Порядок проектирования комплекса пртс-работ
КУРСОВОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПО МЕХАНИЗАЦИИ
ПОГРУЗОЧНО-
РАЗГРУЗОЧНЫХ,
ТРАНСПОРТНЫХ
И СКЛАДСКИХ РАБОТ
Под редакцией доктора технических наук, профессора Ф. Г. Зуева
Рекомендовано Комитетом по высшей школе Миннауки России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Машины и аппараты пищевых производств", "Технология хранения и переработки зерна"
МОСКВА «КОЛОС» 1995
ВВЕДЕНИЕ. 4
РАЗДЕЛ I. 4
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРТС-РАБОТ. 4
Глава 1. 6
ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ПРТС-РАБОТ. 6
1.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРТС-РАБОТ. 6
1.2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН 8
Глава 2. 9
АККУМУЛИРУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА И СХЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ ПРТС-РАБОТ НА ГРУЗОПОТОКАХ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ.. 9
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕМОЙ ГРУЗОВМЕСТИМОСТИ И ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ АККУМУЛИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ.. 9
2.2. СХЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ ПРТС - РАБОТ НА ОСНОВНЫХ ГРУЗОПОТОКАХ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ 14
2.2.1. Зернозаготовительные предприятия. 14
2.2.2. Зерноперерабатывающие предприятия и комбикормовые заводы.. 21
Глава 3. 31
АККУМУЛИРУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА И СХЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ ПРТС-РАБОТ НА ГРУЗОПОТОКАХ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ.. 31
3.1. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРОВ УКРУПНЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ЕДИНИЦ 31
3.2. ВЫБОР СПОСОБОВ СКЛАДИРОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СКЛАДОВ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ.. 35
3.3. МЕХАНИЗАЦИЯ ПРТС-РАБОТ НА СКЛАДАХ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ ПРИ ШТАБЕЛЬНОМ ХРАНЕНИИ.. 39
3.4 МЕХАНИЗАЦИЯ ПРТС-РАБОТ НА СКЛАДАХ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ ПРИ СТЕЛЛАЖНОМ ХРАНЕНИИ.. 46
Глава 4. 55
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРТС-РАБОТ. 55
4.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕМОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И РАБОЧИХ.. 55
4.2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ. 60
4.3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ ПРТС-РАБОТ. 64
4.3.1. Капитальные затраты.. 65
4.3.2. Эксплуатационные затраты.. 67
РАЗДЕЛ II. 69
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ ПРТС-РАБОТ.. 69
Глава 5. 70
МАШИНЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ.. 70
5.1. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ТИПА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН ДЛЯ ПРТС-РАБОТ 70
5.2. КЛАССЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И РЕЖИМЫ ИХ РАБОТЫ 70
5.3. КОНСТРУКЦИЯ И ТИПОРАЗМЕРЫ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ КОНВЕЙЕРОВ С ТЯГОВЫМ ЭЛЕМЕНТОМ.. 73
5.3.1. Выбор типоразмеров тяговых элементов. 73
5.3.2. Опорные, поворотные и направляющие устройства. 78
5.3.3. Натяжные устройства. 84
5.3.4. Приводы.. 87
5.3.5. Загрузочные и разгрузочные устройства. 88
5.3.6. Поддерживающие металлоконструкции. 92
5.4. РАСЧЕТ КОНВЕЙЕРОВ С ТЯГОВЫМ ЭЛЕМЕНТОМ.. 92
5.5. ЛЕНТОЧНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ.. 98
5.5.1. Ленточные конвейеры общего назначения. 99
5.5.2. Ленточные конвейеры специальных типов. 101
5.5.3. Расчет конвейеров. 101
5.6. ПЛАСТИНЧАТЫЕ КОНВЕЙЕРЫ.. 108
5.6.1. Типы и область применения. 108
5.6.2. Элементы конвейеров. 109
5.7. СКРЕБКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ.. 113
5.7.1. Типы и область применения. 113
57.2. Элементы конвейеров. 117
5.8. ПОДВЕСНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ.. 121
5.8.1. Типы и область применения. 121
5.8.2. ЭЛЕМЕНТЫ КОНВЕЙЕРОВ.. 121
5.8.3. Расчет конвейеров. 127
5.9.1. Типы и область применения. 130
5.9.2. Элементы норий. 135
5.9.3. Расчет элеваторов. 138
5.9.4. Полочные и люлечные элеваторы.. 141
5.10. ВИНТОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ.. 143
5.10.1. Типы и область применения. 143
5.10.2. Элементы конвейеров. 145
5.10.3. Расчет конвейеров. 146
5.11. РОЛИКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ.. 149
5.11.1. Типы и область применения. 149
5.11.2. Расчет конвейеров. 150
Глава 6. 151
УСТАНОВКИ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА.. 151
6.1. ТИПЫ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.. 151
6.2. ОБОРУДОВАНИЕ ПНЕВМОТРАНСПОРТНЫХ УСТАНОВОК.. 152
6.3. РАСЧЕТ ПНЕВМОТРАНСПОРТНЫХ УСТАНОВОК.. 164
6.4. УСТРОЙСТВА АЭРОГРАВИТАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА.. 173
6.4.1. Принцип действия и область применения. 173
