конвейера выполняют в виде отдельных секций длиной 4...6 м, сваренных из прокатных профилей.
5.6.3. Расчет конвейеров
Исходные данные.Для проектного расчета исходными данными являются производительность, вид груза и его физико-механические свойства (масса, размеры, насыпная плотность и др.), схема трассы и режим работы.
Задачей проектного расчета, как указано в • 5.4, является определение геометрических параметров конвейера, выбор типа, размера
тягового элемента, расчет мощности привода, выбор электродвигателя и передаточного механизма.
Выбор типа настила и определение его ширины.Тип настила выбирают в зависимости от вида груза согласно ГОСТ 22281. Для штучных грузов используют настилы всех типов, но предпочтительными являются плоские безбортовые; для насыпных грузов - безбортовые плоские сомкнутые и волнистые настилы с неподвижными бортами; при транспортировании насыпных и штучных грузов, преимущественно горячих - бортовые плоские и волнистые настилы, для исключительно насыпных грузов при больших углах наклона (до 45...60°) -бортовые коробчатые.
Угол наклона ос конвейера определяется характеристикой транспортируемого груза. Для насыпных грузов
Меньшие значения в скобках - для настилов с бортами, большие -без бортов.
Ширину настила Вн (м) конвейера при транспортировании сыпучих грузов определяют, исходя из заданной производительности:
(5.51)
Исходя из этого, ширина настила без бортов (м) при транспортировании насыпных грузов
(5.52)
Ширина настила с бортами (подвижными или неподвижными)
(5.53)
Скорость конвейера выбирают обычно в пределах 0,05... 0,63 м/с (пределы скоростей по нормальному ряду по ГОСТ 22281). При использовании в качестве тягового элемента сварных круглозвенных цепей скорость можно увеличить до 1,25 м/с.
При определении ширины настила по формуле (5.53) предварительно выбирают высоту борта:
Ширину настила при транспортировании штучных грузов выбирают с учетом их габаритных размеров и способа укладки:
(5.54)
где Вг — наибольший поперечный размер груза, м.
Полученную по формулам (5.53) и (5.54) ширину настила необходимо округлить до ближайших (из нормального ряда) размеров по ГОСТ 22281.
Выбор типоразмера цепи.Максимальное статическое натяжение цепей Fст. max (цепи) пластинчатого конвейера с подвижным бортовым или безбортовым настилом можно ориентировочно для проектного расчета и предварительного выбора типоразмера цепи определить по приближенной формуле
где Fmin — наименьшее натяжение цепей; для пластинчатых конвейеров Fmin = 2,0... 3,0 кН; w — коэффициент сопротивления движению ходовой части конвейера; для втулоч-но-катковых цепей
qГ — линейная нагрузка на 1 м длины от груза, Н/м; qK — линейная нагрузка на 1 м длины от движущихся частей конвейера, Н/м: при ориентировочных расчетах значения коэффициента сопротивления можно принимать по табл. 5.33.
здесь Вн — ширина настила, м; Ан — коэффициент, зависящий от типа настила, Н/м; для стального бортового настила ориентировочные значения Ан принимают по табл. 5.34;
LГ, LХ — длина горизонтальной проекции груженой и холостой (незагруженной) ветвей конвейера, м; H — высота подъема груза, м; Wб — сопротивление трения груза о неподвижные борта, Н:
здесь f — коэффициент трения насыпного груза о стенки борта (см. приложение 16); h6 — рабочая высота борта;lб — длина бортов; nб — безразмерный коэффициент бокового давления:
для приближенных расчетов принимают nб = 1.
При скорости полотна выше 0,10 м/с тяговые цепи следует рассчитывать с учетом динамических нагрузок:
где Fp — расчетная нагрузка, Н; Fд — динамическая нагрузка, действующая на цепь, Н; Кд — коэффициент динамических нагрузок; при скорости полотна от 0,1 до 0,3 м/с Kд = 1,15; выше 0,3 м/с - Кд = 1,25.
Далее определяют разрушающую нагрузку Fpaзp > n Fp и выбирают типоразмер цепи.
Если тяговый элемент двухцепной, то расчетная нагрузка на одну цепь
где Fр2 - расчетная нагрузка, определенная по формуле (5.58); Кн - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между тяговыми цепями, Кн = 1,6...1,8.
Выбор двигателя.Тяговое усилие (в Н) на приводных звездочках
гдеFmin— минимальное натяжение цепи, Н; Fmin = (2,0...3,0 кН; W3B— сила сопротивления вращению приводных звездочек, Н [см. формулу (5.35)]:
Потребная мощность двигателя (кВт)
При проектировочном расчете можно ограничиться этими результатами. При подробном расчете необходимо провести тяговый расчет по отдельным участкам (см. §5.4). По уточненному максимальному натяжению тягового элемента следует провести проверочный расчет выбранной ранее цепи на прочность, определить мощность двигателя и выбрать двигатель. Определить необходимое передаточное отношение между валом двигателя и приводным валом конвейера и составить кинематическую схему привода конвейера.
СКРЕБКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ
Скребковые конвейеры - это транспортирующие машины, в которых груз перемещается волочением по желобу или трубе прямоугольного или круглого сечения.