Вопрос 11. Рельсовые скрепления (промежуточные, стыковые)
Стыковые скрепления выполняются в виде плоских накладок, соединяющих рельсы при помощи болтов.
Стыковые скрепления в зависимости от конструкции бывают болтовые, клееболтовые и сварные. В наиболее распространенной форме стыковые скрепления состоят из двух стальных накладок с болтовыми отверстиями и 4–6 путевых болтов. При использовании рельсов в качестве проводников электрических цепей стыки делают электропроводящими, принимая меры к снижению окисляемости соприкасающихся частей или устанавливая дополнительные электрические соединители, которые перекрывают стыковой зазор. Для электрического разъединения блок-участков, используемого при автоблокировке, применяют изолирующие стыки: сборные с прокладками и втулками из диэлектрических материалов или склеенные с помощью полимеров.
Промежуточные скрепления состоят из рельсовых подкладок и прикрепителей. Комбинации этих деталей и их конструктивных разновидностей образуют различные типы промежуточных скреплений. Наиболее распространенным типом прикрепителя при деревянных шпалах служат костыли, которые впервые применили еще на линии Петербург–Москва. При железобетонных шпалах возможны и бесподкладочные промежуточные скрепления, но с упругим соединением в узле. Чем более жестко подрельсовое основание, тем более необходимо и важно применение упругих промежуточных скреплений.
Срок службы скреплений зависит от сочетания достаточно большого числа эксплуатационных и природно-климатических факторов (осевых нагрузок, скорости и характера движения, качества текущего содержания пути и ходовых частей подвижного состава, а также плана и профиля линии, температурного режима и т. д.). Определяющим же (нормативным) сроком службы скреплений промежуточных и стыковых, точно так же как исроком службы рельсов, является грузонапряженность железнодорожной линии. Поэтому при сплошной смене рельсов проверяют все скрепления, сортируют и, если это возможно, используют повторно. Для повторной укладки в путь используют до 90–95 % накладок, 70–80 % болтов и 50–60 упругих шайб.
Для соединения примыкающих друг к другу торцами отдельных рельсов с целью образования непрерывных рельсовых нитей в звеньевой конструкции пути их концы перекрывают с обеих сторон накладками, которые стягивают через отверстия болтами; такое соединение рельсов называется болтовым. Основными его элементами являются накладки, болты, гайки, пружинные шайбы.
Стыковые накладки предназначены для прочного соединения рельсов в непрерывную рельсовую нить. По типу и применению они подразделяются:
· на двухголовые (рис. 3.1);
· переходные;
· изолирующие.
В настоящее время в звеньевых конструкциях железнодорожного пути в наибольшем объеме применяются простые по форме двухголовые накладки с постоянным по длине поперечным сечением, что обеспечивает оптимальную работу стыка за счет плотного прилегания своих рабочих граней к рельсу. Маркировка железнодорожных накладок соответствует типам рельсов, для которых они предназначены. В зависимости от типа накладки железнодорожные могут иметь разное число болтовых отверстий: в накладках 2Р65 – таких отверстий четыре, во всех остальных, включая и накладку 1Р65, – шесть.
Промежуточные рельсовые скрепления.
Требования, предъявляемые к ним
Промежуточные скрепления осуществляют связь между рельсами и подрельсовыми основаниями.
Основные требования, предъявляемые к промежуточным скреплениям:
· обеспечение стабильности ширины колеи и подуклонки рельсов;
· исключение продольного перемещения рельсовых нитей по опорам, отрыва и угона рельсов;
· обладание прочностью и в целом достаточной упругостью, чтобы смягчать динамическое воздействие вертикальных и горизонтальных (поперечных и продольных) нагрузок, вибрацию и колебания рельсов;
· скрепления должны иметь возможно меньше деталей;
· содержание скреплений в исправном состоянии должно быть по возможности менее трудоемким и т. д.
Скрепления имеют различную конструкцию применительно к виду шпал, на которых укладывают рельсы (деревянные или железобетонные).
3.3.1. Промежуточные скрепления для деревянных шпал
Типовым промежуточным скреплением для деревянных шпал служит подкладочное костыльное скрепление смешанного типа ДО (рис. 3.3). Основными его элементами являются клинчатая ребордчатая подкладка, обеспечивающая большую площадь передачи давления от рельса на опору и костыли (основные и обшивочные от 4 до 5 шт.). В скреплении ДО основные костыли удерживают рельс от бокового сдвига и опрокидывания (на опрокидывание работает на каждой подкладке один костыль, на сдвиг, как правило, – все), а обшивочные костыли уменьшают сдвиг подкладки при действии горизонтальных сил и вибрацию подкладок. Нормальные (обычные) костыли имеют овальную головку, а удлиненные (пучинные) – призматическую. Длина нормальных костылей 165 мм, масса 0,378 кг; длина пучинных – 205, 240 и 280 мм. Чтобы уменьшить разрушающее действие костылей, в шпалах предварительно сверлят и антисептируют отверстия глубиной 130 мм и диаметром 12,7 мм.
Рис. 3.4. Рельсовое скрепление КД на деревянных шпалах: 1 – двухвитковая шайба; 2 – шуруп; 3 – подкладка; 4 – клеммный болт; 5 – клемма; 6 – подрельсовая площадка; 7 – прокладка под подкладку
Раздельные пункты.
Раздельный пункт — пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.
К раздельным пунктам на железной дороге относятся:
· станции;
· обгонные пункты;
· разъезды;
· путевые посты;
· проходные светофоры путевой автоматической блокировки;
· границы блок-участков при АЛСН, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи.
Назначение:Раздельные пункты, простейшими из которых являются разъезды и обгонные пункты, служат для скрещения, обгона поездов, обеспечивают безопасность их движения и увеличивают пропускную способность участков железных дорог. На станциях кроме того осуществляются операции по приёму, отправлению, формированию и расформированию (сортировочные и участковые станции) поездов, производится приём-выдача грузов, обслуживание пассажиров, ремонт и обслуживание подвижного состава.
Границы: Каждый раздельный пункт имеет чётко установленные границы, отделяющие его от прилегающих перегонов. Границами раздельных пунктов являются:
· на однопутных участках — входные светофоры;
· на двухпутных участках по каждому в отдельности главному пути — с одной стороны — входной светофор, с другой сигнальный знак «Граница станции»;
· на двухпутных участках, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, границами с обеих сторон по каждому в отдельности главному пути являются входные светофоры.