6.4.2. Расчет аэрогравитационных конвейеров. 174
Глава 7. 175
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ ИЗ АВТОМОБИЛЕЙ, ВАГОНОВ И СУДОВ.. 175
7.1. МАШИНЫ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ АВТОМОБИЛЕЙ.. 175
7.2. МАШИНЫ И УСТАНОВКИ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ ВАГОНОВ.. 186
7.3. МАШИНЫ И УСТАНОВКИ ДЛЯ ЗАГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ СУДОВ.. 190
Глава 8. 198
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ ПРТС-РАБОТ СО ШТУЧНЫМИ ГРУЗАМИ.. 198
8.1. ПАКЕТОФОРМИРУЮЩИЕ МАШИНЫ.. 198
8.2. МАШИНЫ ДЛЯ УКЛАДКИ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ В ГОФРОКОРОБА И ЯЩИКИ.. 209
8.2.1. ОБОРУДОВАНИЕ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ПРИНЦИПОМ УКЛАДКИ.. 209
8.2.2. ОБОРУДОВАНИЕ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ПРИНЦИПОМ УКЛАДКИ.. 212
8.3. МАШИНЫ ДЛЯ УКЛАДКИ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ В ТАРУ-ОБОРУДОВАНИЕ. 214
8.4. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ УКЛАДОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ 216
8.5. КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ.. 223
8.6. ЛИФТЫ.. 236
8.7. РОБОТЫ И МАНИПУЛЯТОРЫ.. 245
8.7.1. Область применения робототехнических устройств и требования, предъявляемые к ним 245
8.7.4. Элементы промышленных роботов. 252
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 255
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 256
ВВЕДЕНИЕ
Работа перерабатывающих предприятий связана с перемещением больших масс сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. В цехах многих современных предприятий установлены высокопроизводительные поточные линии, где грузы в потоке перемещаются без существенных затрат ручного труда. Наряду с этим на начальных операциях при поступлении и хранении сырья, а также при хранении и перемещении готовой продукции все еще занято большое число рабочих (50 % от числа занятых), причем в большей степени на работах, выполняемых вручную. Такое положение не только приводит к существенному удорожанию продукции, но и сопровождается увеличением потерь сырья и продукции на погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских (ПРТС) операциях. В связи с этим механизация ПРТС-работ является одним из существенных резервов для решения продовольственной проблемы, которые могут быть наиболее успешно использованы только при комплексном рассмотрении всех вопросов в системе поставщик - транспорт - потребитель как единого целого. Такой подход требует сложных разработок, и для их выполнения должны быть подготовлены квалифицированные специалисты, в совершенстве владеющие методикой системного анализа и новой наукой "логистика"*, находящей применение как в области материально-технического снабжения, обеспечивая сокращение сроков доставки грузов потребителю, так и при доставке продовольственных товаров, позволяя унифицировать потребительскую и транспортную тару и тем самым сократить потери дорогостоящих продуктов при перевозках и хранении. Вся система охватывает связи поставщиков и потребителей, находящихся иногда в различных подсистемах: сельское хозяйство -предприятия первичной переработки - предприятия вторичной переработки или предприятия, выпускающие готовую продукцию, - базы оптовой торговли - розничные магазины. Кроме того, в систему продовольственных складов должны входить оптовые склады не только государственной торговли, но и Центросоюза.
При изучении дисциплины "Механизация ПРТС-работ" студенты должны получить знания о системных подходах к решению транспорт-
*Логистика — планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого на нем и покидаемого это предприятие материального и соответствующего ему информационного потоков (проф. Г. Павеллек Гамбургского технического университета).
но-складских задач, которые могут обеспечить принятие правильного научно обоснованного решения. Так, предприятия рассматриваются в комплексе как со связями с другими предприятиями той же отрасли, так и с предприятиями других отраслей пищевой промышленности, заготовительных систем и потребителей продукции - торговых организаций.
Естественно, при выполнении курсовых проектов студенты в ограниченные сроки не могут охватить всю большую систему перемещений и хранения грузов перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса. Тем не менее они должны иметь представление о системных подходах к решению механизированных комплексов ПРТС-работ.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРТС-РАБОТ
Основными объектами курсового проектирования по механизации ПРТС-работ являются складские комплексы с сырьем и готовой продукцией различных перерабатывающих отраслей, где сосредоточены большие объемы погрузочно-разгрузочных работ и где реализуются межотраслевые связи предприятий с другими системами (поставщиками сырья и тары, потребителями готовой продукции).
В отдельных случаях объектами проектирования могут быть поточные линии или робототехнические комплексы, обслуживающие транспортные процессы поступления сырья, тары, а также процесс отправления готовой продукции.
Одной из важных задач курсового проектирования, как и самого курса механизации ПРТС-работ, является привитие студентам навыков экономического обоснования принимаемых решений, исходя из общенародных интересов. Хотя такой подход необходим, прежде всего, инженерам-экономистам, однако экономические аспекты технических решений являются важнейшими и для инженеров-механиков. Поэтому в объеме курсового проекта первым разделом является разработка технического предложения комплекса и его технико-экономического обоснования, начиная с уточнения исходных данных проектирования, приводимых в задании.
Курсовой проект состоит из следующих разделов.
1.Пояснительная записка, в которой приводятся исходные данные и определяются основные параметры в объеме технических предложений проектируемого комплекса: расчетная производительность на входе и выходе; требуемая грузовместимость зоны хранения; размеры погрузочно-разгрузочных фронтов; площади и размеры зоны хранения; типоразмеры основного оборудования для ПРТС-работ; численность обслуживающего персонала в комплексе. Затем рассчитывают два основных технико-экономических показателя решения - удельные трудовые и приведенные (денежные) затраты.
2.Графическая часть технических предложений, состоящая из чертежа плана и разрезов сооружений комплекса с указанием размещения принятого подъемно-транспортного оборудования (1 лист, М 1:100; 1:50).
3.Эскизный проект машины или установки, который выполняется на основании исходных данных, полученных в технических предложениях. В состав эскизного проекта машины или установки входит уточнение технологического расчета машины, кинематические и прочностные расчеты отдельных узлов и основных элементов конструкции, составление спецификаций на машину (поузловых) и на отдельные основные узлы машины. Все это вместе с ранее выполнен-
ным технико-экономическим обоснованием является содержанием пояснительной записки.
Графическая часть эскизного проекта составляет три листа чертежей форматом 24 (ГОСТ 2.301). На одном листе (ВО или ГЧ) размещают общий вид машины или установки (в увязке с элементами связи ее с соседними машинами); на двух других - конструкции основных узлов машины или установки. Во всех случаях - это привод машины, включая приводной барабан или звездочки, а также натяжное устройство в конвейерах или два механизма в грузоподъемных машинах, например механизмы подъема и передвижения или вращения.
Весь объем курсового проекта состоит из общей пояснительной записки (25-30 с) и 4 листов чертежей форматом 24.
Учитывая большое разнообразие грузопотоков и условий работы различных перерабатывающих предприятий, типовые задания на курсовой проект должны охватывать все или, по крайней мере, большинство отраслей пищевой промышленности.
В данном случае разработаны задания для объектов различных отраслей пищевой промышленности (табл. 1.1).
Тексты и данные некоторых заданий приведены в приложениях 1-6.
По способу организации проектирования проект может выдаваться как одному студенту (индивидуальный), так и группе студентов (групповой). Последний рассчитан для работы двух-четырех студентов по одной теме. Темами для групповой разработки могут быть разработки в объеме технико-экономического обоснования (ТЭО) каждым студентом одного из вариантов решения комплекса, например механизация ПРТС-работ в зоне хранения склада штучных грузов при штабельном или стеллажном хранении, при использовании в качестве укрупненных транспортных единиц пакетов на плоских поддонах или тары- оборудования; применение в расходных складах свеклы сахаро-песочных заводов бурачных эстакадного и конвейерного типа и т. д.
Преимуществом таких групповых заданий является возможность путем сравнительного анализа результатов ТЭО нескольких вариантов, их обсуждения и обоснования получить от студентов наиболее эффективные решения.
Другой вариант группового задания - разработка сложного оборудования для механизации ПРТС-работ, например пакетоформирующих и расформировывающих машин, автоматов для укладки мелкоштучных грузов в тару - оборудование и их выемки оттуда и др. Недостатком в этом случае будет невозможность обеспечения индивидуального выполнения ТЭО. По-видимому, такие групповые задания следует предусматривать в группах конструкторов, для которых объект совместной работы над одной машиной будет весьма полезен.
Индивидуальные задания предусматривают разработку ТЭО одного варианта механизированного склада или комплекса (например, механизированного причала), а также расчет и конструирование одной из машин комплекса (конвейера, пневмотранспортной установки, кран-штабелера и др.). Для того чтобы разработка ТЭО была индивидуальной, предусматривается, что производительность комплекса в задании каждого студента будет различная.
Глава 1
ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ПРТС-РАБОТ
В курсовых проектах рассматриваются два вида комплексов. Это механизированные склады сырья или готовой продукции различных перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса, в которых сосредоточены средства механизации ПРТС-работ, включая те, которые обслуживают внешние грузопотоки. Кроме того, в тематику курсовых проектов включены также отдельные комплексно-механизированные линии выгрузки и транспортирования сыпучих грузов. Проектирование ведется на основании индивидуальных исходных данных.